Стандарты «калужские и казанские» или все же «стандарты российские»?

13/06/2012 Стандарты «калужские и казанские» или все же «стандарты российские»?

Стандарты «калужские и казанские» или все же «стандарты российские»?

                                         Самая суть стандарта в охране.
Специалисты по сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обучали вечногостудента с седеющей бородой: «сначала описываем технологии процесса производства (услуг). Подробно заносим на бумагу каждое движение работников, признанное наиболее целесообразным, «каждый чих». Приводился расхожий пример с  Макдональдсами.  Как «у них» доводится до исполнителя (и до потребителя) технология приготовления жареного картофеля, технология изготовления коробочек для его  порционных продаж и даже последовательность движений руки с тряпкой при протирке обеденных столов уборщиком.
После шлифовки каждым исполнителем на рабочем месте «своего маневра» до автоматизма, в совокупности с безупречным подбором ингредиентов для приготовления блюд, их точным весом, правилами подачи, замеренным пространством между столами, количеством стульев и тысячей различных других «мелочей» все элементы обслуживания складываются в Систему качества торговой марки, создавая БРЭНД.
 
Ответ на вопрос коллег: «на какие критерии?»
    Согласно п.2.9. Правил по проведению сертификации в Российской Федерации (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 05 июля 2002 г. № 57) «добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на соответствие требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем».
     Сложим в одну стопочку всю группу документов, которые являются Законами Российской Федерации и Приказами МВД РФ по той простой причине, что на соответствие им проверяет ГУ ОООП МВД РФ и его подразделения, специально на это уполномоченные государством. Не нужно сертифицирующей экспертной организации присваивать себе функции полиции и подменять полицию, устраивая ЧОПу дополнительную проверку лицензионных требований и условий. Они – не «стандарты организаций!».
      Подразумевается, что организация должна сама создать документы (стандарты), заявить о своем соответствии (соответствии услуг) требованиям к самой себе и обратиться к третьему лицу с предложением на договорной основе провести работы по подтверждению соответствия.
      Так что же такое в услугах «стандарты организаций»? Ситуация, когда  одна отдельно взятая организация, предоставляющая услуги, может задокументировать свои собственные технологии их подготовки и производства, что и назовет «стандартами». Заявив: «Вот этим стандартам соответствуют мои услуги». Тут уж «что умею, так и пою». Можно точно также, не имея своих стандартов, заявить о соответствии чужим, опубликованным. После чего обратиться к третьей организации, держателю Системы (СДС) и попросить проверить на соответствие, если автор стандартов (вторая организация) передала их для контроля держателю Системы.
     Что такое «зарегистрировать Систему Добровольной Сертификации»?
Это значит, что «кто-то» изъявляет желание проверять другие организации. На предмет чего? Этого чаще всего не знают сами желающие проверять. И не имея материала «на предмет чего проверять» (а проще – не владея технологиями охраны видов, что только и есть «стандарты организаций») считают разумным проверять наличие выполнения сертифицируемой организацией  лицензионных требований и условий. К слову сказать, в Программах ПП и КЭ ни одного слова о технологиях охраны «видов»  нет. Но такая мелочь никого не интересует.
     Однако, вначале заказчик должен меня, держателя Системы, почтить доверием. Аккредитовать (лат accredo –доверять). Признать, что доверяет мне, а не кому-то другому проводить сертификацию. Департамент образования Правительства Москвы почтил доверием ассоциацию «Школа без опасности», выдав аккредитационное свидетельство. И никакую другую организацию не почтил.
      Научно-методический кабинет ассоциации «Школа без опасности» станет общественной «мини палатой», составу которой доверяет заказчик. Ассоциация подготовила для передачи  на регистрацию Систему контроля (в виде СДС), которая будет действовать на основе созданных стандартов. ЧОПы, охраняющие объекты образования, либо добровольно  присоединятся к Системе, либо нет.
     Что считается главным в излагаемых нами правилах стандартизации и что второстепенным?
Главным и первичным является составление Системы стандартов и оказание услуг, качеством ей соответствующих. Поскольку заявить: «желаю Вас проверять!» - очень нетрудно. Делов немного. Создаются два типовых документа: «Правила функционирования Системы добровольной сертификации» и «Положение о действии знака». Документы «висят» в интернете, по пассажиро-перевозкам, например. Немного потребуется времени, чтобы поменять термины, и (в основном) Система готова для регистрации. Больше ничего (кроме оплаты пошлин) не спрашивают. Впрочем, спрашивают, но вяло: «А Вы создали систему стандартов, которая принята готовыми к сертификации организациями?» - «Потом создадим». И все.
     Иными словами: Система Добровольной Сертификации услуг сама по себе – ничто. Тогда как живая система стандартов на основе существующих наработок организациями – всё. Если на создание Системы отсутствует аккредитация- акт доверия заказчика, в нашем случае Департамента образования,  можете хоть обсоздаваться СДС – и похоронить «их» у себя в столе.
     Доверие заказчика, доверие муниципальной власти есть решающее звено, «главная фишка», вдыхающая в СДС жизненную силу, превращающую бумагу в рычаг производственных отношений. Сертификат может стать одним из козырей в руках умного политика – бизнесмена… если его признают власти, как партнера. Имеется набор примеров, когда «главная» организация – заказчик «направляет» поставщиков «за угол» пройти добровольную сертификацию именно в «той» организации, а не в иной. «Газпромсерт». «ЭНСЕРТИКО». Наблюдались протестные суды по искам несогласных с «добровольно-обязательной» сертификацией. Заявителями  все суды проиграны.
       Имеются факты в регионах когда губернаторы направляли поставщиков детского питания проходить сертификацию у тех организаций, которым доверяет власть. Впрочем, КЭ И ПП такая же сертификация охранника по минимуму общей подготовки. Без конкретизации видов услуг, которые он может оказывать.  То есть охранник после КЭ выходит в виде деревянного солдата армии УрфинаДжюса . Без специализации. Его нужно доучивать и профилировать. Сертификат о конкретизации видов – следующий этап стандартизации в охране. В системе Стандартов «Школа без опасности» он запланирован. Есть и программы дополнительного образования. Научно-методический кабинет будет их дорабатывать…
    … Системы СДС в нашей отрасли создавали.
Системы стандартов (Вы поняли разницу) – зарегистрировали  один раз, как приложение к СДС. Статистика известна авторам, поскольку мониторить ситуацию с одной (всего лишь) тысячей Систем, зарегистрированных по всем видам услуг по всей России – не сложно, если делать это постоянно.
     Начиная с 2004 года в разных местах (регионах) принимались так называемые «базовые стандарты», опирающиеся все на те же лицензионные требования и условия, статьи ТК и отдельные другие документы. В понимании авторов это не стандарты. Итак, стандарты прилагались к зарегистрированной СДС один раз – в 2006 году. Во многих знаниях многия печали … и назвать два документа, на основании которых регистрируется СДС «интеллектуальной собственностью» … авторы  бы воздержались…
     Каждый может воспользоваться нашими «школьными» стандартами ( а в последствии и тематическими продолжениями по видам). Желательно, конечно, указать о заимствовании:  «Взято у С.В.Саминского в «Школе без опасности» то-то и то-то». Ну,  коли не принято сейчас такое обращение… как знаете. Судиться не будем.
      А теперь задумайтесь, господа эксперты, над очевидным несоответствием в «стандартах организаций», когда речь заходит об охране, с Системой СДС. Для охраны отмеченное несоответствие имеет значение, тогда как для других видов  услуг – не имеет!
Если у каждой организации свои собственные разные стандарты, а сертификат единый на всех, то что он может без подробных письменных пояснений подтвердить? Украшение для стенки – и … точка.
Только если стандарты не калужские и не казанские, а единые российские, широко опубликованные,  каждому чиновнику и каждому заказчику становится ясно, что именно подтверждает единый сертификат. Особенно если стандарты еще и прилагаются к заявке, а не «создаются потом»  и не являются «секретной интеллектуальной собственностью» заявителя или группы компаний. Если стандарты единые, их и прятать  не требуется, а инспекторы -контролеры  быстро набьют руку и поднатореют на проверках.
Мы все о том же: охрана - особая отрасль, требующая особых решений. И в организации конкурсов, и в налогообложении, и в нормах трудового права, и в стандартизации…
У нас, в охранном бизнесе стандарты УСЛУГ формируются в виде правил, рекомендаций и нормативов САМИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ, регламентирующим технологии производственных процессов их ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.Процессы вводятся в Систему, будучи оформлены соответствующим образом, определяемым Госстандартом России (другое название все того же Федерального агентства).
