Сторож в законе

08/06/2011 Сторож в законе

Сторож в законе

Считается, что всякая деятельность в области безопасности подлежит обязательному лицензированию. По крайней мере, такого мнения придерживаются не только сотрудники лицензионно-разрешительной системы МВД, но и сами руководители частных охранных предприятий.
 
Действительно, по Закону «О частной детективной и охранной деятельности» существуют ограничения на деятельность в области безопасности. Но только для частных охранников и частных детективов (а также предприятий, которые оказывают охранные услуги). Однако вне лицензирования, но при этом не менее законной, осталась деятельность целой группы профессий: сторожей, вахтеров, телохранителей, уличных патрулей, сотрудников охранных служб в магазинах и дрессировщиков служебных собак, которые тоже охватывается кодом 74.60 Проведение расследований и обеспечение безопасности, изложенном в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности – ОКВЭД. Сюда же можно отнести и еще ряд современных профессий. Например, контролеров торгового зала магазина, хотя в комментарии к коду 74.60 они прямо не указывается. Ведь контролер торгового зала, по сути, тоже выполняет функции обеспечения безопасности – выявляет воров, предотвращает потери, сохраняет имущество.
ОКВЭД не является законодательным документом и создан исключительно для учета статистических данных. Поэтому ОКВЭДом не утверждается, что вид экономической деятельности кода 74.60 подлежит обязательному лицензированию.
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) в группе 5169 «Другие работники служб, осуществляющих защиту граждан и собственности, не учтенные в предыдущих группах» в качестве примеров профессий приведены: контролер контрольно-пропускного пункта, проводник (вожатый) служебных собак, стрелок, егерь, телохранитель. Ясно, что все эти люди тоже трудятся в области обеспечения безопасности, но без специальных на то лицензий. Хотя в комментарии к коду 74.60 ОКВЭД этих профессий тоже нет. Как нет и сторожа, вахтера, швейцара, охранника стоянок машин*, приведенных в Общероссийском классификаторе занятий – ОКЗ. Нет и не учтенной никакими справочниками, но не менее популярной в сфере обеспечения безопасности, в т.ч. государственной, профессии «оператор видеонаблюдения».
Так что перечень профессий, которым кодом 74.60 разрешено заниматься обеспечением безопасности, по логике, не является исчерпывающим. На что косвенно указывает и то обстоятельство, что во второй части перечня кода специально указаны профессии, которые должны включаться не в этот, а в другие коды (установка систем сигнализации, расследования в связи со страхованием, деятельность федеральных и территориальных органов служб охраны и безопасности, деятельность по охране общественного порядка, осуществляемая войсковыми казачьими обществами).
Очевидно, что разработчик ОКВЭДа (Госстандарт России) не ставил себе целью перечислять все профессии, используемые в предотвращении потенциальных опасностей жизни и здоровью людей, их бизнесу и имуществу** – ведь такие опасности постоянно множатся. Статистическими кодами ОКВЭД учитываются виды деятельности, а не профессии. Однако некоторые виды деятельности описать, кроме как, сославшись на конкретную профессию, сложно – вот и попали в список некоторые профессии. А другие не попали. Например, детективы, деятельность которых подпадает под «проведение расследований». Что совсем не означает, что расследованиями не могут заниматься другие профессии, например, адвокаты, нотариусы, юристы и журналисты.
Не все из цитируемых ОКПДТР профессий приведены и в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В него не попали проводники служебных собак и телохранители. Последние возникли еще в конце 1980-х годов, но до сих пор вынуждены маскироваться под официально разрешенного охранника из-за необходимости получения оружия. Нет в ЕТКС и профессии «контролер торгового зала», хотя она существует десятки лет, с момента появления первых магазинов самообслуживания. И при этом относится к профессиям, связанным с обеспечением безопасности. Например, в объявлениях Интернета вакансию контролера торгового зала ищут в следующей последовательности разделов каталога: правопорядок => безопасность => контроль. Или: безопасность => нелицензированная охрана => контролер.

 

Деятельность охранников требует лицензирования, а, например, контролера торгового зала – нет. С чем связано госрегулирование? Очевидно, что с предоставляемым охранникам правом на применение спецсредств, оружия и физической силы. В связи с чем частные охранники ограничены в допуске к профессии, право на деятельность они получают только после обучения в специально созданных лицензируемых образовательных учреждениях, ежегодно обязаны проходить проверки на «пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств». В деятельности же вахтеров, сторожей и контролеров торгового зала ни оружие, ни спецсредства, ни даже физическая сила не применяются и это четко прописано в их типовых должностных инструкциях.
Кроме того, профессии сторожа, вахтера, контролера торгового зала не требуют специального профессионального обучения (достаточно простой стажировки) и относятся к неквалифицированному труду, как и профессии швейцара, охранника стоянок машин и им подобных, приведенных в ОКЗ, но тоже относящихся к сфере обеспечения безопасности. Об этом говорят и иностранные стандарты, разделяющие контролера-охранника – это Security Specialist (безопасник-специалист), и контролера в торговом зале - Shop Security. Т.е. для магазинного безопасника быть специалистом уже не так важно, особой квалификации не требуется.
Сложившаяся практика создала много новых профессий, которых нет в ЕТКС (например, бизнес-аналитик, системный администратор, инженер-программист, менеджер и т.п.). Ну и что из того? ЕТКС регламентирует организацию и оплату труда работников предприятий госсобственности, а для коммерческих структур носит всего лишь рекомендательный характер. Мир профессий весьма динамичен. Но ведь как работника ни назови, главное, чтобы на него были уплачены налоги и сделаны отчисления в Пенсионный фонд. И это для государства главное.
Итак, многие профессии, связанные с обеспечением безопасности, совершенно законны и лицензированию не подлежат. Но можно ли эти услуги продавать от лица организации? Такая практика стала внедряться некоторыми ЧОПами с конца 2008 г., в связи с кризисом. Понятно, что не от имени охранной организации, которой запрещено заниматься каким-либо иным бизнесом. Для этого открывались клоны с тем же названием, чтобы не потерять клиентов. Однако, законен ли подобный аутсорсинг?
В нашей практике был такой случай. Некая красноярская контора под названием «Ремстройпуть» была создана отставным железнодорожным чиновником для предоставления услуг проводников. Дело пошло и вскоре распространилось на услуги сторожей, вытесняя ЧОПы. Чтобы не вступать в конфликт с ЛРР УВД, хозяин ООО в налоговой инспекции зарегистрировал код экономической деятельности по ОКВЭД 93.05: «Предоставление прочих персональных услуг, которые включают: деятельность астрологов и спиритов, предоставление сопровождения (эскорта), деятельность службы знакомств, предоставление услуг брачными бюро, деятельность организаций по исследованию генеалогии, предоставление услуг чистильщиками обуви, носильщиками, персоналом, обслуживающим автомобильные стоянки, и т.п.». В договоре же было прописано «предоставление персонала, соответствующего квалификационным требованиям исходя из ежемесячного запроса Получателя». За это последний и должен был оплатить владельцу «Ремстройпути» нормированные человеко-часы согласно калькуляции. Короче, сплошное жульничество. Во-первых, потому что деятельность сторожей относится не к ОКВЭД 93.05, а к 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности» - попахивает незаконным предпринимательством (представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения – см. ч.1 ст. 171 УК РФ).
А во-вторых, сторож, вахтер, швейцар и консьержка в подъезде должны состоять в штате охраняемой ими организации ( вместе с уборщицами, дворниками, сантехниками, кладовщиками, электриками, слесарями, кочегарами, дежурными бюро пропусков и пр.). И только тогда их работа лицензирования не потребует. Это ведь не является коммерческой деятельностью. Если же охранные услуги продаются с целью извлечения прибыли (лично самим сторожем как индивидуальным предпринимателем или через нанявшую его аутсорсинговую фирму), то этот случай подпадает под действие Закона «О частной детективной и охранной деятельности» (даже если сторожа и не используют физическую силу, спецсредства или оружие). Ведь что сказано в Законе? «Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов». Т.е. если нет лицензии - нельзя оказывать возмездные охранные услуги. Или оказывайте их бесплатно.
Таким образом, деятельность фирм, предоставляющих услуги вахтеров, сторожей, контролеров, администраторов и пр. за деньги, незаконна и наказуема все по той же ст. 171 УК.
Когда все это я разъяснил директору «Ремстройпути», то он со скрипом, но уступил нам два объекта, на которых мы и работаем уже второй год.
Владимир Черников.

 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости