Вероятный сценарий последствий вступления России в ВТО для сферы безопасности

29/10/2012 Вероятный сценарий последствий вступления России в ВТО для сферы безопасности

Вероятный сценарий последствий вступления России в ВТО для сферы безопасности 
ВТО создана для регулирования торгово-экономических отношений стран – участников организации. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики; (прозрачность экономических процессов, отношений, планов, проектов, программ, сделок, поддержанная законодательно);
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Действия иностранных охранных компаний
Вступая в ВТО, Россия обязалась привести свое законодательство в соответствие с выше указанными принципами и правилами. Поэтому изменения на рынке услуг безопасности начнутся сразу по нескольким направлениям, а именно:
- внесение изменений в законодательные акты и нормативные документы;
- более глубокое изучение иностранными компаниями рынка охранных услуг;
- ведение переговоров иностранных компаний с владельцами отечественных компаний на предмет покупки бизнеса;
- изменения сферы деятельности ведомственной и вневедомственной охраны.

Рассуждения о низком интересе крупных иностранных компаний к российскому охранному бизнесу не имеют под собой объективных оснований. Зарубежные охранные фирмы уже давно работают на территории России. Объём их услуг пока незначителен. Но это связано не с отсутствием у них интереса к развитию бизнеса, а с особенностями российского охранного законодательства и структурой отечественного рынка сферы безопасности.

Вследствие этого иностранные компании сосредоточат свое внимание на совершенствовании сначала действующих законов, актов Правительства Российской Федерации, а затем приказов МВД. Для этого они располагают необходимым опытом, административным ресурсом и финансовыми возможностями. Ряд руководителей российских охранных структур активно консультируют зарубежных коллег. Не исключено, что покупка и объединение ряда частных охранных организаций в последнее время проводятся или с целью их перепродажи иностранным компаниям, или по их прямому указанию.
Основная дискуссия будет развернута по следующим позициям:
- право иностранных компаний учреждать охранные организации и свои филиалы;
- юридическая форма охранных организаций (создание ОАО, ЗАО);
- право охранных организаций вести иную деятельность, кроме охранной;
- перечень объектов, подлежащих государственной охране;
- охрана объектов сотрудниками, не являющимися частными охранниками (сторожа, администраторы, вахтеры, консьержи и др.).

Маловероятно, что на начальном этапе будут подняты вопросы, связанные с оборотом оружия. Однако после положительного продвижения по вышеуказанным позициям иностранные компании выдвинут требования по изменению состава вооружения частных охранных структур, нормам их обеспечения, а также его провозу через государственную границу (для обеспечения единой охраны на территории разных стран).

Членство в ВТО не ограничивает Российскую Федерацию в применение мер по защите своей безопасности. Это четко прописано отдельными положениями Генерального соглашения тарифа по торговле и Генерального соглашения по торговле услугами. В них зафиксирована возможность предпринимать любые действия, способствующие защите национальной безопасности, в том числе и по поставке услуг, относящихся прямо или косвенно к снабжению военных учреждений или предпринимаемых во время войны, чрезвычайных обстоятельств международных отношений.

Ничто не может заставить Россию раскрывать конфиденциальную информацию, которая противоречит ее безопасности, в том числе, которая противоречит общественным интересам или коммерческим интересам отдельных компаний как государственных, так и частных. В рамках присоединения России к ВТО Правительство Российской Федерации (после консультаций с МВД России, ФСБ России и рядом заинтересованных компаний) приняло решение о принятии ограниченных обязательств по допуску на российский рынок иностранных поставщиков услуг в области обеспечения безопасности. Это означает, что Правительство Российской Федерации может в любой момент внести необходимые изменения в российское законодательство, вплоть до полного закрытия рынка иностранным поставщикам услуг. На сегодняшний день на отечественном рынке работ и услуг в сфере безопасности есть такие сектора, по которым Россия не берет никаких обязательств. Это касается услуг по инкассации и депонированию, перевозке ценных бумаг, проведению расследований, осуществлению контроля за сигналами приборов. В остальных секторах рынка услуг безопасности охранные структуры с иностранным капиталом могут активно конкурировать с отечественными компаниями.

Зарубежные компании будут стремиться создавать условия, при которых их конкурентные преимущества будут работать наиболее эффективно. В первую очередь, это касается финансовых возможностей компаний и их административного ресурса. Маловероятно, что алгоритм завоевания рынка крупными иностранными компаниями на территории России как-либо изменится. В начале объектами пристального внимания станут крупные зарубежные компании, активно ведущие свой бизнес на территории России. Затем пойдет обработка руководства российских компаний, активно работающих за рубежом. Основная идея – оказание широкого комплекса услуг компании на территории различных стран. Это соответствует традициям западного рынка. В целях конкурентной борьбы на начальном этапе будет активно использоваться демпинг.

Параллельно с охранными услугами получит новый виток развития внедрение зарубежных средств технической охраны, скорее всего, не отдельных элементов оборудования, а целых комплексов для решения масштабных задач. Эта работа уже ведется. Отечественные производители не имеют достаточно материально-технических и финансовых возможностей конкурировать с иностранными коллегами. Наиболее перспективные отечественные изобретения успешно скупаются зарубежными фирмами.

На следующем этапе иностранные компании, заручившись поддержкой влиятельных ведомств Правительства Российской Федерации и руководства ряда регионов, предложат свои услуги крупным отечественным фирмам и попытаются поучаствовать в формировании и совершенствовании систем обеспечения безопасности крупных городов (СОБГ). Для этого будут использованы отечественные охранные структуры, аффилированные с иностранным капиталом или выполняющие задания в интересах иностранных компаний.

В дальнейшем иностранные компании попытаются в законодательном порядке или через Правительство Российской Федерации навязать отечественному охранному бизнес-сообществу свои базовые требования к охранной деятельности. Требования могут быть столь высоки, что для ряда отечественных охранных структур они окажутся не по силам. Это приведет к закрытию многочисленных частных охранных организаций. После этого можно диктовать условия отечественным заказчикам охранных услуг.

Как ни парадоксально звучит, но главным препятствием для развития иностранных охранных компаний на территории Российской Федерации являются:
- несовершенное охранное законодательство;
- недостаточно структурированный рынок охранных услуг;
- большая зависимость бизнеса от административного ресурса, в том числе с помощью коррупции.

Действия отечественных охранных структур
Отечественные охранные структуры, работающие на коммерческих объектах, представлены в виде подразделений вневедомственной, ведомственной охраны и частных охранных организаций.
Вневедомственная охрана находится в стадии реорганизации: значительно сокращен численный состав, сокращена сфера деятельности. Можно предположить, что в перспективе подразделения вневедомственной охраны будут вытеснены в начале с коммерческих объектов, так как по нормам ВТО государственные структуры не должны заниматься коммерческой деятельностью. Затем сектор пультовой охраны, обеспечивающий безопасность объектов, не подлежащих государственной охране, будет выведен из-под управления вневедомственной охраны и, вероятнее всего, продан по частям структурам, близким к МВД. Благодаря этому в дальнейшем могут образоваться крупные охранные структуры, занимающиеся пультовой охраной. Так как иностранные компании не имеют права непосредственно заниматься пультовой охраной (осуществление контроля за сигналами приборов), то сосредоточат усилия на поставках технических средств и комплексов охраны. ФГУП «Охрана» также будет заниматься только охраной объектов, подлежащих государственной охране. Находящееся внутри МВД лобби, тесно связанное с вневедомственной охраной и ФГУП «Охрана», будет всячески затягивать время проведения реорганизации и постарается сохранить за собой контроль за данными секторами рынка услуг. Решающую роль в данном вопросе может сыграть политическая воля руководства России на основании глубоко продуманного плана реорганизации вневедомственной охраны.

Ведомственная охрана также должна быть вытеснена с коммерческих объектов. После чего она теряет коммерческую привлекательность со стороны внутриминистерских лобби и становится структурным подразделением министерств и ведомств.

Частные охранные организации в основном будут ждать своей участи. Создание крупной охранной структуры путем объединения или поглощения маловероятно, так как для этого необходим или крупный административный ресурс и значительные финансовые средства, или существенные изменения условий ведения охранного бизнеса. Меркантильные интересы руководителей крупных охранных структур – основная причина невозможности объединения их в единую компанию (корпорацию и т.п.). Наилучшие перспективы роста получит охранная структура, скооперированная с иностранной охранной компанией. Финансирование крупной охранной фирмы отечественным бизнесом пока маловероятно, так как он считается непрофильным и норма прибыли в охранном бизнесе невысока.

Стремление ряда чиновников и бизнесменов вовлечь охранные структуры в саморегулируемые организации (СРО) подразумевает не столько защиту от иностранного капитала, сколько изменение системы контроля за бизнесом и мерой ответственности сторон за исполнение договорных обязательств. Качество и эффективность охранных услуг зависят не столько от деклараций СРО, сколько от законодательных условий организации бизнеса и соответствующего финансирования. Формат образования СРО может быть различным, в том числе общероссийским. Однако сторонников общероссийской СРО пока немного, так как она значительно ограничивает право членов организации в выборе способов и форм ведения бизнеса. Внутренние механизмы СРО при определенных условиях могут способствовать консолидации бизнес-сообщества, совершенствованию качества охранных услуг.

Общий вывод:
Вступление России в ВТО является мощным толчком для развития рынка услуг в сфере безопасности. Сценарий будущих событий неоднозначен. Их итог зависит от позиции государственной власти и перечня принимаемых решений. Если будет поддержан пакет предложений по совершенствованию отечественного рынка услуг в сфере безопасности и защите интересов отечественного бизнеса, то отрицательного влияния крупных иностранных охранных компаний на охранный бизнес можно избежать. Если государственная власть не будет подходить комплексно к реформированию рынка услуг в сфере безопасности, на первое место выдвинет ведомственные и частные интересы, то в этом случае иностранные компании имеют хорошие условия для захвата наиболее рентабельных секторов рынка.

Автор: Ананьев Виктор Алексеевич - эксперт Комитета ГД ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции

Источник:Информационный выпуск Региональной общественной организации «ЛИГА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ», сентябрь 2012г.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости