В поисках идеального партнёра.

 

ЧОП - не жена, выбираем с умом. В поисках идеального партнера

Конкуренция на рынке охранных услуг сегодня очень высока. Чтобы привлечь крупный заказ, ЧОПам приходится соответствовать жестким современным требованиям – внедрять новые технологии работы, повышать квалификацию персонала. А главное – иметь четкое представление о том, по каким критериям заказчики выбирают охранное предприятие. Знание этих «правил игры» помогает ЧОПу находить новых клиентов.
 
Поиск ЧОПа начинается с изучения предложений на рынке. Службы безопасности компаний собирают информацию из самых разных источников – с web-сайтов, в правоохранительных органах, от знакомых представителей охранного сообщества и деловых кругов, из отраслевой прессы. На основании этих данных составляется предварительный список ЧОПов, которые по основным параметрам подходят для выполнения задачи.
На начальном этапе отбора компании-заказчики обращают внимание на три основных показателя. Первое – это стаж работы. Предпочтение отдается фирмам, имеющим как минимум пятилетнюю историю. Второе – репутация. Она складывается из мнений профессионалов сообщества, из публикаций о фирме, из наличия в ее послужном списке крупных, известных клиентов. И, наконец, нанимателя интересует специализация ЧОПа. Имеет ли охранное предприятие опыт защиты именно тех объектов, которыми управляет заказчик (складов, гипермаркетов, офисных помещений и т.д.). Любой серьезный заказчик готов платить только за опытную команду охранников, готовую к выполнению определенных задач.
Разумеется, здесь мы встаем на позиции крупных компаний, поскольку именно они задают стандарты взаимоотношений с охранными предприятиями и на них равняются все остальные.
 
ТЕНДЕР – ЭКЗАМЕН ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ
Когда круг кандидатов очерчен, начинается следующая фаза выбора – экспертно-оценочная. Обычно она проходит в режиме тендера и длится от двух недель до месяца. Кто-то из заказчиков сразу вступает в переговоры с руководителями ЧОПов, а кто-то сначала запрашивает пакет документов, описывающих статус (лицензия) и возможности предприятия. Так, в компании «М.Видео» весьма тщательно проверяют все документы ЧОПа по разным каналам. По словам директора по экономической безопасности «М.Видео» Валерия Иванцова, компания всегда делает запрос в местные органы лицензирования, где подтверждают или опровергают информацию, заявленную в документах.
Далее ЧОП оценивают по многим параметрам. В «М.Видео» есть даже специальный регламент оценки, разработанный вместе с Ассоциацией ветеранов криминальной милиции. В этом документе насчитывается 12 критериев. Одним из главных является капитализация предприятия. «Нам важно знать, какими активами обеспечена его деятельность. Будь то здание или автопарк, или даже оргтехника – все это указывает на то, что фирма нацелена на долгую, серьезную работу и может нести материальную ответственность», – рассказывает г-н Иванцов – «Также мы оцениваем внутреннюю организацию работы в ЧОПе. Есть ли у них дежурная часть, свое вооружение, группа быстрого реагирования, могут ли они самостоятельно обслуживать охранные системы, ведется ли статистика, анализ».
Столь же внимательно изучают заявку и в дирекции по безопасности ОАО «Пивоваренный завод «Балтика». Кроме лицензии, здесь проверяют кредитоспособность будущего партнера и спрашивают о нем мнение у тех, кто с ним работал или работает до сих пор. Специализация имеет особенное значение. «Мы стараемся найти подрядчика, имеющего солидный опыт в выполнении той или иной задачи, – говорит директор по безопасности «Балтики» Владимир Безуглый. – Одно дело – охранять завод, оснащенный дорогостоящим оборудованием, и совсем другое – обеспечить безопасность гостей пивного фестиваля, где работа стражей порядка не должна мешать комфорту людей. Каждый случай требует особого подхода».
Мелочей при выборе охранного предприятия не бывает. В условиях тендера каждый аспект важен. Практикует или нет охранное предприятие страхование угроз? Использует или нет уставную форму с фирменными знаками или знаками отличия? Сколько охранников награждено юбилейными медалями или знаками за выслугу лет? Дополнительные сведения такого рода могут повлиять на решение компании-заказчика.
 
