обсуждение проекта

18/02/2016 обсуждение проекта

 

Ответы на вопросы, предложения и замечания участников Круглого стола по проблемам частной военно-охранной деятельности

pb-ur.ru / [18.02.2016]

 

 

28 января 2016 года в Государственной Думе состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности». В ходе обсуждения его участниками был высказан ряд вопросов, на которые разработчиками законопроекта были подготовлены предлагаемые ответы.

Ответы подготовлены экспертами Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» В.И. Шестаковым и В.А. Ананьевым  (17 февраля 2016 года).

 

 

 Вопрос

Ответ

1.                  

Какова причина необходимости создания частных военно-охранных организаций?

Основными причинами создания в России частных военно-охранных организаций является:

- глобальная приватизация отдельных функций государства, в том числе в военной сфере;

- изменение доктринальных взглядов на ведение войн и участия в них регулярных армий;

- формирование концепции «гибридных» войн и необходимость создания иррегулярных частей для защиты интересов государства без его прямого участия;

- международный опыт использования ЧВК.

2.                  

Нужен ли отдельный федеральный закон, который бы регулировал частную военно-охранную деятельность?

Нужен, так как частная военно-охранная деятельность является самостоятельным видом деятельности, имеет свой предмет правового регулирования и свои особенности.

Наличие закона позволяет работать ЧВОО в правовом поле, а контролирующим органам осуществлять действенный контроль.

Кроме того, ООН рекомендует регламентировать деятельность ЧВК национальным законодательством.

3.                  

Почему законопроект называется «О частной военно-охранной деятельности», а не «О частных военно-охранных организациях»?

В соответствии с Гражданским кодексом предметом правового регулирования является не организация, как юридическое лицо, а деятельность, осуществляемая этим юридическим лицом.

4.                  

Почему в законопроекте используется термин «организация», а не «компания»?

Гражданский кодекс Российской Федерации не употребляет термин «компания», а использует термин «организация». Поэтому в отличие от зарубежных названий в рассматриваемом проекте употребляется словосочетание «частная военно-охранная организация», которая является не публичной и создается в одной организационно-правовой форме – общество с ограниченной ответственностью. Это позволяет исключить участие иностранных физических и юридических лиц в управлении ЧВОО.

5.                  

Кто и на каком основании осуществляет лицензирование частной военно-охранной деятельности?

Законопроект предусматривает два лицензирующих органа: Министерство обороны Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Учитывая, что деятельность ЧВОО за рубежом относится к внешнеторговой деятельности, то в соответствии с законодательством о внешнеторговой деятельности лицензирование осуществляет Минпромторг России.

На территории Российской Федерации лицензирующим органом предлагается Министерство обороны Российской Федерации, поскольку основным заказчиком работ и услуг ЧВОО является Минобороны России.

6.                  

Являются ли частные военно-охранные организации конкурентами частным охранным организациям?

Не являются по следующим причинам:

- это два самостоятельных вида деятельности;

- они регулируются отдельными нормативными правовыми актами;

- ЧВОО охраняет объекты, на которые не распространяется частная охранная деятельность.

7.                  

Кто и почему является заказчиком работ и услуг частных военно-охранных организаций?

На территории Российской Федерации заказчиком работ и услуг ЧВОО является Минобороны России, за пределами территории Российской Федерации заказчиками могут быть российские государственные органы, коммерческие организации, иностранные легитимные государственные органы, международные организации, юридические и физические лица.

8.                  

Имеют ли право частные военно-охранные организации использовать в своей деятельности граждан иностранных государств?

Имеют, но только за пределами Российской Федерации.

Но при этом руководитель ЧВОО должен быть гражданином Российской Федерации.

9.                  

В чем суть гарантий законности деятельности частных военно-охранных организаций?

Законопроект устанавливает целый ряд таких гарантий, а именно, лицензирование деятельности, трехуровневое правовое регулирование (в соответствии с международным, российском правом и правом государства территориальной юрисдикции), четкое определение перечня военно-охранных работ и услуг, установление жестких требований к учредителю, руководителю и работникам ЧВОО, установление приоритета публичных интересов над частными.

10.               

Нужна ли специализация частных военно-охранных организаций?

Специализация ЧВОО не нужна, так как в соответствии с законопроектом существует только одна форма ЧВОО. В лицензии ЧВОО указываются виды работ и услуг, которые они могут оказывать. Это позволит им быть независимыми от государственных заказов.

11.               

Нужен ли отдельный закон о добровольцах? Можно ли положение о добровольцах внести в законопроект о частной военно-охранной деятельности?

Полагаем, что институт добровольцев является самостоятельным видом деятельности, который требует отдельной проработки и специального правового регулирования. Поэтому считаем, что положение о добровольцах нельзя прописать в законе о частной военно-охранной деятельности.

12.               

В чем необходимость деятельности частных военно-охранных организаций на территории Российской Федерации?

ЧВОО на территории Российской Федерации выполняет работы и оказывает услуги в интересах Минобороны России, а также может оказывать содействие МВД России и МЧС России в защите конституционного строя и в условиях чрезвычайных ситуаций.

13.               

Оправдано ли наличие боевого ручного огнестрельного оружия у частных военно-охранных организаций на территории Российской Федерации?

Оправдано в ходе оказания услуг в интересах Миноборны России и МВД России при защите конституционного строя и охране особо важных объектов.

14.               

Каково соотношение деятельности частей и подразделений Министерства обороны Российской Федерации и частных военно-охранных организаций?

ЧВОО берут на себя выполнение функций, не свойственных Миноброны России, тем самым обеспечивают и способствуют эффективному решению его основных задач.

15.               

Насколько необходим широкий спектр работ и услуг, выполняемых и оказываемых частными охранными организациями? Не является ли он излишним?

Перечень видов военно-охранных работ и услуг дан на основе международной практики, документов ООН и исходя из реальных потребностей Российской Федерации.

16.               

Подрывает ли наличие частных военно-охранных организаций государственную монополию на насилие на территории Российской Федерации и за рубежом?

В последнее десятилетие в мире происходит глобальная приватизация функций государства. В том числе и в сфере насилия. Наглядный пример тому - деятельность ЧВК. В России этот процесс начался с 90-х годов прошлого столетия (создание частных охранных организаций, служб безопасности юридических лиц, деятельность детективов и т.д.). В настоящее время в России по существу сформировалась негосударственная система обеспечения национальной безопасности, субъекты которой выполняют работы и оказывают услуги в области безопасности, в том числе и с применением насилия.

17.               

Что такое «гибридные» войны и почему в ходе них необходимо использовать частные военно-охранные организации?

Термин «гибридная» война появился в конце ХХ века. Суть «гибридной» войны состоит в том, что основной технологией её ведения является иррегулярное и информационное противоборство. Противник, который не владеет, не имеет инструментария для противодействия в такой форме вооружённой борьбы, как правило, терпит поражение.

ЧВОО относятся к иррегулярным подразделениям, поэтому они активно используются в современных условиях.

18.               

Нужны ли Российской Федерации иррегулярные части в виде частных военно-охранных организаций?

Усиление сил ядерного сдерживания и сил общего назначения иррегулярными частями позволило бы укрепить обороноспособность России. Это можно осуществить путем замены ведомственной охраны Минобороны России ЧВОО. Создание дополнительных ЧВОО вытекает из решения практических задач по защите интересов России за рубежом.

19.               

Насколько частные военно-охранные организации свободны в своей коммерческой деятельности?

ЧВОО является коммерческой организацией и поэтому на нее в полной мере распространяется гражданское законодательство.

Вместе с тем ЧВОО относится к организациям с ограниченной правосубъектностью. Эти ограничения предусмотрены проектом Федерального закона «О частной военно-охранной деятельности». Они касаются порядка создания ЧВОО, их организационно-правовой формы, лицензирования, требования к учредителям, руководителям, работникам, приоритет публичных интересов над частными, жесткий административный контроль.

20.               

Какие основные направления использования частных военно-охранных организаций на территории Российской Федерации?

Основными направлениями использования ЧВОО на территории Российской Федерации являются:

- обеспечение безопасности объектов Минобороны России;

- подготовка мобилизационных ресурсов;

- содействие в защите конституционного строя.

21.               

Указанный законопроект не нужен для деятельности отечественных организаций за рубежом.

Закон о ЧВОО не нужен тем организациям, которые вне правового поля фактически осуществляют деятельность, аналогичную деятельности ЧВОО. В этом случае они действуют на свой страх и риск и находятся вне правовой защиты со стороны российского законодательства.

22.               

Могут ли отечественные организации, ныне действующие за рубежом, попасть под действие статьи УК «наемничество»?

Могут, если их работники будут заниматься вербовкой, обучением, финансированием или иным материальным обеспечением наемника, а равно его использованием в вооруженном конфликте или военных действиях.

23.               

Могут ли частные военно-охранные организации иметь отношение к вопросам обеспечения национальной безопасности?

Могут. Система обеспечения национальной безопасности состоит из двух самостоятельных, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных систем ее обеспечения: государственной системы обеспечения национальной безопасности и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

В состав субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности обычно включают:

- органы местного самоуправления;

- негосударственный (частный) нотариат;

- адвокатуру;

- частные коммерческие организации, производящие и поставляющие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги в сфере безопасности;

- общественные объединения;

- некоммерческие организации;

- граждан.

В число указанных субъектов входят организации, индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги безопасности и вследствие этого образуют негосударственную сферу безопасности (НСБ).

Учитывая, что ЧВОО оказывает услуги в области безопасности, они также входят в негосударственную систему обеспечения национальной безопасности и соответственно в НСБ.

24.               

Можно ли МВД России использовать для лицензирования частных военно-охранных организаций?

Нет, нельзя в силу специфики деятельности ЧВОО (выполнение работ и оказание услуг в интересах Минобороны России и за рубежом).

25.               

Насколько правомочно использовать частные военно-охранные организации для военно-технического сотрудничества с иностранными государствами?

Законопроект предусматривает возможность использования ЧВОО для военно-технического сотрудничества в случаях, когда государство напрямую не может выполнять указанную функцию.

26.               

Почему организационно-правовая форма для образования частной военно-охранной организации установлена в виде общества с ограниченной ответственностью?

Это сделано для установления более жесткого контроля за деятельностью ЧВОО и не допущения того, чтобы в составе его учредителей оказались иностранные юридические и физические лица.

27.               

Почему уставной капитал частной военно-охранной организации 10 миллионов рублей?

При установлении указанного уставного капитала разработчики законопроекта исходили из того, что необходимо ограничить количество создаваемых ЧВОО. Полагаем, что указанная сумма уставного капитала позволит решить эту задачу. Величина уставного капитала в ходе осуждения законопроекта может быть видоизменена при наличии обоснованных доводов.

28.               

Почему в законопроекте существуют многочисленные ограничения на деятельность частных военно-охранных организаций, в том числе на участие в террористических акциях, владение ядерным оружием и т.п.?

В данном случае разработчики руководствовались международными документами в сфере деятельности ЧВК, а также рекомендациями, содержащимися в Документе Монтрё, Кодексе поведения частных военных компаний.

В ходе дальнейшей работы над законопроектом в эту часть будут внесены соответствующие коррективы.

29.               

Необходим ли реестр договоров частных военно-охранных организа


Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости