Роль маркетинга в деятельности малых предприятий
ИА "Альянс Медиа" /
Ни для кого не является откровением, что успех поведения фирмы определяется ее интеллектуальным потенциалом.
Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Особенно это актуально для малого предпринимательства. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг.
В литературе дается следующее определение маркетинга: «маркетинг - это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке». Данное определение можно дополнить заключением Ф. Котлера: «маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров». Рассматривая маркетинг с этих позиций, можно дать третье (объединяющее) определение маркетинга: «маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей». «Рычагами» или «комплексом» маркетинга называют совокупность таких элементов маркетинга, как продукт (товар), цена, место, продвижение:
товар (продукт) – все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Часто говорят о пакете товаров/услуг.
цена – сюда относится цена как сумма денег, получаемых при обмене за товар или услугу при коммерческой деятельности или стоимость времени при предоставлении внутренних услуг в организации.
место – система распределения, которую вы выбрали для продвижения товаров/услуг. Включает также способы распределения, например, непосредственно конечному потребителю или через посредников.
продвижение (promotion) – включает различные формы коммуникации с потребителем, например, реклама в электронных или печатных средствах информации, формирование общественного мнения и стимулирование продаж.
Все функции маркетинга можно разделить на четыре группы:
Аналитические функции – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов. Данные функции маркетинга позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Итогом аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению. Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. На многих предприятиях эта работа проводится специальным отделом или поручается самостоятельным исследовательским институтам.
Производственные функции – организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции.
Производственные функции обеспечивают создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство в целях придания ему гибкости, адаптивности к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относительно низкими издержками производства.
Сбытовые функции – организация каналов распределения, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение ценовой политики, реклама. Данные функции распространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель, по ценам, которые выгодны как продавцу, так и покупателю.
Управленческие функции – организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга. Управленческие функции маркетинга предполагают организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности: он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития. Управленческие функции маркетинга позволяют определить приоритеты в деятельности предприятия и развернуть его «от нужд производства – к нуждам рынка».
Анализируя теоретические данные, изложенные выше, и современную ситуацию в малом бизнесе, можно сказать, что на сегодняшний день становится все сложнее предоставить конкурентоспособный товар/услугу, не имея рыночной концепции управления предприятием, не обращаясь к комплексному анализу рынка, изучению экономической конъюнктуры. В такой ситуации возрастает роль маркетинга, точнее маркетингового подхода при управлении предприятием. Но на практике услуги маркетологов в малом предпринимательстве не просто используют редко, порой о них вообще ничего не знают. Приступая к формированию концепции будущего бизнеса, потенциальные предприниматели не имеют представления о состоянии рынка, конкурентах, целевой аудитории, факторах, влияющих на выбор места торговых точек. В некоторых случаях они просто не считают необходимым обращать внимание на такие нюансы. В других ситуациях — не знают, как решить подобные проблемы. О приглашении консультанта со стороны одни бизнесмены не слышали вообще, другие считают его услуги непозволительной роскошью, предпочитая полагаться на собственный опыт и интуицию. Но некомпетентность начинающих бизнесменов — не единственная причина, по которой они не хотят обращаться в консалтинговые службы.
В специализированной литературе есть понятие «предпринимательский, или стихийный, маркетинг» — когда компания, создавая и продвигая свой товар или бренд, не прибегает к услугам маркетологов, то есть проблему маркетинга так или иначе кто-то решает, но не профессионалы. Отчасти это обоснованно: если бизнес, пусть даже небольшой, уже какое-то время существует на рынке, значит, накоплены определенные знания. Но, как отмечают маркетологи, такой «стихийный» подход эффективен лишь в том случае, когда руководство компании досконально разбирается в специфике своего бизнеса: внимательно следит за повседневной деятельностью предприятия, знает особенности работы клиентов и конкурентов. В реальности же маркетинговые мероприятия в малом предпринимательстве нередко сводятся к публикации рекламных объявлений и нерегулярному ценовому мониторингу.
Штатного сотрудника, занимающегося вопросами маркетинга в сфере малого бизнеса, встретить трудно. И тому есть ряд причин.
Пригласить специалиста со стороны для многих означает расписаться в собственной беспомощности, подорвать веру в личный профессионализм.
Такая категория, как начинающие предприниматели, обычно мало интересуется вопросами маркетинга. Для них самая важная задача — быстрее «запустить» бизнес. Зачастую они настолько ослеплены собственными идеями, что с легкостью совершают ошибки.
Немаловажен и тот факт, что найти компетентного маркетолога — нелегкая задача. Рынок подобных услуг только начинает развиваться, опытные маркетинг-консультанты востребованы, а молодому специалисту руководитель не всегда может довериться (что к тому же вряд ли эффективно — чаще требуется целая команда).
Собственно, и особенности российского рынка таковы, что многие живут сегодняшним днем, не думая о перспективе. По этой причине они и не считают нужным принимать стратегические решения. Это иностранные компании привыкли планировать свою деятельность на десятки лет вперед. Нам такая практика кажется удивительной. По мнению специалистов, с вхождением бизнеса в цивилизованное русло появляется необходимость в получении теоретических знаний и спрос на маркетинговые услуги. Вероятно, это объясняет тот интерес, который в последнее время стали проявлять к данной теме деловые периодические издания. Цель подобных статей не столько в том, чтобы внести ясность в вопросы маркетинга, помочь овладеть терминологией, сколько в том, чтобы производители и потребители названных услуг нашли друг друга. Ведь представители малого бизнеса в большей степени нуждаются в практикующих маркетологах, нежели в абстрактных советах. Более того, как утверждают специалисты, именно небольшим предприятиям грамотный консалтинг способен помочь в условиях конкурентной борьбы. Если у крупных компаний «возможности для маневра» (производственные, финансовые, кадровые) достаточно широки, то в малом бизнесе картина иная.
Ни для кого не секрет, что малые предприятия находятся в сложных условиях, поскольку их собственные ресурсы ограничены, и они не могут на равных конкурировать с более крупными фирмами по таким параметрам, как доступ к информационным ресурсам, освоение новой продукции, обучение кадров, приобщение к современным технологиям, получение финансовой поддержки. Поэтому как раз для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию рыночного поведения. Но именно маркетинг как концепция управления деятельностью компании в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим предприятиям не только держаться на плаву, но и успешно функционировать в рыночной среде.