В ПОЛНОЙ БОЕГОТОВНОСТИ
Но прежде всего эффективность охраны зависит от квалификации сотрудников, а, значит, от того, как в ЧОПе поставлена работа с кадровым составом. Валерий Иванцов считает, что вести ее должен опытный специалист, «который занимается и повышением квалификации, и профессиональным отбором, и лицензированием. Наличие инженерного подразделения – большой плюс для ЧОПа. Это гарантирует обучение сотрудников правильному использованию технических средств охраны – видеонаблюдения, противокражных систем и т.д. Они же и обслуживают, и ремонтируют технику, – рассказывает директор по экономической безопасности «М.Видео». – Проблема здесь в том, что основная масса охранников – люди за сорок лет. Не все они готовы сразу начать работать с компьютером, с современным программным обеспечением. Но если выстроена система обучения: от начальника кадровой службы – к старшим смены и рядовым сотрудникам, то нам гораздо проще добиться выполнения наших инструкций».
Готовность наряда к работе включает, помимо обязательных навыков, наличие планов действий при чрезвычайных обстоятельствах: на случай возникновения пожара, при обнаружении взрывного устройства, при разбоях и грабежах. Совместные действия с ОВД тоже должны быть прописаны и отлажены.
В компании «Балтика» обязательным требованием является соблюдение единого стандарта охраны во всех регионах. Такой подход соответствует философии компании. «Если вкус «балтийского» пива в Хабаровске ничем не отличается от вкуса пива в Самаре, то же самое должно быть и с охраной», – считает Владимир Безуглый. А руководитель службы организации охранной деятельности ОАО «ВымпелКом» Виктор Корнеенков делает акцент на возможности ЧОПа варьировать численность своих сотрудников – в зависимости от задач. «Допустим, сегодня на нашем объекте работает сто человек, а завтра может возникнуть потребность еще в пятидесяти сотрудниках такого же хорошего профессионального уровня. И ЧОП должен их предоставить в кратчайшие сроки. При этом мы категорически против вахтового метода работы. В последнее время им злоупотребляют многие охранные организации: они нанимают людей в регионах и направляют на неделю охранять столичные объекты. Через неделю им на смену приезжают другие. Сотрудники живут практически в походных условиях, и, конечно, это не лучшим образом отражается на их внешнем виде и на способности нормально выполнять служебные обязанности. Мотивация у людей в таких условиях крайне низкая», – утверждает г-н Корнеенков. Он уверен, что излишняя экономия при подборе кадров только вредит ЧОПу, снижая его конкурентоспособность и отталкивая наиболее ценных клиентов. Особенно в период кризиса, когда требования к качеству охранных мероприятий становятся все выше.
 
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Часто, когда формальные достоинства нескольких охранных предприятий совпадают, все дело решает личность руководителя. Если его ЧОП состоит в ветеранских организациях, а сам он активно участвует в их работе, это сильно повышает его шансы на победу в любом тендере. Логика заказчика проста – раз у человека есть авторитет в профессиональном сообществе, он, безусловно, будет им дорожить в совместной работе. Как признается Виктор Корнеенков, «на переговорах с главой охранного предприятия очень важно почувствовать его профессиональную культуру, образованность, широту кругозора. Мы должны понимать, что этот человек находится на своем месте и готов развиваться вместе с нами. В частности, обсуждать применение технических новинок, совершенствовать работу службы безопасности, выдвигать собственные идеи».
Значение имеют и такие факты, как образование, представление о тенденциях развития законодательства, регламентирующего охранно-сыскную деятельность, опыт управления и опыт работы в правоохранительных органах.
По сути, первое лицо ЧОПа выступает гарантом нормальных рабочих отношений между двумя сторонами. Все договоренности, заключенные на переговорах, реализует именно этот руководитель. Он вносит коррективы в работу охранных постов, заменяет, если нужно, сотрудников, находит резервы усиления. Он – главное связующее звено между службой безопасности компании и охраной. Поэтому для него крайне важно выстроить доверительные отношения с заказчиком и поддерживать их.
Отметим, что фактор личного знакомства с работодателем сегодня уже не так принципиален, как раньше. Даже если директор службы безопасности и глава ЧОПа «служили в одном полку», это не гарантирует бесконфликтной совместной работы. Важнее другое – насколько доверие друг к другу обеспечено реальными результатами.
 
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Когда договор подписан, условия оговорены, ЧОП приступает к выполнению принятых на себя обязательств. Поскольку заказчик доверяет охранному предприятию защиту своих материальных ценностей, естественно, он контролирует его работу. В торгово-розничных компаниях, где кражи происходят почти ежедневно, это особенно актуально. По словам директора по экономической безопасности «М.Видео» Валерия Иванцова, в его компании посты охраны инспектируются регулярно. «Если в городе один ЧОП, то он проверяется в ежедневном режиме, если два – то каждый из них проверяется раз в три дня. Есть журналы несения службы, куда записываются все замечания – не только по возмещению ущерба, но и по внешнему виду сотрудников, по их поведению, умению общаться с клиентом. Директора магазинов тоже участвуют в этом процессе», – говорит Иванцов.
Руководитель службы организации охранной деятельности ОАО «ВымпелКом» Виктор Корнеенков отмечает, что с начала финансового кризиса стало больше попыток воровства в магазинах. Значит, и действия по предотвращению подобных инцидентов должны разрабатываться более активно. «Раз в неделю мы собираем руководителей офисов продаж «Билайн» и обсуждаем происшествия: выясняем причины имевших место краж, анализируем действия охраны и вносим поправки в инструкции для сотрудников. Такая же встреча проводится с представителями ЧОПов. Если кража произошла по вине ЧОПа, он возмещает нам потери в размере стоимости украденного. Но наказание – не самоцель, главное, чтобы в следующий раз были приняты все меры для предотвращения воровства».
      Разрыв договора с подрядчиком может произойти в любой момент, но причины для этого должны быть достаточно вескими. Вот самые распространенные из них:
– Игнорирование замечаний со стороны службы безопасности;
– Большое количество претензий (они могут касаться, в том числе, и нарушения формы одежды, и неподобающего поведения на посту);
– Серьезные случаи нарушения инструкций;
– Крупные хищения по вине поста охраны;
– Открытие уголовного дела на одного или нескольких сотрудников ЧОПа;
– Участие сотрудников ЧОПа в криминальной деятельности;
– Отзыв лицензии у ЧОПа или налоговые претензии к нему.
      Руководителям охранных предприятий надо четко понимать, что компания-заказчик заботится в равной степени и о сохранении материальных ценностей, и об имидже. Причем имиджевые потери для бизнеса бывают намного тяжелее, чем материальные. ЧОП нанимается не для того, чтобы работодатель мог с ним конфликтовать и придираться по каждому поводу, а для обеспечения эффективной охраны. Если интересы компании и ЧОПа в этом совпадают, то сотрудничество будет долгим и взаимовыгодным.
 
Данил Евстигнеев
 
Цена охраны
Стоимость услуг ЧОПов определяется в зависимости от типа и расположения объекта, режима работы и количества постов охраны. Влияют на цену и такие факторы, как репутация ЧОПа (в сторону повышения), статус компании-заказчика (в сторону понижения), масштабность и разносторонность охранных мероприятий. По данным служб безопасности, в Москве и Санкт-Петербурге цены на услуги ЧОПов составляют от 80 до 140 руб. за час работы одного сотрудника охраны. В регионах страны – от 60 до 100 руб. в час.
 
Важнейшие критерии подбора ЧОПа
·         Стаж работы. Заказчик всегда придирчиво изучает историю охранного предприятия, и обращает внимание не только на ее продолжительность, но и на то, как развивалась фирма.
·         Репутация. Один из важнейших критериев. С точки зрения заказчика, репутация складывается из мнений о ЧОПе профессионалов сферы безопасности, в основном тех, кто раньше работал с данным предприятием.
·         Послужной список.Имеет значение и количество клиентов, и их статус.
·         Капитализация. Рассматривается заказчиком как гарантия материальной ответственности ЧОПа.
·         Специализация. Многие заказчики выделяют этот критерий как первостепенный. Если у ЧОПа есть большой опыт охраны объектов нужного типа, выбор скорее всего будет сделан в его пользу.
·         Система работы с персоналом. Она должна обеспечивать высокую квалификацию действующих сотрудников, а также быстрое и качественное обучение новичков.
·         Личность руководителя ЧОПа. Во многом от его статуса в профессиональном сообществе и конструктивной позиции на переговорах зависит решение заказчика.