ФАС уполномочен заявить …(часть 1)

01/06/2011 ФАС уполномочен заявить …(часть 1)

 

ФАС уполномочен заявить …(часть 1)
Недавно состоялось очередное заседание комиссии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по признакам нарушения Минпромторгом антимонопольного законодательства. На разбирательстве ситуации присутствовали представители сообщества НСБ. В тексте материала ничего лишнего, только факты и документы.
Суть проблемы такова:
В последнее время ФАС России получено несколько обращений от частных охранных предприятий и промышленных предприятий с жалобами на действия Минпромторга России.
В ФАС рассматривается одно из дел по признакам нарушения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромтрог) антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении требований к хозяйствующим субъектам - промышленным предприятиям по заключению договоров с ведомственной охраной Минпромторга.
Установлено, что приказом Минпромторга утвержден согласованный с МВД России Перечень объектов промышленности, находящихся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга, подлежащих ведомственной охране (далее - Перечень). В Перечень включено 2245 организаций как государственной, так и иных форм собственности. Многие из включенных в Перечень предприятий охраняются частными охранными организациями (далее - ЧОО).
Однако, после издания Минпромторгом приказа, на промышленные предприятия, охраняемые ЧОО, оказывается давление со стороны территориальных подразделений ФГУП «Ведомственная охрана», объектов промышленности Минпромторга и органов прокуратуры с требованием расторгнуть договоры с ЧОО и заключить договор с указанным ФГУП.
В ходе анализа нормативно - правовых актов Российской Федерации установлено следующее.
В соответствии с требованиями статьи 8 Закона о ведомственной охране, «…ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти».
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Под объектами охраны, Закон о ведомственной охране понимает: «…здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств».
Приказ утвердил Перечень, в который включены не объекты промышленности, в понимании статьи 8 Закона о ведомственной охране, принадлежащие государственной собственности, а хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Кроме того, ни Приказом, ни иным нормативно-правовым актом не определены критерии отнесения объекта к объектам промышленности, находящимся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга, так и критерии для включения объекта в Перечень.
Законом о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации закреплено положение о том, что деятельность ЧОО не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 № 886) (далее - Постановление № 587). Согласно данному перечню к объектам, подлежащим государственной охране относятся, в числе прочих ряд промышленных объектов, например по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия, объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения и многие другие.
При этом Постановление № 587 не содержит указаний на то, что эти объекты должны охраняться ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, в контексте Закона о государственной охране, ведомственная охрана не является государственной охраной.
Минпромторг России высказывая свою позицию, опирается на стратегическую важность включенных в Перечень объектов промышленности, и невозможность обеспечения частными охранными организациями режима охраны, позволяющего предотвратить террористические акты, и относит ведомственную охрану к государственной.
При этом общеизвестным является тот факт, что ни один из объектов, на которых в последнее время были совершены террористические акты, не охранялся частными охранными организациями.
Таким образом, ФАС России при рассмотрении указанного дела столкнулась с несовершенством нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере, а именно противоречию законов и подзаконных актов и возможностью различной трактовки положений законодательства.
Рассмотрение дела было отложено до 14 апреля 2011 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
Но и на заседаниях Комиссии и 14 апреля, и 20 апреля сторона министерства не смогла предложить ничего нового, а 20-го эта сторона, неоднократно заявляла, что Перечень на подписании в Министерстве. Именно это заявление и вызвало сомнение многих присутствующих о реальности этого события. Скорее всего, было высказано предположение, что Перечень будет утвержден, если ФАС примет сторону министерства. Или не утвержден, если ФАС примет другое решение, и вышлет предписание министерству
Выслушав все стороны и посовещавшись, члены Комиссии ФАС огласили решение. Будет вынесено предписание Министерству о приведении указанного Приказа в соответствие Закону «О защите конкуренции». Это решение планируется в ближайшие дни надлежащим образом оформить и направить в Минпромторг. Выдвинуто требование о пересмотре Перечня объектов Министерства, подлежащих ведомственной охране.
Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2011г.
В полном объеме решение изготовлено «29» апреля 2011г.
Предлагаем вниманию заинтересованных читателей Решение ФАС.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя ФАС России Субботина П.Т.; и членов Комиссии (перечисляются), рассмотрев дело № 1 15/166-10 в отношении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России, 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7), по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии:
Лаврова А.В. - представителя Минпромторга России по доверенности от 14.12.2010 №ХВ-13499/14,
Степиной О.В. - представителя Закрытого акционерного общества «Сибур-Химпром» (далее – ЗАО «Сибур-Химпром») по доверенности от 04.02.2011 №33-СХ и Открытого акционерного общества «Сибур Холдинг» (далее – ОАО «Сибур Холдинг») по доверенности от 15.11.2010 №215,
Марчева А.С. – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Формула-А» (далее – ЧОП «Формула-А») по доверенности от 09.12.2010 б/н,
Худякова В.В. – представителя ЧОП «Формула-А» по доверенности от 19.04.2011 б/н,
Лысякова А.С. – представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) по доверенности от 25.02.2010 № 9/14-575д,
Никитиной О.В. – представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) по доверенности от 10.02.2011 № 59-8-24,
Линева А.Н. – представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) по доверенности от 04.02.2011 №1/835.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени проведения Комиссии представители Общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие Витязь - Центр» (далее – ОП «Витязь-Центр») и Открытого акционерного общества «Производственный комплекс «АХТУБА» (далее – ПК «АХТУБА») на заседание Комиссии не явились
У С Т А Н О В И Л А:
основанием для возбуждения дела № 1 15/166-10 в отношении Минпромторга России послужили обращения ЗАО «Сибур-Химпром» от 02.08.2010 №6289/01, ОП «Витязь-Центр», ЧОП «Формула-А» от 12.08.2010 № 77 (далее – Заявители), содержащие информацию о возможном нарушении Минпромторгом России требований антимонопольного законодательства.
Определением об отложении рассмотрения дела № 1 15/166-10 и о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах от 16.12.2010 № ПС/45137 ОАО «Сибур Холдинг» привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.
Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах по делу № 1 15/166-10 от 07.02.2011 № ПС/3640 привлечено к рассмотрению дела ПК «АХТУБА».
В ходе рассмотрения указанных обращений, объяснений лиц, участвующих в деле, анализа нормативно-правовых актов, Комиссией установлено следующее.
Минпромторг России приказом от 28.01.2010 № 62 (далее – Приказ) утвердил Перечень объектов промышленности, находящихся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России (далее – Перечень), в который, наряду с объектами, находящимися в государственной собственности, включены хозяйствующие субъекты различных форм собственности, подлежащих ведомственной охране Минпромтрога России.
В указанный перечень включено 2245 организаций как государственной, так и иных форм собственности.
Из материалов обращений Заявителей следует, что руководствуясь Приказом, органы прокуратуры выносят представления руководителям предприятий, включенных в Перечень об устранении нарушений законодательства в части организации охраны, с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
По информации Заявителей филиалами Федерального государственного унитарного предприятия «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» (далее – ФГУП «ВООП РФ»), в адрес предприятий, включенных в Перечень, направляются письма с приложением «выкопировок» из Приказа, а также сообщается об обязанности заключения договора с ФГУП «ВООП РФ».
Так, письмом директора филиала «Архангельский» ФГУП «ВООП РФ» от 27.02.2010 № 117 директору ОАО «ЦС «Звездочка» сообщается об ограничении права выбора поставщика услуг охраны и приводится ссылка на Приказ.
Представители ЧОП «Формула-А» на заседании Комиссии сообщили следующее, что письмом от 13.08.2010 № ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее – ПО «СЕВМАШ») уведомило, что в целях исполнения Представления Архангельской прокуратуры и на основании ряда писем прокуратуры, договор на охрану цеха №19 ПО «СЕВМАШ» планируется заключить с филиалом «Архангельский» ФГУП «ВООП РФ».
Раннее, в соответствии с протоколом сопоставления котировочных заявок на оказание охранных услуг по охране цеха № 19 ПО «СЕВМАШ» № 66.72.01/12дсп от 03.03.2010 ЧОП «Формула-А» было признано победителем. То есть услуги по охране данного цеха должны были оказываться ЧОП «Формула-А».
ОАО «Сибур Холдинг» в своих письменных пояснениях, указывает, что в Перечень включены 19 предприятий, подконтрольных ОАО «Сибур Холдинг». При этом ОАО «Сибур-Холдинг» отмечает, что ни само общество, ни его дочерние предприятия не имеют доли государственного участия в уставных капиталах, поэтому имеют право на заключение договоров на оказание услуг охраны как с частными охранными предприятиями, так и с предприятиями ведомственной и вневедомственной охраны.
По мнению ОАО «Сибур Холдинг», Минпромторг России произвольно расширил Перечень, включив в него как неподведомственные предприятия (ряд предприятий относятся к ведению Министерства энергетики Российской Федерации), так и предприятия с иной, негосударственной формой собственности.
Предприятия ОАО «Сибур Холдинг», руководствуясь статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, заключили договоры на охрану с частными охранными предприятиями. Однако органы прокуратуры города Перми и других регионов, ссылаясь на Приказ, направляют представления о нарушении законодательства о ведомственной охране, при этом требуя заключить договор с ФГУП «ВООП РФ».
ЗАО «Сибур-Химпром» в своем обращении отмечает, что по указанному в Перечне адресу предприятия (г.Пермь, ул. Промышленная д.98) на производственной территории ЗАО «Сибур-Химпром» находится ряд объектов, в том числе принадлежащих иным юридическим лицам. Согласно Приказу, все объекты, расположенные по указанному адресу, находятся в ведении и в установленной сфере деятельности Минпромторга России и подлежат охране силами ФГУП «ВООП РФ».
Такие действия, по мнению представителей ОАО «Сибур Холдинг» ограничивают конкуренцию на рынке оказания охранных услуг и нарушают права и интересы частных охранных предприятий и ограничивают права предприятий, подконтрольных ОАО «Сибур Холдинг» на выбор услуг того или иного охранного предприятия.
В соответствие со статьей 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон о ведомственной охране), ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
То есть, ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти осуществляет защиту объектов, принадлежащих государственной собственности и находящихся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Материал подготовлен совместно с РОО «Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности» по данным ФАС от 17 мая 2011
(Продолжение следует)



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости