Интервью с Председателем Правления НП «КЦ РОСС» и исполнительным секретарем КС при МВД РФ Голощаповым И.А.

31/12/2013 Интервью с Председателем Правления НП «КЦ РОСС» и исполнительным секретарем КС при МВД РФ Голощаповым И.А.

Интервью с Председателем Правления НП «КЦ РОСС» и исполнительным секретарем КС при МВД РФ Голощаповым И.А.
 
 В конце уходящего года, «Пульт» обратился к И.А. Голощапову – Председателю Правления НП «КЦ РОСС» и исполнительному секретарю КС при МВД РФ с просьбой ответить на вопросы о ключевых тенденциях и стратегических перспективах развития частной охраны в РФ.
Пульт. Уважаемый Игорь Александрович, существует ощущение, что охранный бизнес растёт. Вы разделяете это ощущение?
И. Голощапов: Тренд сегодняшнего дня – создание федеральных сетевых структур
Игорь Голощапов. Количество объектов в официальной статистике растёт. И это, действительно, факт. Правда, часть этого роста определяется ужесточением учётной политики МВД, но есть и реальный рост по пультовой охране. Опять же можно оценивать рост ЧОД по разным критериям. Сокращается физохрана, один объект физической охраны меняется на полсотни объектов пультовой. Физически охранников остаётся прежнее количество. Это можно назвать повышением производительности труда за счёт внедрения новых технологий.
Неоднозначно влияние на развитие частной охраны кризисных явлений в экономике. С одной стороны, кризис организаций заставляет экономить, в том числе на охране. С другой стороны, мне понравилось рассуждение Александра Громцова – для неработающих предприятий охрана материальных ценностей еще более актуальная задача, чем для работающих. Другое дело, что охране надо занимать адекватную позицию в вопросе цены на такие услуги.
П. Количественные изменения часто приводят к качественным. Происходит ли это в нашей сфере в связи с ростом числа охраняемых объектов и производительности труда?
И.Г. Происходит изменение конфигурации игроков на рынке. Тренд сегодняшнего дня – создание федеральных сетевых структур. Этот процесс запустил проект «Дельта». До этого были попытки некоторых структур выходить на межрегиональный уровень. Но «Дельта» первой запустила в прямом смысле коммерческий проект федерального масштаба. Это расшевелило рынок, и те, кто был в «полуготовности», тоже включились в гонку за федеральный статус. И не только те, кто сейчас на слуху – Дельта, АРЕС, Цезарь Сателлит, Гольфстрим и другие, но есть группа компаний, которые имели межрегиональный статус, и стали его активно развивать. Это интереснейший проект МОП «Центр», это саморегулируемая организация «Охрана» (на базе СРО – фактически провозгласившая создание федеральной структуры), «Интегрированная безопасность», которая продвигает по форме общественный проект, но по сути франчайзинг. Это очень интересные не стандартные проекты, которые разными путями ведут к консолидации активов. Насколько они будут эффективны – время покажет.
Важно отметить рост «ведомственных» (по форме независимых) сетевых структур. Это Группа компаний Северсталь, имеющая свои охранные структуры в 50 регионах, это Луком А и другие. Отказываясь от услуг ЧОО с улицы, создавая свои, они оптимизируют расходы, повышают управляемость. А Газпром, Транснефть, Роснефть и Россети вообще пробили право на создание ведомственной охраны, которая по сути является сетевой федеральной охранной структурой. Усилия Ведомственной охраны Минэнерго в сфере ТЭК – тоже, в принципе, лежат в этой плоскости. Всё это рост федеральных охранных структур, идущий разными путями с использованием разных инструментов.
П. Формирование сетевых компаний сталкивается с трудностями. У нас большая страна, регионы отличаются друг от друга. Есть определённая региональная клановость экономики. Не считаете ли Вы, что сетевые компании провалятся, схлынут, как волна?
И.Г. Могу привести пример из Финляндии, где мы были в этом году с визитом. Там кроме международных гигантов работает финская компания, которая создана 6 лет назад путём скупки и объединения 20 местных фирм. После дважды прошедшей смены руководства, нескольких оптимизаций структуры и шести лет работы, нынешний директор говорит, как о большом достижении, получение в этом году первой прибыли. Это были 20 успешных фирм, но чтобы из них сделать одну успешную, — нужно время, упорство и масштабная личность менеджера. Нужно формирование корпоративной традиции, культуры, даже обрядов – Макдоналдс не за два года построился.
Не думаю, что это схлынет, как волна. Будущее у федеральных сетей есть. Вопрос только времени и терпения инвестора. Менеджеры, ранее работавшие на меньшем масштабе, должны набрать опыт, в том числе и негативный. Возможно, должны в ходе работы выдвинуться новые люди.
Охранные услуги — вторичный рынок, изменения на нём связаны с изменениями на других рынках. Партнёры должны быть адекватны друг другу, услуга должна быть адекватна компании — клиенту. И охранный бизнес должен быть адекватен объективным потребностям заказчиков. Создание и развитие сетей ритейла – объективная основа создания сетевых компаний в сфере услуг. Сетевикам интересно работать с одним оператором, одними стандартами, единообразным понятием цены, управляемой структурой. Это экономический базис процессов консолидации активов в сфере ЧОД, а при его наличии у федеральных охранных структур есть будущее.
Создать эффективные барьеры на пути федеральных сетей вряд ли возможно. Все пытаются, в регионах происходят попытки сплочения… Но поскольку все компании независимы и конкурируют между собой, — всегда найдётся лазейка, всегда найдется тот, кто продастся. Ведь первый продаётся дороже всех. Всегда есть слабое звено. Тот, у которого объективные или жизненные обстоятельства ухудшаются. Можно попробовать объединиться сплотиться и не пустить федералов в регион, если вы все хотите здесь жить и развиваться. Но есть те, кто подошли к пределу возможностей роста, путей развития не видят, а тут ещё соседи общипали…
П. Впереди тотальное господство сетевиков?
И.Г. Никто не говорит об исчезновении местных и региональных охранных структур. Очень интересно об этом высказался руководитель Секьюритас в Швеции, где они владеют значительной частью рынка, а хотели бы владеть всем: «У нас происходит постоянно один тот же процесс, мы покупаем охранное предприятие конкурента, платим хорошие деньги. После этого менеджеры этого предприятия отходят в сторону, создают новое предприятие, развиваются, опять становятся для нас конкурентами, — мы их опять покупаем, и этот процесс беспрерывен».
И потом остаётся региональный бизнес, например, строительный, часто завязанный на местный административный ресурс, муниципальные заказчики, которые вне зависимости от качества работы «варягов» будут выбирать себе адекватного партнёра – тоже регионального. С федеральной компанией им теоретически сложнее защищать свои интересы.
Насколько мне известно, сетевики и не пытаются пока влезть в эти региональные огороды. Главная проблема, которую сейчас должны решить федералы – организационные, обеспечить управляемость структуры, соответствие единым стандартам, контроль.
П. Почему же мы тогда постоянно слышим, что охранный бизнес погибает?
И.Г. В результате всех преобразований, теряет позиции мелкий и частично средний бизнес, точнее, теряют позиции люди – хозяева этих бизнесов. Не страдает от реструктуризации и консолидации предприятий заказчик, охранник, менеджер. Персонал даже иногда выигрывает за счёт большей социальной защиты и открывающихся карьерных перспектив. Когда мы слышим разговоры экспертов о том, что умирает охранный бизнес «давят, невозможно терпеть…» — это речи хозяев мелких бизнесов, которые, действительно, выдавливаются с рынка.
П. Если происходят такие глобальные изменения в охранном бизнесе, то как изменится общественная сфера отрасли, для которой охранный бизнес является базисом?
И.Г. Если меняется экономический базис – меняется и конфигурация общественной надстройки. В традиционных, существовавших до сих пор общественных организациях в сфере ЧОД, главную роль играли свободные предприниматели среднего уровня. У них была потребность общаться между собой и возможность финансировать это общение (говорить о лоббистских потребностях и возможностях можно только с натяжкой). Иногда участие в общественных объединениях и засветка в СМИ позволяла им укрепить своё положение у себя в регионе. Этим целям были подчинены отраслевые общественные объединения и СМИ.
Крупные сетевые компании мало заинтересованы в общении с себе подобными или со средними и мелкими компаниями. Ограничиваются формальным присутствием на отраслевых площадках. И думаю, вряд ли они когда-то заинтересуются внутриотраслевой общественной жизнью. Скорее, в перспективе они будут стремиться к активному участию в общеделовых объединениях – РСПП, ТПП, «Деловой России», Ассоциации менеджеров. Руководителю крупной федеральной компании почти безразлично, по каким вопросам сдают охранники квалификационные экзамены, как обустраиваются КХО и пр. Экономия в 1% на налогах, которой можно добиться через общеделовые объединения, покрывает все расходы по линии ЛРР. Там же, в федеральных общеделовых объединениях, возможно конструктивное общение с потенциальными заказчиками и политиками федерального уровня. Возможно формирование внутри этих деловых объединений отраслевых секций.
Уверен, что сетевиков заинтересует участие в международных отраслевых объединениях, где они, действительно, смогут общаться и обмениваться опытом с себе подобными, по аналогии с тем, как это делают наши регионалы в российских отраслевых объединениях.
П. Между тем, пока наблюдается рост числа традиционных отраслевых объединений. Ещё недавно их было только две. Сейчас не менее пяти. Это повышает или снижает эффективность лоббистских усилий?
И.Г. В увеличении числа общественных площадок есть свои плюсы. Всегда можно прикрыться друг другом. Они своими возможностями объективно друг друга дополняют. Каждая площадка построена на выстраивании особых отношений с каким-то госорганом или политической силой. Поэтому у каждой площадки есть свои табу – закрытые темы, которые она не может поднять. Но те, вопросы, которые нельзя поднять на одной площадке, можно поднять на другой. Возникает давление с разных сторон. При наличии координации усилий, можно было бы добиваться успеха, не портя отношений с партнёрами. Правда, такой координации, к сожалению, нет. Есть стихия, когда берутся за темы не те, кто может их сделать, не тогда и не там, где надо… Но, тем не менее, есть положительный эффект, потому что участники при всех отличиях желают блага отрасли и знают её проблемы. Это так же, как муравьи тащат соломинку в муравейник. Все муравьи тащат только на себя, никто не тащит дружно в муравейник. Но поскольку со стороны муравейника муравьёв всегда набегает больше, — они пересиливают всех остальных. И соломинка зигзагами, по непредсказуемой траектории неизбежно оказывается там, где муравьёв больше всего, т.е. в муравейнике.
Есть и минусы в многочисленности площадок. Охранный бизнес – экономический базис общественной надстройки – может выделить на существование этой надстройки объективно определённую ограниченную сумму ресурсов. Когда эти ресурсы распыляются на 5-6 структур, практически все эти структуры оказываются организационно слабыми. Это ведёт к экономическим, кадровым проблемам наших отраслевых объединений.
П. В меняющейся обстановке готовится ли «КЦ РОСС» как-то менять стратегию или тактику работы?
И.Г. На последнем собрании в октябре у нас рассматривался вопрос о стратегии. Есть две стратегии — массовая и клубная. В «КЦ РОСС» сложился костяк, коллектив. В обиход членов Партнёрства прочно вошло слово «наши», когда они говорят друг о друге: «там были наши», «встретился с нашими», «спроси у наших»…  И мы вряд ли станем отходить от этой клубности. Другое дело в концентрации усилий на том или ином направлении. Мне кажется, сейчас членам организации нужны консультативные услуги по оптимизации управления компаниями. Какие-то курсы MBA, адаптированные под нашу сферу. Они сейчас были бы не менее востребованы, чем были востребованы на предыдущем этапе курсы Николая Краюшенко по маркетингу и продвижению услуг. Потенциал повышения эффективности от перехода с постовой охраны к пультовой, давший качественный скачок, скоро будет исчерпан. Дальнейшее повышение эффективности в оптимизации управления.
П. Спасибо, Игорь Александрович, за содержательную беседу. С наступающим Новым годом, успехов Вам и всем членам организации.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости