Взаимодействие внешней и внутренней среды
Николай Краюшенко
Для эффективной и успешной работы на рынке компании необходимо обеспечить взаимодействие между внешней и внутренней средой. И во внешней, и во внутренней среде компании происходят процессы, которые могут открыть для фирмы новые возможности и перспективы. Для решения этих задач разработаны специальные приемы анализа среды. Самый распространенный метод - анализ взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних факторов, которые дают возможность определить сильные, слабые стороны, внешние угрозы и возможности организации, и затем выявить, как они связаны между собой.
Шаг 1. Выявление сильных сторон компании
Составьте перечень сильных сторон вашей компании. Он может выглядеть следующим образом:
• Хорошая репутация
• Низкие издержки
• Современная технология
• Оказание дополнительных (сервисных) услуг
• Высокое качество
• Профессиональные сотрудники
Рассмотренный перечень составлен из общих показателей. Анализируя деятельность своей фирмы, вы сможете составить список на основе более детальной информации.
Шаг 2. Выявление слабых сторон компании
Выявив сильные стороны организации, составьте перечень наиболее слабых сторон деятельности компании. Например:
• Ухудшение конкурентной позиции
• Небольшой выбор услуг
• Недостаточный управленческий опыт
• Отсутствие квалифицированных охранников
• Недостаточная мотивация труда работников
Шаг 3. Определение возможностей
Ваши возможности – это ваш потенциал. На данном шаге перечислите возможности вашей организации, в том числе не используемые в настоящее время. Например:
• Возможность выхода на новые сегменты рынка
• Запуск новых услуг
• Уход конкурентов с рынка
• Льготное налогообложение
• Снижение затрат
Шаг 4. Определение угроз
Угрозы для компании состоят из внешних и внутренних факторов, например:
• Возможность появления новых конкурентов
• Рост продаж услуг-заменителей
• Возрастающее давление конкурентов
• Изменение запросов покупателей
• Недобросовестный персонал
Шаг 5.Установление связей
После того, как были обозначены плюсы и минусы внутренней и внешней среды компании, ее возможности и угрозы, необходимо установить взаимосвязи между ними. Наиболее простой способ – это занесение полученной информации в табличную форму.
ТАБЛИЦА № 3 Установление связей
|
Возможности
1.Запуск новых услуг с использованием ПЦН
2.Уменьшение банком процентной ставки по кредиту
|
Угрозы
1.Открытие новых мониторинговых компаний
|
Сильные стороны
1.Опыт работы;
2.Хорошая репутация;
3.Высококвалифицированные охранники;
4.Оказание дополнительных услуг
|
Поле «Сила и Возможности»:
Закупка дополнительного оборудования и программного обеспечения
|
Поле «Сила и Угроза»:
Поддержка и усиление положительной репутации позволит сохранить клиентов. Акцент на возможности получить различные виды услуг в одном месте.
|
Слабые стороны
1.Сильная конкуренция;
2.Недостаточная мотивация сотрудников
|
Поле «Слабость и Возможности»:
Снижение процентной ставки высвобождает часть актива, который можно использовать для мотивации сотрудников
|
Поле «Слабость и Угрозы».
Улучшения мотивации сотрудников позволит удержать клиентов.
|
В верхней части таблицы записываются выявленные возможности и угрозы, в левой – сильные и слабые стороны. На пересечении разделов образуются четыре поля, где вписаны и проанализированы парные комбинации:
Поле «Сила и Возможности»: Проанализировав возможности использования сильных сторон организации, вы сможете получить отдачу от потенциалов внешний среды.
Поле «Слабость и Возможности»: С помощью появившихся возможностей преодолейте имеющиеся в компании слабости.
Поле «Сила и Угрозы»: Используйте сильные стороны компании, чтобы справиться с угрозами.
Поле «Слабость и Угрозы»: Постарайтесь найти пути избавление от слабых сторон, тем самым, предотвращая возникшие угрозы.