О социальной ответственности частных охранных организаций

11/11/2013 О социальной ответственности частных охранных организаций

О социальной ответственности частных охранных организаций
В конце октября в рамках XII Межрегионального форума предпринимательства Сибири «Инвестиционный климат. Закупки. Деловые услуги» в г.Красноярске прошел круглый стол "Стандарты корпоративной социальной ответственности негосударственной охраны", организаторами которого стали:
- Комитет Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности,
- Координационный совет антикризисного и корпоративного управления,
- Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз охранных организаций Красноярского края".
Модератор: Черников Владимир Васильевич.
Присутствовали 44 участника:
- председатель Комитета Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности, председатель правления РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" Черников Владимир Васильевич,
- президент Координационного совета антикризисного и корпоративного управления Красноярского края Глухов Виктор Иванович,
- заместитель начальника Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Сарапулов Николай Кириллович,
- заместитель начальника отдела охраны общественного порядка и взаимодействия с правоохранительными органами департамента общественной безопасности г. Красноярска Бахмацкий Владимир Анатольевич,
- и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Красноярского края Катошко Екатерина Владимировна,
- заместитель начальника Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Красноярскому краю Игнатенко Александр Егорович,
- Директор Межрегионального учебно-научного центра безопасности и подготовки специалистов охранных организаций Сибирского государственного технологического университета Жердаков Иннокентий Иванович,
- заместитель директора негосударственного образовательного учреждения "Гефест" Степанов Дмитрий Геннадьевич,
- вице-президент охранно-сыскного холдинга «Альфа» республики Башкортостан Неграмотнов Андрей Николаевич
- президент Благотворительного фонда "Дети Сибири", коммерческий директор ООО "Технологии Безопасности - 2000" Бояринцев Александр Геннадьевич,
- директор частной охранной организации "Технологии безопасности" Серединин Денис Сергеевич,
- генеральный директор частной охранной организации «АЯКС» Лапин Виктор Владимирович,
- заместитель председателя правления РООР "Союз охранных организаций Красноярского края", директор частной охранной организации "Дельта XXI век" Игнашов Евгений Александрович,
- представители частных охранных организаций Красноярского края и др.
С вступительным словом к присутствующим обратился Сарапулов Н.К., заместитель начальника Управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, который отметив актуальность проведения круглого стола, сказал: «Частные охранные организации осуществляют весомый вклад в охрану общественного порядка и раскрытие преступлений, обеспечение гарантий безопасного существования и развития общества. ЧОО выступают на одной стороне с государством в охране прав и законных интересов граждан и бизнеса. И, конечно, должны быть защищены и сами работники ЧОО, чему должны способствовать системы их мотивирования и стимулирования. Профилактика же – это как раз то, чем занимается частная охрана, детективы и службы экономической безопасности хозяйствующих субъектов».
В ходе заседания обсуждались следующие темы:
- забота частных охранных организаций (ЧОО) о собственном персонале,
- благотворительность ЧОО,
- польза частных охранных организаций обществу и государству,
- корпоративная деловая этика в деятельности организаций негосударственной охраны.
В своем выступлении В.В.Черников говорил о корпоративной социальной ответственности, соблюдении норм лицензионного, трудового и налогового законодательства, системах мотивации и стимулирования работников, деловой этике, о вкладе охранных организаций в реализацию социальных и благотворительных проектов и т.д. «Охранный бизнес стоит на третьем месте по объему социальной ответственности перед обществом и государством - после банков и страховых компаний, от которых государство требует большой уставный капитал и гарантии надежности. Еще одна проблема - это фактическое отсутствие социальной защищенности охранников. В случае ранения или гибели полицейского государством выплачивается немалая денежная компенсация. В частном охранном бизнесе страхование рисков жизни и здоровья осуществляется за счет работодателя, но объем страховой премии не оговорен. Вот и страхуют чоповцев на 20-30 тыс. руб., чтобы денег хватило хотя бы на похороны. Никаких преференций за повышенный риск охранники не получают. А ведь они обеспечивают внутреннюю безопасность общества и государства, поскольку противостоят криминалу.
Полной противоположностью социально ответственному поведению ЧОО является демпинг на торгах госзаказа. Он процветает, потому что безнаказан и – вот парадокс, поощряется государством (путем проведения закупок в виде аукционов и запросов котировок). Государство считает, что чем охрана дешевле, тем она лучше. Этот порочный принцип подстегивает теневую экономику и способствует отбору низкокачественных поставщиков услуг. При этом всем хорошо известно, что низкая цена - это показатель а) уклонения от уплаты налогов и б) жесткой экономии без вклада средств в развитие и подготовку охранников (не закупается необходимое оборудование и оснащение, выплачивается мизерная заработная плата и, как следствие, используется персонал с самой низкой квалификацией). Игры с низкими ценами - это экономия на безопасности. И конечно, демпинг не предполагает никакой социальной ответственности ни перед работниками, ни перед обществом.
Один из сотрудников службы безопасности крупнейшего в крае горно-химического комбината был убежден, что директор ЧОО набивает свой карман долларами. А если посчитать? На аукцион ГХК выставило цены 60 руб. за час охраны, а ЧОО выиграло аукцион за 50 руб./час. Напоминаю: для того, чтобы охранникам выплатить только МРОТ, нужно 76 руб./час. Как говорится - не до жиру, быть бы живу. При таких ценах победителю торгов остается лишь уклоняться от налогов и обманывать охранников.
Учитывая некомпетентность заказчиков в особенностях закупок охранных услуг, Комитет по безопасности нашей Торгово-промышленной палаты бесплатно провел три профильных обучающих семинара. А члены Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз охранных организаций Красноярского края" добровольно взяли на себя обязанность писать письма заказчикам торгов о нарушениях ими Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", провоцировании нарушений победителями торгов трудового и налогового законодательства. Не реагируют – РООР обращается в прокуратуру, возможности которой также используются и в выяснении риторического вопроса: как демпингующим ЧОО удается безбедно существовать, грубо нарушая трудовое и налоговое право?
Социально ответственное поведение затратно, поскольку ориентировано на долгосрочное улучшение репутации и имиджа, повышение лояльности населения, рост доверия потребителей охранных услуг. В связи с чем общество (через государство) могло бы, в свою очередь, заинтересовать предпринимателей в социально ответственном ведении своего бизнеса, например, предоставлением определенных льгот (в виде конкурентных преимуществ на торгах госзаказа или снижения налоговых ставок).
Мы также считаем, что исходя из специфики деятельности частной охраны, для обеспечения социально ответственного поведения ЧОО обязательное государственное регулирование было бы лучше, чем добровольные меры. Это означает, например, что участие частной охраны в обеспечении общественного порядка должно быть закреплено законом.
А в результате жертвами некачественной охраны, в конце концов, остаются руководители охраняемых объектов, их персонал и граждане: школьники, пациенты больниц, посетители музеев и спортивных мероприятий.
Госзаказ идет по простому пути – оценке участников только по одному критерию: цене. При этом анализ рынка, как метод определения начальной (максимальной) цены торгов, проводится среди тех ЧОО, цены которых устраивают заказчика. Это необъективно. Почему не используются, например, сведения гостатистики? Между прочим, по данным Красноярскстата, средняя заработная плата в "белой" охранной отрасли составляет не МРОТ, а более 20 тысяч рублей, что ответствует стоимости в 230 руб./час. И такие деньги за свою безопасность бизнес платит, хотя там вопрос оптимизации расходов стоит намного острее, чем в государстве.
Еще один вопрос – подготовка и переподготовка охранников. В некоторых качественно работающих ЧОО практикуется продуманная система премирования и депремирования работников, подготовки и переподготовки кадров, страхования. РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" принимает участие в коллективных переговорах по заключению Трехстороннего соглашения (между властью, профсоюзами и работодателями) и вышло с инициативой в качестве регионального МРОТ ориентироваться на прожиточный минимум. В 28 субъектах РФ (из 83) стороны между собой об этом уже договорились, в т.ч. наши соседи - Новосибирская область.
Важный вопрос в связи с этим: подготовка кадров. Как рассказал И.И.Жердаков, директор Межрегионального учебно-научного центра безопасности и подготовки специалистов охранных организаций СибГТУ, недавно Центр провел добровольное обследование будущих охранников на полиграфе и неожиданно выяснилось, что более 80% из них в принципе не годятся для охранной деятельности. В охране вообще некому работать. Между тем многие вообще не учатся, а просто покупают дипломы. Текучесть кадров в охранных организациях составляет 60-80%, так что по истечению года в ЧОО остается всего несколько человек.
Тем не менее многие ЧОО занимаются благотворительностью. Охранное предприятие ООО "Сибирский Спас" неоднократно выделяло по 10-15 сотрудников на реставрацию Успенского монастыря в п.Удачный. Это же предприятие установило памятный крест сибирскому святому Даниилу Ачинскому, памятный крест офицерам и солдатам Русской Армии, вынужденно покинувшим свою Родину в 1930-е годы. В течение многих лет охранная организация содержала детскую велосипедную секцию маунтинбайка и регулярно организовывала соревнования по этому, молодому тогда еще, виду спорта (сейчас деньги стал выделять город). Охраняли школу – построили в ней душ при спортзале. А свой служебный спортзал вот уже семь лет предоставляют для занятий по единоборствам полутора сотням детей и студенческой молодежи. ЧОО периодически финансирует приобретение подарков для ветеранов правоохранительных органов.
ООО "Технологии безопасности" помогает детям-инвалидам: сначала бесплатно охраняли своим пультом детские сады. В феврале 2012г. создали благотворительный фонд "Дети Сибири". На собранные нами деньги больные дети проходят лечение в Новосибирске и Москве. Одному мальчику была сделана операция в США. ООО "Родимичи осуществляют софинансирование строительства Храма Рождества Христова в Кировском районе г.Красноярска. В 23 детсадах г.Красноярска бесплатно установлены кнопки тревожной сигнализации».
Социально ответственное поведение для многих – это не юридически закрепленное обязательство, а нечто, имеющее отношение к общепринятым нормам морали, к естественному долгу.
 
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола по теме: "Стандарты корпоративной социальной ответственности негосударственной охраны"
1. Рекомендовать РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" обобщить опыт частных охранных организаций по мотивированию и стимулированию своего персонала на добросовестный труд и сокращение текучки кадров, совместно с ЦЛЛР МВД России по Красноярскому краю составить рейтинг красноярских НОУ по качеству подготовки и переподготовки охранников.
Одобрить участие РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" в коллективных переговорах по заключению Трехстороннего соглашения между властью, профсоюзами и работодателями. Поддержать инициативу РООР в качестве регионального МРОТ ориентироваться на размер прожиточного минимума трудоспособного населения.
2. Рекомендовать РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" обобщить практику благотворительной деятельности частных охранных организаций Красноярского края, ознакомить с результатами исследования заказчиков охранных услуг и общественность региона.
3. На основе имеющего опыта сочетания принципов честного отношения к конкурентам с оптимальной практикой ведения бизнеса, а также положений Социальной хартии российского бизнеса и ГОСТа Р ИСО 26000:2012 рекомендовать РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" разработать требования корпоративной этики, общие для всех частных охранных организаций, работающих на территории региона, и предложить их ЧОО ратифицировать. Рекомендовать хозяйствующим субъектам учитывать факт соблюдения ЧОО таких требований при выборе поставщиков охранных услуг.
4. Признать успешной работу РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" по разъяснению заказчикам охранных услуг требований лицензионного законодательства, отказа от проведения торгов, провоцирующих демпинг и низкое качество услуг.
Рекомендовать РООР "Союз охранных организаций Красноярского края" разработать для нужд государственных и муниципальных заказчиков образцы конкурсной документации для осуществления закупок охранных услуг. Предложить Агентству госзаказа Красноярского края и Департаменту муниципальных закупок г.Красноярска организовать обучение заказчиков охранных услуг особенностям организации конкурсных процедур закупок.
Рекомендовать заинтересованным государственным органам создать межведомственную рабочую группу по выработке методики расчета тарифов на охранные услуги, определения начальной (максимальной) и минимальной (демпинговой) цен на торгах государственного и муниципального заказа по охранным услугам в составе представителей трудовой и налоговой инспекций, прокуратуры, УФАС по Красноярскому краю, Агентства госзаказа Красноярского края, Департамента муниципального заказа г.Красноярска, Сибирского федерального университета, охранного сообщества.
Активнее использовать возможности надзорных органов, УФАС по Красноярскому краю и арбитражных судов в опротестовании результатов торгов, не позволяющих выплачивать персоналу охранных организаций-победителей торгов заработную плату в размере МРОТ и выполнять требования лицензионного, трудового и налогового законодательства.
5. Рекомендовать охранному сообществу ходатайствовать о включении своих представителей в Общественные советы при ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерствах образования и науки, здравоохранения, культуры, спорта и молодежной политики Красноярского края, при Агентстве госзаказа Красноярского края.
6. Рекомендовать Департаменту общественной безопасности г.Красноярска заслушать предложения охранного сообщества по участию ЧОО в охране общественного порядка на улицах города, в т.ч. придомовых территорий.
В связи с рассмотрением в Госдуме РФ закона о добровольных дружинах предложить Управлению губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами провести слушания об участии ЧОО в охране общественного порядка.
Рекомендовать Комитету по вопросам законности и защиты прав граждан Законодательного собрания Красноярского края рассмотреть вопрос о качестве охраны объектов с массовым пребыванием людей: крупных торговых комплексов, спортивных сооружений, больниц, музеев и школ.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости