Готовим частных охранников и детективов - продолжение
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" к числу субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории РФ, отнесены не только государственные военизированные организации и юридические лица с особыми уставными задачами, но и, в частности: - образовательные учреждения; - физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах спорта, связанных с использованием оружия; - граждане РФ. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 того же Закона подготовку работников юридических лиц с особыми уставными задачами могут проводить не только органы внутренних дел или соответствующие федеральные органы исполнительной власти, но и негосударственные учебные центры по подготовке частных детективов и охранников. Таким субъектам - организациям, занимающимся подготовкой и повышением квалификации частных охранников, - в ст. 15 Закона об оружии предоставлено право приобретать оружие, разрешенное частным охранникам в соответствии с законодательством РФ для ношения и хранения при исполнении ими служебных обязанностей.
Образовательные учреждения и спортивные организации не должны лицензировать приобретение оружия и патронов к нему только в тех случаях, когда они приобретают спортивное пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел (ст. 9 Закона N 150-ФЗ).
Дополнительные разъяснения для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку частных охранников, содержатся в п. п. 37 - 41 Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 19.06.2006 N 447:
- НОУ, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников, для организации учебного процесса оборудуют стрелковые тиры и стрельбища в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими оборот оружия и специальных средств;
- разрешения на хранение и использование оружия, использование оружия в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище выдаются органом внутренних дел;
- при использовании в образовательном процессе оружия и патронов к нему, специальных средств к работе с ними допускаются только лица, оформленные соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения;
- учет, хранение и использование в образовательном учреждении оружия, патронов к нему и специальных средств осуществляются по требованиям, предъявляемым к юридическим лицам с особыми уставными задачами;
- органы внутренних дел в пределах своей компетенции проводят проверки образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников охранных предприятий, на предмет соблюдения ими правил учета, хранения и использования оружия, патронов к нему и специальных средств в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия и специальных средств.
Также и в соответствии с Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814) субъекты, имеющие право на приобретение оружия, включая спортивные организации и образовательные учреждения, должны осуществлять учет оружия и патронов, а также обеспечивать их сохранность, безопасность хранения и использования, руководствуясь этими Правилами, а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
В частности, нужно иметь в виду и требования Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288).
Приобретенные оружие и патроны, за исключением оружия, регистрация которого не предусмотрена, должны регистрироваться в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок.
При ведении учета оружия и патронов могут использоваться электронные средства автоматизированного учета с обязательным одновременным выводом данных на бумажные и магнитные носители с соблюдением требований, установленных МВД России.
После получения в ОВД разрешения на хранение или на хранение и использование оружия юридические лица обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
По общему правилу хранить оружие и патроны нужно в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха.
Обратите особое внимание на то, что свободно продавать принадлежащее образовательному учреждению оружие нельзя - осуществлять торговлю оружием вправе только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию.
Если же такая лицензия учреждением не получена, для того чтобы продать оружие, придется обращаться к посреднику, имеющему такую лицензию.
Нормы обеспечения оружием и патронами
Обратите особое внимание на Приказ МВД России от 13.04.2005 N 275, которым были утверждены Нормы обеспечения оружием и патронами к нему для органов и организаций, указанных в ст. 12 Закона об оружии, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами.
Как разъясняется в Примечаниях к данному документу:
- эти Нормы могут применяться негосударственными образовательными учреждениями (НОУ) для проведения учебных, тренировочных и пробных стрельб с работниками, осуществляющими детективную и охранную деятельность;
- приобретение и использование оружия и патронов, согласно данным Нормам, могут осуществляться органами и организациями, занимающимися подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами, при наличии у них соответствующих стрелковых объектов и помещений для хранения оружия и патронов;
- определение неснижаемого запаса патронов, комиссионные обследования мест их хранения и стрелковых объектов осуществляются в соответствии с Инструкцией N 288, а резерв оружия используется для кратковременной замены неисправного оружия, выделенного для проведения стрельб, на период его ремонта или приобретения нового оружия;
- учебные, тренировочные и пробные стрельбы проводятся в соответствии с учебными программами, согласованными с департаментом охраны общественного порядка (ДООП) МВД России.
Количественный и номерной учет оружия и патронов
Порядок учета оружия и патронов, имеющихся у юридических лиц, регламентируется разд. XVIII Инструкции N 288.
Количественный и номерной учет оружия и патронов в организации должен осуществляться руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за их сохранность, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности. А в организациях, имеющих структурные подразделения, обязанности по ведению учета приказом руководителя юридического лица также возлагаются на вышеуказанных лиц в каждом из структурных подразделений. Руководитель организации должен также установить порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия с учетом требований Инструкции N 288.
Учету подлежат все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Вести их учет нужно по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета с использованием электронно-вычислительных средств обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным Инструкцией N 288 формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.
Учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в Инструкции N 288, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.
Документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а формализованные документы, заполненные с помощью средств автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Сведения о подшитых документах предварительно заносятся в соответствующие описи дел и книг.
Реестры, книги и журналы учета оружия, дела с учетными документами ведутся лицами, ответственными за сохранность оружия, и по их закрытии передаются в архив организации или подразделения.
Уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 10 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица. Когда дальнейшее хранение учетных документов в организации невозможно, они передаются в орган внутренних дел.
Спортивные организации и образовательные учреждения ведут:
- книги наличия и движения, номерного учета имеющегося оружия и патронов, в том числе принятых на ответственное хранение;
- учетные дела с копиями приказов руководителей спортивных организаций и образовательных учреждений о проведении стрельб и выдаче оружия для проведения занятий;
- заявки-расчеты на выдачу оружия и патронов для стрельб либо на учебные занятия;
- раздаточно-сдаточные ведомости оружия и патронов на стрельбах;
- акты списания израсходованных патронов;
- акты приема (передачи) или рекламации на оружие и патроны;
- учетную документацию для размещения оружия и патронов в оружейных комнатах, а также документацию, предусмотренную для имеющихся стрелковых объектов.
Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы:
- книга приема и выдачи оружия и патронов;
- книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов;
- книга приема (сдачи) дежурств и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны;
- книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН);
- описи оружия и патронов, находящихся под охраной в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, и упаковочные листы ящиков;
- список закрепления оружия, размещенного в сейфах, шкафах, пирамидах;
- список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.
В тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище или другом стрелковом объекте ведутся:
- все перечисленные выше документы (при организации хранения оружия и патронов на стрелковом объекте в оружейной комнате);
- журнал учета стрельб;
- учетное дело с копиями приказов руководителя объекта о назначении лиц, ответственных за проведение стрельб;
- служебные документы по осуществлению пропускного режима.
При размещении оружия или патронов в складских помещениях дополнительно ведутся следующие учетные документы:
- книга учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов (при больших объемах хранения допускается ведение нескольких книг учета по видам или моделям оружия, типам патронов);
- стеллажные ярлыки для оружия и патронов, хранящихся на стеллажах;
- служебные документы, установленные для подразделения охраны;
- журналы учета постоянных, временных и разовых пропусков на ввоз и вывоз оружия и патронов.
Всеми юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся:
- книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов;
- служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения грузов, инкассации, а также книги номерного учета и закрепления оружия и патронов за работниками, выполняющими обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции;
- учетная документация по хранению оружия и патронов, а также по функционированию имеющихся у юридического лица стрелковых объектов;
- акты списания патронов, израсходованных на учебные и тренировочные стрельбы, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелку оружия и проверку его боя, а также при выполнении служебных задач;
- акты приема (передачи) и рекламаций на оружие и патроны;
- планы передачи имеющегося оружия и патронов между структурными (территориальными) подразделениями, согласованные с органами внутренних дел.
Книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях.
В отдельных разделах данных книг допускается ведение учета специальных средств самообороны и защиты, разрешенных к использованию работниками юридических лиц, а также инструмента, расходных материалов и принадлежностей к оружию.
В учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие. Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.
В случаях утраты или хищения оружия и патронов, имеющихся у юридического лица, незамедлительно информируется орган внутренних дел по месту их учета. Руководителем организации проводится проверка совместно с органами внутренних дел, по результатам которой принимается решение о снятии с учета оружия или патронов с составлением акта их списания.
При выявлении излишков или недостачи оружия (патронов) руководителем юридического лица информируются органы внутренних дел и назначается инвентаризация, в ходе которой устанавливаются обстоятельства несоответствия наличия оружия учетным данным и лица, виновные в нарушении порядка его учета. Неучтенное оружие и патроны в течение суток подлежат передаче в орган внутренних дел.
Оружие и патроны, не пригодные по заключениям технических комиссий органов внутренних дел к дальнейшему использованию, за исключением оружия, являющегося вещественным доказательством по уголовным делам, признанного культурной ценностью, имеющего срок гарантии либо в отношении которого рассматривается вопрос о его наследовании, после составления актов их списания подлежат передаче в органы внутренних дел для уничтожения.
В организациях должны проводиться ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Такие сверки проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения: "Сверка проведена. Расхождений нет" - и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Бухгалтерский учет оружия и патронов
Оружие относится к объектам основных фондов. В частности, в ОКОФ оружие спортивное, охотничье и военная техника двойного применения (код 14 2927000) включены в подраздел "Машины и оборудование".
А в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, данные объекты, включая оружие, используемое в охранной деятельности, отнесены к пятой амортизационной группе как имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Таким образом, приобретаемое оружие следует принимать к учету в качестве основных средств. Правда, важно обратить внимание на его стоимость и на учетную политику учреждения. Ведь в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) организации имеют право самостоятельно устанавливать лимит стоимости объектов основных средств, который не должен превышать 20 000 руб. Поэтому в случае, если учетной политикой установлен определенный лимит и фактические затраты на приобретение оружия оказались ниже данного лимита, его нужно учитывать не в составе основных средств, а в качестве материально-производственных запасов.
В случае если по стоимостному критерию приобретаемое оружие все-таки признается объектом основных средств, все фактические затраты на его приобретение нужно относить в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-4 "Приобретение объектов основных средств". Это касается не только сумм, уплачиваемых продавцу оружия, но и всех остальных расходов, непосредственно связанных с его приобретением. Сюда относятся и суммы, уплачиваемые за получение лицензии на приобретение оружия.
Размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.06.1998 N 574. Так, например, для получения лицензии на приобретение служебного огнестрельного короткоствольного оружия на территории РФ (сроком действия 6 месяцев) организация должна уплатить по 200 руб. за каждую единицу оружия. Поскольку срок действия данной лицензии составляет шесть месяцев, она может быть получена за несколько недель или месяцев до момента фактического приобретения оружия.
При этом вне зависимости от того, будет оружие приобретено или нет, сумма сбора не возвращается и обязательства органов внутренних дел перед организацией, уплатившей сбор, полностью выполнены в момент выдачи лицензии. Значит, организация не только не должна продолжать отражать в учете дебиторскую задолженность, которая формируется в момент уплаты сбора, но и отнести расходы на уплату сбора в дебет счета 08-4 до момента приобретения оружия она тоже не может, поэтому на практике для отражения суммы уплаченного сбора за получение лицензии на приобретение оружия в период с момента фактического получения лицензии до момента приобретения оружия следует использовать счет 97 "Расходы будущих периодов".
Тем же документом установлены и размеры сборов за выдачу разрешения на хранение (на хранение и использование) гражданского и служебного оружия - срок его действия составляет три года и уплатить нужно 500 руб. Но расходы на уплату этого сбора включать в первоначальную стоимость приобретаемого оружия не нужно, ведь этот сбор уплачивается не в связи с приобретением, а в связи с последующим хранением и использованием оружия. Поэтому формально сумму данного сбора надо отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов" и затем равномерно ежемесячно включать соответствующую (1/36) часть уплаченного сбора в состав расходов образовательного учреждения в течение всего срока его действия. Однако, учитывая, что сумма сбора невелика, а ежемесячная часть, если списывать ее равномерно в течение трех лет, будет вообще ничтожна, можно прописать в учетной политике положения о единовременном признании суммы данного сбора в текущих расходах образовательного учреждения ввиду ее несущественности. Тогда всю сумму можно будет сразу отнести в дебет счета 20 "Основное производство" (или 26 "Общехозяйственные расходы") в момент уплаты данного сбора и получения разрешения на хранение и использование оружия.
Пример 1. НОУ "Форт", осуществляющее обучение частных охранников, в ноябре 2010 г. приобрело короткоствольное огнестрельное оружие в количестве 10 единиц. Стоимость оружия по договору с поставщиком составила 354 000 руб. (т.е. стоимость единицы оружия составила 35 400 руб.).
НОУ "Форт" в октябре 2010 г. уплатило сбор за получение лицензии на приобретение данного оружия в сумме 2000 руб. (по 200 руб. за каждую единицу оружия). А в ноябре 2010 г. были уплачены сборы за получение разрешения на хранение и использование оружия со сроком действия три года в размере 5000 руб. (по 500 руб. за единицу).
Предположим, что НОУ "Форт" применяет общий режим налогообложения (является плательщиком НДС).
Допустим также, что учетной политикой НОУ "Форт" предусмотрено, что расходы на уплату сборов за получение разрешений на хранение и использование оружия, а также иные расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, сумма которых не превышает 10 000 руб., считаются несущественными для их признания расходами будущих периодов, поэтому такие расходы включаются единовременно в состав текущих расходов по обычным видам деятельности (в себестоимость оказываемых образовательных услуг).
Бухгалтер НОУ "Форт" отразил операции так:
В октябре 2010 г.
Дебет 76 Кредит 51
2000 руб. - уплачен сбор за получение лицензии на приобретение оружия;
Дебет 97 Кредит 76
2000 руб. - учтена сумма уплаченного сбора за получение лицензии на приобретение оружия (отражены расходы на получение лицензии) в составе расходов будущих периодов.
В ноябре 2010 г.
Дебет 08-4 Кредит 60
354 000 руб. - отражены в составе вложений во внеоборотные активы фактические расходы на приобретение оружия (поскольку стоимость единицы оружия превышает 20 000 руб. и соответствует требованиям к признанию актива основным средством вне зависимости от содержания учетной политики НОУ);
Дебет 08-4 Кредит 97
2000 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого оружия сумма сбора за получение лицензии на его приобретение (единовременно, в полном объеме);
Дебет 60 Кредит 51
354 000 руб. - оплачено приобретенное оружие;
Дебет 01 Кредит 08-4
356 000 руб. (354 000 + 2 000) - принято к учету в составе основных средств приобретенное оружие по первоначальной стоимости;
Дебет 76 Кредит 51
5000 руб. - уплачен сбор за получение разрешения на хранение и использование оружия;
Дебет 20 Кредит 76
5000 руб. - включена единовременно вся сумма уплаченного сбора за получение разрешения на хранение и использование оружия в состав расходов на обучение частных охранников (ввиду несущественности суммы этих расходов).
При принятии объекта основных средств к учету организация должна установить срок его полезного использования. Причем в бухгалтерском учете совершенно не обязательно руководствоваться нормами Классификации основных средств, применяемой в целях налогообложения прибыли. Однако в случае, если учреждение стремится сблизить бухгалтерский и налоговый учет, целесообразно учитывать эти требования и выбирать линейный метод начисления амортизации. Метод амортизации объектов основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете должен быть закреплен в учетной политике организации, причем для разных групп основных средств могут быть предусмотрены разные методы.
Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию (принятия их к учету в качестве основных средств на счете 01 "Основные средства"). Амортизация начисляется ежемесячно и отражается записью по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету соответствующих счетов учета затрат. Так, при начислении амортизации оружия, используемого в учебном процессе, следует дебетовать счет 20 "Основное производство" (либо 25 "Общепроизводственные расходы", если одно и то же оружие используется при оказании нескольких различных образовательных услуг).
Пример 2. Продолжим рассматривать пример 1 и предположим, что НОУ "Форт" установило срок полезного использования оружия 8 лет (96 месяцев) и производит начисление амортизации линейным методом.
В этом случае бухгалтер НОУ "Форт" начиная с декабря 2010 г. будет ежемесячно начислять амортизацию данного оружия записью:
Дебет 20 (или 25)
Кредит 02
3708,33 руб. (356 000 руб. : 96 мес.) - начислена амортизация оружия за текущий месяц.
Патроны в отличие от оружия однозначно не являются основными средствами, а учитываются в составе материальных запасов на счете 10 "Материалы".
Пример 3. Продолжим рассматривать наш пример. Предположим, что одновременно с приобретением оружия НОУ "Форт" также приобрело патроны на сумму 70 800 руб. В том же месяце при проведении учебных стрельб в группах по подготовке частных охранников были использованы патроны на сумму 4720 руб.
Бухгалтер НОУ "Форт" отразил операции по приобретению патронов так:
Дебет 10 Кредит 60
70 800 руб. - приняты к учету (оприходованы в составе материально-производственных запасов) патроны;
Дебет 60 Кредит 51
70 800 руб. - оплачены патроны;
Дебет 20 Кредит 10
4720 руб. - списаны патроны, израсходованные в процессе оказания образовательных услуг по подготовке охранников.
Инвентаризация оружия и патронов
Все организации должны проводить инвентаризацию имущества в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Безусловно, это касается и таких видов имущества, как оружие и патроны.
Однако при организации и проведении инвентаризации оружия и патронов нужно дополнительно учитывать требования разд. XIX Инструкции N 288.
Согласно п. 147 Инструкции N 288 инвентаризация должна проводиться в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации должны быть назначены председатель и члены инвентаризационной комиссии, а также определены сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, проводится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Инвентаризация оружия и патронов проводится:
- ежегодно (по состоянию на 1 января);
- при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел);
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий);
- при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.
Для проведения инвентаризации оружия и патронов в течение года в организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек. В нее включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.
Перед началом инвентаризации члены комиссии должны:
- изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;
- подготовить бланки инвентаризационных описей, описей номерного учета и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (все формы приведены в Приложениях N N 75 - 77 к Инструкции N 288) и зарегистрировать их в установленном порядке; особое внимание надо обратить на то, что предварительное внесение остатков оружия и патронов в эти документы не допускается - в них должны отражаться только фактически выявленные в ходе инвентаризации сведения;
- проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.
В ходе инвентаризации наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.
Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов. Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов.
Поступившие в процессе инвентаризации оружие и патроны заносятся в отдельные описи. При этом в строке для указания целевого назначения оружия делается запись "Оружие (патроны), поступившее во время инвентаризации", а в графе "Примечание" указывается, от кого оно поступило, дата поступления и номера приходных (сопроводительных, транспортных) документов.
Оружие и патроны, находившиеся в момент инвентаризации у работников организации, убывших в командировку, принимаются к зачету по учетным документам. При этом в графе "Примечание" указываются дата выдачи, фамилии и инициалы лиц, их получивших, и основания для выдачи.
Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов.
При выявлении фактов недостачи или излишков оружия и патронов инвентаризационная комиссия незамедлительно сообщает об этом руководителю юридического лица.
По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах, а на оружие и патроны, выданные органами внутренних дел во временное пользование, - в трех экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков. Акт рассматривается и утверждается руководителем юридического лица в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.
Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые экземпляры передаются в орган внутренних дел, третьи - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУВДТ или УРО МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.
Примечание. Приказом Минобрнауки России от 06.09.2010 N 909 утвержден минимум содержания программы дополнительной подготовки руководителей частных охранных предприятий.