КТО МЫ?

16/03/2012 КТО МЫ?

КТО МЫ?

Почему люди не понимают друг друга, конфликтуют и не могут договориться? Понятно, что все мы разные. Психологически, анатомически, по здоровью и количеству оставшихся зубов. Однако в каждом есть нечто, что позволяет прогнозировать его поведение. А это существенно облегчает общение и достижение договоренностей.
Каждый человек вырастает из ребенка, затем становится взрослым, потом – родителем. Однако эта последовательность лишь формально отражает развитие личности. На самом деле ребенок, родитель и взрослый в любом человеке существуют одновременно (независимо от пола). Руководствуясь этими внутренними установками, мы и строим свои отношения с другими людьми и окружающим миром.
«Ребенок» - это чувства, поведение и мысли человека, которые были у него в детстве. А «родитель»? Да тоже понятно: отношения с другими строятся по примеру своих родителей (или заменивших их воспитателей), учителей, уличных авторитетов – это тоже из детства. «Взрослому» самому приходится строить рациональные отношения, основанные на адекватном восприятии действительности. Взрослость - это наше настоящее.
ПСИХОТИПЫ Э.БЕРНА
Наличие в каждом человеке сразу и Ребенка, и Родителя, и Взрослого разглядел в начале 1960-х годов американский психотерапевт Эрик Берн, создавший психологическую модель для описания и анализа поведения человека – трансактный анализ.
За 50 лет существования этот метод прочно вошел в практику современных психотерапевтов. Так почему бы не попробовать применить его для анализа взаимоотношений участников охранного бизнеса?
Психосостояние Ребенка характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выраженными, так и сдерживаемыми, переживаемыми внутри. Поэтому можно говорить о Ребенке естественном, свободном и Ребенке приспосабливающемся, адаптированном.
Естественный Ребенок - это состояние спонтанное, творческое, игривое, независимое и самопотворствующее. Для него характерны естественный выход энергии, естественность самовыражения, непосредственность побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска. Естественный Ребенок - это наше “хочу”, хороший, качественный секс, творчество, умение создавать что-то новое, умение расслабиться.
Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Приспосабливающегося Ребенка. При этом происходит потеря способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на чувства и мысли от него ожидаемые. Во всех своих вариантах приспосабливающийся Ребенок, будучи взрослым человеком, функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вносимые Родителем, всегда навязаные, не всегда рациональные и нередко мешающие нормальному функционированию человека. Приспосабливающийся ребенок всегда следует правилам и действует, как положено. Поэтому он не может создавать что-то принципиально новое, но может делать хорошо на подобии (как в армии: «делай, как я»).
Формой несогласия с родительскими требованиями может быть бунт, открытое противостояние родительским предписаниям (Бунтующий Ребенок). Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии любых правил и норм, гневе и возмущении. Характерно, что бунтарь действует не так, как хочет на самом деле (так поступает Естественный Ребенок), а вопреки.
Родитель - сохраненные внутри нашей психики значимые другие люди, как бы вложенные в нас со своим голосом, обликом, поведением, характерными жестами и словами: так, как они воспринимались в детстве. Это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле они внесены извне включением внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель - наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.
Воспитывающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения: а) жесткие указания и запреты; б) проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций. Первое формирует Контролирующего Родителя, второе - Заботливого Родителя. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху и требует от другого быть Ребенком. Родитель - это всегда оценка, позитивная или негативная.
Контролирующий Родитель характеризуется неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Такой человек видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя. Контролирующий Родитель - это запреты, санкции и наказания. Ему невозможно угодить, он постоянно критикует, скуп на похвалу, зато всегда знает, что и как нужно делать.Для такого человека характерны выражения “Тебе нельзя ничего доверить”, “Ты все ломаешь”, “Руки у тебя не оттуда растут” и т.п. Вместе с тем Контролирующий Родитель – это и четкие правила, разумный контроль за действиями (например, он крикнет “Стой” человеку, который случайно может наступить в лужу).
Заботливый Родитель защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих ("не надо волноваться"), утешает и ободряет их. Это советы, поддержка, опёка и забота. Он всегда норовит оказать свою помощь, даже когда его об этом не просят, все принести на подносе и кормить из ложечки. Дети, чьи родители были именно такими, вырастают неподготовленными к жизни, у них слабо развит Взрослый (ибо нет надобности, за тебя все решают). Такими в большинстве своем были граждане нашего государства при Советской власти.
Взрослый отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку реальности, что и характеризует взрослого человека. Взрослый принимает решения с опорой на разум и факты, используя прошлый опыт, исходя из конкретной ситуации в данный момент. Это состояние воплощает объективность, организацию, приведение всего в систему. Взрослый действует как компьютер, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и принимает осознанное решение, целесообразное в настоящее время. В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Родитель).
Таким образом, Э.Берн выделил 6 основных психотипов человека. Ребенок отвечает за эмоции, Взрослый - за рацио, подкрепленное логикой, Родитель - за правила и моральные нормы, за убеждения "как надо" и "как должно быть", не подкрепленные логикой. В стрессовых ситуациях доля Ребенка возрастает, а Родителя - уменьшается.
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ПСИХОТИПЫ МЕЖДУ СОБОЙ?
1. Родитель – Родитель. Взаимопонимания между собой им не найти, но они вполне могут объединиться против кого-то третьего.
2. Родитель – Взрослый. Несмотря на давление, Взрослый выстраивает отношения по типу 50/50 и достигнутые договоренности будет соблюдать до последнего. Чего нельзя ожидать от Родителя, который всегда может нарушить свои обязательства, сославшись на обстоятельства.
3. Родитель – Ребенок. Первый навязывает свое мнение, второй – либо соглашается (Приспосабливающийся Ребенок), либо не обращает внимания (Естественный Ребенок), либо противится (Бунтующий Ребенок). При этом Ребенок всегда безответственен (т.к. преследует исключительно свои эгоистические интересы, ведь иначе ему не выжить). Как, впрочем, и Родитель – см. выше.
4. Взрослый – Взрослый. Идеальное общение биороботов. Достигнутые договоренности будут соблюдаться даже в ситуации форс-мажора.
5. Взрослый – Ребенок. Взрослый и с Ребенком будет строить партнерские отношения, но должен быть готов к тому, что последний по своим обязательствам отвечать не собирается.
6. Ребенок – Ребенок. Здесь потребуется рассмотреть все три типа: а) Бунтующий Ребенок от другого Ребенка будет выкручивать свое. Приспосабливающийся Ребенок с этим наверняка согласится, Естественный Ребенок может и подыграть; б) Приспосабливающийся Ребенок с таким же типом будет скромно ожидать указаний в сторонке, а с Естественным Ребенком вынужден будет играть в его игры; в) Естественный Ребенок будет настаивать, чтобы все играли в его игру (в которой он непременно должен выиграть).
По моим наблюдениям, в каждом человеке по отдельности только Ребенок, Родитель или Взрослый встречаются примерно у трети людей. Чаще – в сочетании с другим психотипом. Причем один из них всегда оказывается ведущим. Если же первый, в силу обстоятельств, не срабатывает, то тогда общение строится по другому психотипу. Этакая последовательная замена. Параллельно же (или одновременно) обе техники общения почему-то не работают. Наличие в одном человеке ярко выраженных трех типов мне еще не попадалось ни разу.
КТО МЫ?
Взаимодействие шести психотипов дает 36 комбинаций. Если в одном человека присутствует сразу 2 психотипа, то число типов людей резко возрастает. А если их будет три? Но в жизни, к счастью, реальных вариантов встречается всего не более полутора десятков.
Однажды я задался целью выяснить: с кем мною делятся тяготы и лишения в нашем ЧОПе? Какие психотипы чаще всего встречаются среди охранников: тех, на кого можно положиться и тех, кто у нас надолго не задерживается? Проанализировав всех работающих и уволенных, я неожиданно обнаружил, что подавляющее большинство уволенных – это Дети, а работающие в массе своей – Заботливые Родители, немного разбавленные Взрослыми. Заботливость охранников распространяется на все, что их окружает: людей, противокражные ворота, видеонаблюдение и пр. Они инициативны и если что не так, то мимо не пройдут. Но могут неожиданно не выйти на работу (мол, так случилось, у меня были обстоятельства, извините). Рациональный Взрослый четко соблюдает инструкцию и договорные обязательства, абсолютно надежен, но лишнего делать не будет. А вот Дети – они дети и есть: играют, бунтуют или со всем безответственно соглашаются. Положиться на них нельзя.
Заодно стало интересно, а кто же наши клиенты? Учредители фирм, как правило, оказались Критическими Родителями, директора – Заботливыми Родителями и, намного реже, Взрослыми. То же выяснилось и при анализе учредителей и директоров ЧОПов. Хотя, как и везде, нашлись исключения. Например, один из активистов общественной деятельности в сфере охраны оказался игроком (Естественный Ребенок), а его соперник – хотя и Заботливым Родителем, но… тоже игроком.
ЧТО НАМ ЭТО ДАЕТ?
Когда известно, какой психотип находится перед вами, отношения выстраивать с ним довольно просто. Родитель, обычно, ожидает видеть перед собой Ребенка, а Ребенок – Родителя. Взрослому комфортно с таким же Взрослым. Так что играйте роли! Однако имейте при этом в виду, что Ребенок по своим обязательствам не отвечает, как и Родитель тоже («у меня возникли обстоятельства»). И если нужно соблюдение договоренностей, то ведите себя по-взрослому и требуйте того же от своего партнера. Умение определять психотипы значительно упрощает взаимоотношения, т.к. поведение собеседника становится прогнозируемым.
Кстати, взрослое поведение универсально. Такая тактика одинаково годится и во взаимоотношениях с Родителем, и в контактах с Ребенком. Конечно, поначалу можно немного и подыграть, но не увлекайтесь. Иначе окажетесь в положении, когда вами станут беззастенчиво манипулировать.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПСИХОТИП СОБЕСЕДНИКА?
По поведению, осанке, манере побуждать к исполнению, характерным словам (см. приложение). Поверьте, это совсем несложно, если постоянно практиковаться хотя бы в течение недели. После чего вы будет делать это безошибочно. Имейте в виду, что поначалу будет удаваться определение только ведущего психотипа. Но ведь у многих есть еще и второй тип, который включается, если первый не срабатывает. И, в самой незначительной степени, могут проявляться вообще все психотипы. Но это не должно сбивать вас с толку.
Вот, например, к каким психотипам можно отнести участников недавней предвыборной компании? Согласитесь, что В.Путин – Заботливый Родитель (это его ведущий психотип) и Приспосабливающийся Ребенок (именно поэтому он реагирует на выступления оппозиции). Г. Зюганов, кстати, такой же. М.Прохоров – рациональный Взрослый. С.Миронов – Приспосабливающийся Ребенок. В.Жириновский – Заботливый Родитель и Бунтующий Ребенок. И, пользуясь случаем: Д.Медведев оказался практичным Взрослым и игроком (Естественный Ребенок).
А кто есть кто в нашей среде? И.Голощапов – Взрослый и Приспосабливающийся Ребенок (куда против лома-то?), таков же и Guest; Н.Степанов – Заботливый Родитель; А.Латышев – тоже Заботливый Родитель, но и Приспосабливающийся Ребенок; bag.net – Приспосабливающийся Ребенок; В.Страхов, В.Прасолов, Зануда, dao и Скептик – абсолютно Взрослые рацио (у них это единственный ярко выраженный психотип); А.Колясинский – Приспосабливающийся Ребенок и только потом – Взрослый; Историк – Заботливый Родитель и Приспосабливающийся Ребенок; Старожил – Заботливый Родитель; Первопроходник – Критический Родитель.
Надеюсь, что никого не обидел, ведь это всего лишь термины. Зато теперь мы знаем предпочитаемые участниками блогов техники общения, так что взаимопонимания между нами должно стать больше.
Приложение. Типы поведения психотипов
1 Контролирующий Родитель - авторитарный, ориентируется на себя, склонен к критиканству, консервативен, мыслит стереотипами (окружающие, подчиненные – это непослушные дети).
2 Воспитывающий Родитель - заботящийся, авторитарный, ориентируется на себя (окружающие, подчиненные – это слабые дети, нуждаются в защите).
3 Взрослый - демократичный (как в общении, так и в принятии решений), ориентируется на информацию. Берет на себя ответственность. Уверен в себе и целеустремлен.
4 Естественный Ребенок - демократичный в общении, но непоследователен в принятии решений или не доводит их до конца (может внезапно отказаться от контакта).
5 Бунтующий Ребенок - эмоциональный, изменчивый, непоследовательный, зависит от настроения. Может «взорваться». 
6. Приспосабливающийся Ребенок - либеральный, мягкий, непоследовательный, не умеет настоять на своем, не рассуждает, ориентируется на мнение окружающих, безответственен (или наоборот, гиперответственен), инфантилен, зачастую лишен этических норм.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости