Контрактная система закупок. Требования закона плюс деловая репутация

28/08/2017 Контрактная система закупок. Требования закона плюс деловая репутация

 

Каким требованиям, вытекающим из закона, должны соответствовать компании НСБ, предполагающие участие в тендерах на оказание охранных услуг госзаказчикам?
Вступив в начале августа в должность председателя Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин высоко поднял планку представительства бизнес-структур негосударственной сферы безопасности московского региона в общественной деятельности, направленной на еще более конструктивное взаимодействие НСБ с органами государственной власти, совершенствование законодательства, регулирующего вопросы безопасности в негосударственном секторе, иных позитивных процессов правоохранительной направленности.
В представленной широкой общественности НСБ Стратегии развития Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты в перечне целевых показателей указаны две задачи, непосредственно связанные с процедурами проведения торгов для оказания услуг (выполнения работ) в сфере безопасности и исполнением организациями НСБ государственных контрактов.
В частности, Дмитрий Галочкин предполагает в срок до 2018 года добиться представительства участников Гильдии НСБ МТПП в тендерных комиссиях, проводящих торги с государственным финансированием в сфере безопасности, а в срок до 2019 года – обеспечить вовлечение до 99% московских предприятий НСБ, имеющих государственные контракты и контракты с крупными организациями, имеющими в уставном капитале долю, принадлежащую правительству города Москвы.
Любому сотруднику негосударственных структур безопасности известно, что для нашей отрасли крайне важно участие предприятий НСБ в торгах, целью которых является заключение контрактов на оказание охранных услуг организациям, имеющих государственное финансирование. То факт, что государство и муниципальные власти доверяют предприятиям негосударственного сектора обеспечение охраны и безопасности столь серьезных объектов как имущественные комплексы образования, здравоохранения, транспорта, иных видов деятельности, свидетельствует о том, что отраслевое сообщество НСБ прочно занимает свое достойное место в многоуровневой системе российской экономики.
Участие негосударственных структур безопасности в государственных торгах существенно стимулирует повышение качества оказания, в частности, охранных услуг для государственных и муниципальных нужд, деятельность этих организаций по разработке и реализации системного подхода к исполнению заключенных государственных и муниципальных контрактов, более эффективное использование собственных и заемных денежных средств, развитие добросовестной конкуренции. Учитывая декларируемую законодательством прозрачность всего цикла государственных закупок от планирования до приемки и анализа результатов контрактов, руководители предприятий НСБ мотивированы активно противодействовать проявлениям коррупции и другим злоупотреблениям в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок охранных и иных услуг (работ, товаров) в сфере негосударственной безопасности обеспечивает условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, которыми являются юридические лица с участием государства, в услугах (работах, товарах) с определенными показателями цены, качества и эффективности.
Стабильность и надежность функционирования этой системы обеспечиваются строгим соблюдением – в идеале – принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок услуг (работ, товаров), обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, эффективности осуществления закупок и, наконец, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд в сфере обеспечения охраны и безопасности негосударственного сектора экономики.
В частности, принцип открытости и прозрачности полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок охранных и иных услуг, связанных с обеспечением безопасности, должен быть реализован с помощью размещения этой информации в единой информационной системе. Создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок может осуществляться, к примеру, с помощью системы запретов на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям действующего законодательства, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Действия заказчика в сфере закупок, особенно связанных с обеспечением безопасности, должны предусматривать привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, регулярное повышение уровня квалификации и профессионального образования работников, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ну и разумеется, следует не забывать о персональной ответственности должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку законом установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных соответствующими правовыми нормами, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Этим принципам следуют все без исключения предприятия и организации негосударственной сферы безопасности, принимающие участие в торгах на право заключить контракт, предметом которого является оказание охранных услуг или иных услуг (выполнение работ, производство продукции), касающихся обеспечения безопасности объектов, принадлежащих государству.
Какие же требования к предприятиям и организациям, принимающим участие в тендерах, предъявляет российское законодательство?
Таковые в настоящее время регламентированы двумя нормативными правовыми актами – Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
К примеру, частная охранная организация выражает намерение выступать в качестве исполнителя по договору возмездного оказания охранных услуг, где заказчиком будет выступать государство в лице какого-то уполномоченного органа исполнительной власти. Соответственно, для реализации этого намерения эта ЧОО должна стать участником контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако одного желания мало.
В Федеральном законе № 223-ФЗ приводятся лишь общие положения, касающиеся проводимых торгов. Базовым документом при проведении таковых является Положение о закупке, которое утверждается заказчиком. Этот документ содержит расширенную информацию о сроках проведения торгов, способах их реализации и требованиях к участникам. Одним из главных положений Федерального закона № 223-ФЗ считается запрет ограничения допуска лиц к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.
А вот Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ряд жестких условий по отношению к участникам. Эти требования прописаны в статье 31 указанного правового акта; все они предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Во-первых, организация должна соответствовать параметрам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во-вторых, юридическое лицо, являющееся участником закупки, не должно находиться в стадии ликвидации, должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
На дату подачи заявки на участие в закупке деятельность участника закупки не должна быть приостановлена в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
У участника закупки должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении исполнителя (подрядчика, поставщика) не принято.
У руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки должны отсутствовать судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289290291291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуг, выполнением работ, поставкой товаров, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Участник закупки – юридическое лицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должно было быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения в виде незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания ему услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Далее, участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением ряда случаев.
Между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов, под которым понимаются прямо прописанные в законе случаи.
Важно, чтобы участник закупки не являлся оффшорной компанией.
Кроме перечисленного, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестренедобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков) информации об участнике закупки.
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти страны наделено правом предъявлять к участникам закупок отдельных видов услуг, работ или товаров дополнительные требования. В их числе может быть, помимо прочего, наличие:
- финансовых ресурсов для исполнения контракта;
- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта;
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Вот как раз о несомненной важности такого показателя как деловая репутация и говорил председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин в своем докладе на заседании Гильдии 1 августа, на котором присутствовали, в том числе, президент МТПП Владимир Платонов, председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности, председатель Координационного совета НСБ Москвы Инна Святенко.
Дмитрий Галочкин справедливо отмечал, что именно деловая репутация предприятий сообщества негосударственной сферы безопасности должна в ближайшем будущем стать тем краеугольным камнем в основании процедур проведения торгов, касающихся заключения госконтрактов на оказание различного вида охранных услуг с привлечением негосударственных структур.
В ракурсе рассматриваемого вопроса будет нелишним напомнить слова члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председателя Координационного совета НСБ России, председателя редакционного совета объединенной редакции медиапортала «Хранитель» и практического журнала «Охранная деятельность» Виктора Озерова, подчеркивавшего: «Деловая репутация – это понятие, которым люди начали пользоваться не вчера и не год назад. Сегодня, в обстановке, обусловленной мировым экономическим кризисом и попытками извне расшатать и ослабить финансово-хозяйственную деятельность российского общества, серьезно обострилась конкуренция между субъектами этой деятельности. В том числе между предприятиями, действующими на рынке негосударственной безопасности, включая оказание охранных услуг. За прошедшие с момента возникновения охранной отрасли годы заказчик значительно изменился. Теперь он руководствуется не только ценовыми характеристиками услуг, предлагаемых к оказанию частными охранными организациями. Несмотря на то, что в ряде случаев, особенно при проведении тендеров на охранные услуги, некоторые заказчики, чего греха таить, пытаются заключить договор по цене экономически неоправданно низкой, все больше и больше компаний, стремясь обеспечить свою безопасность, обращают серьезное внимание на репутационную составляющую. Стабильность, надежность, положительная известность на рынке частной охраны – вот те параметры, которые выходят на передний план, позволяют компаниям выгодно выделяться среди конкурентов и получать преимущества при заключении договоров».
На наш взгляд, именно совершенствование механизмов внутреннего регулирования деловой репутации предприятий и организаций негосударственной сферы безопасности поможет сделать решительный шаг вперед на пути дальнейшего упрочения взаимодействия власти и профессиональных и общественных институтов НСБ, направленного на значительное расширение инфраструктуры, переданной негосударственным предприятиям для обеспечения безопасности объектов, в том числе и путем заключения соответствующих контрактов на торгах.
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости