Правовое регулирование частной охранной деятельности
Существенным условием обеспечения эффективного и оптимального функционирования любой организации является своевременное, целенаправленное и продуманное регулирование отношений, составляющих правовую основу любой области бизнеса. Не составляет исключение и частный охранный бизнес, который за два десятилетия существования преобразовался в совершенно новую структуру, аналога которой в дореволюционные и советские времена не было. В отличие от других сфер, которые и сегодня находятся в состоянии перманентного дележа имеющегося у них наследства, охранная отрасль, динамично развиваясь и будучи востребованной обществом, приносит в казну неплохие деньги, предоставляя рабочие места уходящим из милиции и армии офицерам. Бесспорно, на рынке охранных услуг есть что охранять и что делить. Емкость российского рынка охранных услуг оценивалась в $7 млрд., и, по мнению специалистов, в ближайшие десять лет эта сумма должна как минимум утроиться. А как максимум? А через двадцать, тридцать лет? По некоторым оценкам, сегодня порядка 55 % объектов вообще не охраняется. Это, как правило, предприятия малого и среднего бизнеса, объекты коммунальной сферы и т.д. Отсутствие монополизма в отрасли порождает высокую конкуренцию, положительно влияющую на качество и стоимость оказываемых услуг. Еще один интересный момент, который не особенно заметен для рядовых граждан, но, несомненно, являющийся очень важным для экономики страны - охранный бизнес не имеет высокой рентабельности – всего 10-15 %. При этом, практически все заработанные ЧОО средства уходят на отчисления в бюджет и выплату заработной платы. Они не тратятся на закупку товаров за границей, а это означает, что все деньги остаются в стране, в российской экономике. Поэтому в охранной отрасли достаточно хорошие перспективы.
Построение конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики России невозможно без создания эффективного механизма правового регулирования предпринимательских отношений, в т.ч. в сфере оказания охранных услуг. Как показывает мировой опыт, только развитие государственно-частного партнерства позволит создать необходимые стабилизационные условия и обеспечить государственную поддержку деятельности социально ориентированных и законопослушных негосударственных организаций правоохранительной направленности. Поэтому правильная оценка правового поля, умение пользоваться действующими нормативными правовыми актами являются одними из важнейших в совокупном знании частного охранника.
Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Из этого определения можно выделить два уровня правовых основ частной охранной деятельности в России:
Первый – это законодательное регулирование частной охранной деятельности. При изучении законодательства важное место занимает Конституция российской Федерации и законодательство в сфере государственной безопасности, частной охранной и детективной деятельности, собственности, предпринимательской политики, ответственности.
Второй уровень – это регулирование охранной деятельности нормативными, правовыми актами, которые призваны дополнять и расширять законодательную базу.
К третьему уровню можно отнести локальные нормативные акты, разрабатываемые на основе и в соответствии с требованиями законодательства о частной охранной деятельности.
Основные положения Конституции закрепляют главные черты социально-экономической основы конституционного строя Российской Федерации, которую составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство.
Конституция России признает и гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. (ст.8)
Конституцией гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17), а также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).
Статья 20 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» устанавливает, что каждый имеет право на жизнь. Жизнь человека провозглашается высшей социальной ценностью.
Важное значение для правовой основы частной охранной деятельности играет профильное законодательство и, прежде всего, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Настоящим Законом частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В целях обеспечения указанного Закона используются следующие основные понятия:
1) частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
2) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;
3) удостоверение частного охранника - документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;
4) частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона;
5) объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;
6) внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
7) пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Оказание перечисленных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
Продолжение следует