Анализ внутренней и внешней среды.
Анализ внешней и внутренней среды
Охранный бизнес существует не в вакууме. Если не знать, что происходит внутри и вовне компании и как это влияет на ее деятельность – невозможно эффективно управлять своим бизнесом. Отслеживание процессов, происходящих вокруг вашей организации, поможет предотвратить угрозы и создать преимущества, которые выделят вашу фирму среди конкурентов.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Внешняя среда – это все, что происходит вне вашей компании и может оказать влияние на ваш бизнес. Можно выделить четыре основных элемента внешней среды:
1. Конкуренты
2. Потребители
3. Поставщики
4. Различные социальные, технологические, экономические и политические процессы, происходящие в городе/стране.
Каждой компании в той или иной мере приходится сталкиваться с этими элементами.
Шаг 1. Анализ конкурентов.
Необходимо знать и анализировать конкурентов: постоянно сравнивать перечень услуг, цены, каналы сбыта, мероприятия по продвижению и т.д. Это поможет вам выявить не только свои конкурентные преимущества, но и недостатки. Учитесь у своих конкурентов, не совершайте таких же промахов и ошибок, какие делали они.
Конкурентов можно разделить на три категории:
1. Фирмы, оказывающие аналогичные услуги.
2. Фирмы, которые продают услугу-заменитель.
3. Потенциальные конкуренты, которые могут выйти на рынок с аналогичной услугой или услугой-заменителем.
Что вам нужно знать о конкурентах?
• В каких объемах они производят/продают продукцию, оказывают услуги
• Кто их потребители
• Кто их поставщики
• Основные характеристики продуктов и услуг
• Их слабые и сильные стороны
• Как они общаются со своими потребителями
• Как работает их персонал
Откуда вы можете получить информацию о конкурентах?
• От них самих: позвоните им и получите информацию о расценках, отличительных характеристиках товара/услуги, принципах обслуживания и т.д.
• Из рекламных сообщений: посмотрите, где встречается реклама и как она выглядит.
• От потребителей: узнайте у них, что им нравится в ваших конкурентах, а что хотелось бы изменить.
• От поставщиков: какая репутация у ваших конкурентов, вовремя ли они платят по счетам и т.д.
Что такое услуга-заменитель?
Охранные предприятия обеспечивают клиенту решение проблем сохранности его имущества. Но если посмотреть на эту проблему глазами клиента, то становится понятно, что решение этой задачи он может, допустим, найти и в страховых компаниях. Также заменителем физической охраны могут выступать производители железных дверей, компании, устанавливающие решётки на окнах или системы охранной сигнализации. Все они – функциональные конкуренты охранным предприятиям.
Шаг 2. Анализ потребителей.
Изучение потребителей позволит вам узнать: отношение к вашей компании, потребность в услуге которую вы продаете, объем потребления услуги и т.д. На данном этапе необходимо иметь информацию о ниже перечисленных категориях потребителей:
• Реальные потребители
• Потенциальные потребители
• Бывшие потребители
• Потребители ваших конкурентов.
Что вам необходимо знать о своих потребителях?
• Социально-демографические характеристики - возраст, пол, где живут, кем работают, где отдыхают и т.д. Какие у него мотивы, привычки, для чего приобретается услуга, где получена информация и т.д.
• Ценности потребителей: надёжность, профессионализм, цена, качество, и т.д.
• Какие потребительские свойства нужно придать услуге, чтобы заинтересовать покупателя.
Пример: Ваше предприятие оказывает услугу «Экстренная помощь». В результате изучения мнения клиентов выяснилось, что большинство из них рассматривает ценность данного предложения для обеспечения безопасности своих детей. Учитывая данное предпочтение, вы можете внести корректировку в рекламные материалы, подчеркнув особую значимость «Экстренной помощи» для школьников.
Шаг 3. Анализ поставщиков.
Нельзя недооценивать влияние поставщиков на деятельность компании. Вам следует знать не только своего поставщика, с которым вы работаете в данный момент, но и поставщиков потенциальных, а еще лучше – поставщиков конкурентов.
Для чего это нужно? Ситуация на рынке отличается своей динамичностью, постоянно происходят изменения: и не только у вас, но и у ваших партнеров. Опасайтесь быть «привязаны» к одному поставщику или к доминирующему (если у вас их несколько). Предположим, вы работаете с одним поставщиком много лет, вы уверены в его надежности. Если он внезапно изменит ценовую политику, это отразится и на вас т.к. ваши издержки резко возрастут.
Что следует знать о поставщиках?
• Стоимость поставляемого товара и возможные причины ее изменения
• Качественные характеристики поставляемого товара (срок годности, гарантийный срок и т.д.)
• Условия поставки (время, объемы, стоимость)
• Надежность поставщика (пунктуальность, обязательность выполнения договорных обязательств и т.д.)
• Дополнительные услуги (гарантийные обязательства и послепродажное обслуживание) Помните, что вы для поставщика являетесь клиентом, и как любой клиент имеете право выбирать лучший для себя вариант сотрудничества.
Шаг 4. Анализ общего состояния рынка.
На первый взгляд может показаться, что для малого бизнеса нет необходимости отслеживать экономические, политические, технологические и социальные процессы, но об основных тенденциях следует знать. Так, например, принятие Московской городской Думой закона №64 от 20.12.2006,в котором содержитсяпрямое указание на необходимость заключения договора с вневедомственной охраной для получения лицензии на розничную продажу алкоголя, повлияет на перераспределение клиентов на рынке пультовой охраны.