Наша услуга есть некое нематериальное неосязаемое благо, что получает потребитель в момент ее предоставления и непрерывно,  тогда как результат непрерывно потребляемого заказчиком блага может сказаться не сию минуту, а (например) в конце отчетного периода. По прошествии оговоренного временного промежутка.
Господа! Борюсь с многословием. Но излагаю своими словами, не заглядывая в тематические издания. Так что судите сами. Потребитель имеет право получать доходчивые разъяснения у производителя: какая именно услуга будет предоставляться и как формируется ожидаемый положительный результат. Лучше, если разъяснение имеется в письменной форме, как технический паспорт к изделию, как возможное приложение к договору. Подробная письменная Форма, с которой потребитель имеет право ознакомиться при заключении договора,  есть  рабочая часть стандартов. Муниципальный заказ требует ответа  на вопросы Правительства, распоряжающегося бюджетными средствами, отпущенными на охрану, в форме создания    тендерной документации. Это такая  же часть Стандартов. Краткая письменная форма, «ее концентрированное выражение», удостоверяющее  качество - сертификат соответствия заявленным стандартам, выданный сторонней авторитетной организацией, как  свидетелем и гарантом качества наших услуг. Чем выше статус и компетентность стороннего гаранта  в области стандартов и стандартов частной охраны,  «в частности»,  - тем лучше!
Сертификат может стать частью конкурсных требований (получить оценку в баллах). Сертификат подтверждает соблюдение условий технологических процессов создания качества предоставляемых услуг с  обязательным достижением  положительного результата или наличия гарантий возмещения материального ущерба при наступлении чрезвычайных обстоятельств (по согласованию сторон).
Обращение занесенных на бумагу процессов в живое качество означает близкую к завершению стандартизацию нашей с Вами услуги. Обращение усилий коллектива в конечный качественный продукт, что и желательно подтвердить, «засвидетельствовать» сертификатом.
Пусть умные книги aboutour«Standard» остаются на полке. Как возможно нам самим кратко и доходчиво определить смысл понятия по-русски? Относительно отдельно взятой уникальной услуги – охранной деятельности?
Допускаемый взятыми на себя обязательствами минимальный уровень качества, который возможно измерить и оценить с привлечением принятых Системой материальных показателей и критериев. Минимум качества, который организация гарантирует, предлагая свою услугу за предусмотренное  особым отдельным стандартом обязательное возмещение затрат и вознаграждение не ниже минимального. Стандарты представляют из себя процесс производства и условия его совершенствования, сам конечный измеряемый результат. Потребитель услуги получает возможность сравнения «обещанного уровня» с фактическим уровнем предоставляемых услуг.
По мнению «сторонних» специалистов из Федерального агентства и из Всероссийского Научно-исследовательского института сертификации (ВНИИСа) организации для описания уже запущенных технологических процессов производства услуг, их «доработки» на месте и приведения в соответствие с осуществляемой  практической деятельностью необходимо 3 – 5 лет.
Не возражаю. Через три года, при условии относительной экономической стабильности опыт оказания услуг в соответствии с заявленным уровнем превращает процесс в конвейерно-поточный и почти не дающий сбоев. Технологические процессы сложатся в систему при условии, что все разновидности услуг, соответствующие разновидностям всех охраняемых ЧОПом объектов, будут изучены и зафиксированы достаточно досконально, что  составит основу рабочих стандартов Системы. Управление достигнутым уровнем качества  - вторая, последующая ступень стандартизации. Даже объекты одного казалось бы вида, не похожи друг на друга. Хоспис – там, где умирают, роддом – там, где рождаются. А туберкулезный санаторий – там, где лечатся. Сколько особенностей! О них речь! С учетом мельчайших отличительных черт ВИДА охраны и складывается первый уровень стандартизации. Разница между ВИДАМИ выясняется колоссальная. В системе  стандартов охраны пренебрегать отличиями преступно. Без их скрупулезного учета и описания Система превращается в профанацию, не сходную по целям с изложенными  в Законе «О техническом регулировании». Никому кроме менеджеров частной охраны, подмена не будет заметной. Такова специфика отрасли.   В Федеральном агентстве зарегистрируют все, что Вы принесете, не вдаваясь в подробности.
 
С.В. Саминский, Н.А. Степанов
Продолжение следует




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости