История

  12 февраля 2004 года исполнелось 35 лет со дня образования подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в органах внутренних дел Российской Федерации.

В условиях формирования правового государства важное место в контроле за соблюдением правил производства и использования в народном хозяйстве взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ, оружия и боеприпасов занимает лицензионно-разрешительная система, регламентирующая порядок получения разрешений на совершение определённых действий или правомочий предприятиями, организациями, учреждениями, а также отдельными гражданами.
   Предметы и вещества, на которые распространено действие разрешительной системы, являются такими объектами, бесконтрольное владение и использование которыми может нанести вред государству, общественному порядку, личной безопасности граждан, государственному и личному имуществу. Являясь источниками повышенной опасности, названные объекты требуют соблюдения определённого режима перевозки и хранения, нарушение которого может вызвать несчастные случаи. Поэтому на всех этапах своего развития государство уделяло большое внимание совершенствованию законодательства, регламентирующего общественные отношения, связанные с изготовлением, приобретением, ношением, сбытом и использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых и других опасных веществ, по своей природе нуждающихся в особой регламентации и охране.
   Если посмотреть в прошлое, на Руси огнестрельное оружие появилось в 14 веке. В Голицынской летописи упоминание о первых «арматах» встречается уже в 1389 году. Практически с этого же времени возникают нормативно закреплённые поло¬жения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался, как правило, на различных должностных лиц правоохранительных органов государства Российского. До 1917 года подданные Российской империи обладали правом на приобретение и хранение огнестрельного оружия (пистолетов и револьверов) в целях самообороны, правда, с известными ограничениями. Российские подданные могли также приобретать огнестрельное оружие в целях охоты либо для занятий спортом. Однако бытующее в настоящее время мнение, что до Октябрьской революции оружие было доступно всем, не более чем миф. На самом деле существовала весьма жесткая система ограничений во владении всеми видами оружия на территории Российской империи.В российском законодательстве существовало также и понятие «запрещённого оружия». Так, уже в 1700 году запрещено было носить остроконечные ножи, впоследствии Уставом Благочиния 1782 года данный запрет был заменён общим запрещением носить оружие.
   В 1793 году в Своде Законов Российской империи, а в дальнейшем в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1876 года с особой точностью были определены свойства запрещённого оружия: запрещалось всем и каждому «носить трости со вдъланными въ них потаёнными кинжалами, клинками и другими орудиями», например. Что же касается права граждан на охоту, то оно также было строго регламентировано законом. Его были, в частности, лишены: клирики, лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или нарушение правил об охоте. Для охоты на чужой земле, помимо охотничьего билета, требовалось получение письменного дозволения владельцев, казённого и удельного ведомства (в казённых и удельных землях) либо обер-гофмейстера (в местах высочайшей охоты). Кстати, именно охотничьему билету суждено было в течение довольно длительного периода выполнять роль своеобразного разрешения на гладкоствольное охотничье оружие.
   В 1917 году Российская империя рухнула, а вместе с ней канули в Лету многовековые традиции, правила, да и весь Свод Законов Российской империи. После революции, естественно, у гражданского населения скопилось немало различного оружия. 10 декабря 1918 года Советским правительством подписывается декретом - все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 года «Об охоте» был ограничен круг лиц, которым предоставлялось право владеть охотничьим оружием. Теперь им могли пользоваться только граждане, имевшие охотничий билет.
 

Постановлением ВЦИКот 13 марта 1923 года «Об охоте» оружие делится на следующие категории:
- нарезное огнестрельное оружие типа военных образцов, снятых с вооружения армии;
- охотничье огнестрельное оружие;
- охотничье холодное оружие.

   С этого периода и до 1986 года был разработан и принят ещё целый ряд нормативных актов, действие которых было направлено на сужение рамок оборота оружия, усиление контроля за процессами, происходящими внутри этой сферы, детализацию функций органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы. Возникла острая необходимость кодификации разрозненных нормативных документов в целостную систему положений и норм, определяющих как основные задачи, функции, формы и методы организации работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, так и порядок оборота оружия - объекта разрешительной системы.
   В 1987 году Министерством внутренних дел разрабатываются и принимаются два нормативных акта, которыми вплоть до принятия в 1993 году Закона Российской Федерации «Об оружии» руководствовались не только органы внутренних дел, но и многие заинтересованные министерства и организации, осуществляющие деятельность, связанную с оружием.
   Приказом МВД СССР от 6 мая 1987 года утверждается инструкция о работе ОВД по осуществлению разрешительной системы. Впервые наиболее объёмно и конкретно излагаются задачи ОВД по предупреждению нарушений правил приобретения, учёта, хранения, перевозки и использования предметов и веществ, на которые установлен особый режим пользования. Следует отметить, что наряду с оружием и боеприпасами в этот перечень вошли взрывчатые вещества, а также целый ряд других предметов и веществ от ядов до печатей и штампов. Инструкция определила перечень объектов разрешительной системы, а также компетенцию милиции по выдаче разрешений предприятиям, организациям и учреждениям на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного оружия, на открытие и функционирование стрелковых тиров, стендов и стрельбищ, магазинов, торгующих оружием и боеприпасами. Этим же документом в обязанности МВД СССР и территориальных органов внутренних дел вменялась регистрация и учёт охотничьих ружей, принадлежащих гражданам, осуществление контроля за порядком их хранения и использования, а также выдача разрешений на приобретение и хранение оружия.
   Следующий приказ МВД СССР от 1 декабря 1987 года № 246 утвердил инструкцию о порядке приобретения, перевозки, хранения, учёта и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и охотничьими ножами. Посвященный исключительно оружейной проблеме указанный нормативный акт детализировал функции разрешительной системы, действия заинтересованных сторон и многие другие специфические вопросы в этой области. Нормативно закрепил понятие оружия и его классификацию.
   По существу два этих важных документа стали своеобразной платформой, базой для подготовки и принятия в 1993 году первого в истории России специального Закона Российской Федерации «Об оружии».
   Другим документом, который существенно расширил функции и увеличил объём работы сотрудников лицензионно-разреши-тельной системы, стал Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятый в 1992 году. В связи с этим возникла объективная необходимость создания самостоятельного подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью.
   В Иркутской области до создания самостоятельного подразделения лицензионно-разрешительной работой занималась группа сотрудников из 3 чел., в составе отдела охраны общественного порядка УВД области (1964 г.). С 1973 г. данной работой занимались майор милиции Соколов К.Н., майор милиции Довгалёв А.В., а также капитан милиции Шигапов В.Н. С 1975 г. группу разрешительной системы возглавлял майор милиции Шеметов Н.А., затем Бердников Александр Владимирович.

   В 1993 году в составе управления профилактической службы УВД области был создан подотдел лицензионной-разрешительной системы, который возглавил подполковник милиции Алексеев Михаил Александрович, в 1995 г. начальником подотдела был назначен подполковник милиции Бойко Александр Арсеньевич.
   Отдел лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МОБ УВД Иркутской области был выведен в самостоятельное структурное подразделение приказом начальника УВД области № 189 от 14.06. 1996 г. на основании приказа МВД России № 180-96 г. Начальником отдела был назначен майор милиции Неверов Валерий Вячеславович, до этого возглавлявший отделение ЛРР в УВД г. Иркутска, который на протяжении вот уже 7 лет до настоящего времени возглавляет данное подразделение.
Отдел состоит из 9 сотрудников. В его состав входит отделение по контролю за оборотом оружия из 5 сотрудников и группа по контролю за частной детективной и охранной деятельностью из 3 сотрудников.