В Гордуме Томска обсудили вопросы безопасности в местах массового пребывания людей

10/05/2011 В Гордуме Томска обсудили вопросы безопасности в местах массового пребывания людей

В Гордуме Томска обсудили вопросы безопасности в местах массового пребывания людей

Очередное заседание комиссии по общественной безопасности состоялось недавно в Думе города Томска. На повестке все тот же вопрос – об усилении мер безопасности в муниципальных учреждениях с массовым пребыванием людей. Как отметил в самом начале заседания председатель комиссии Игорь Морозов, редкий выпуск новостей обходится без сообщений о происшествиях. «И все это от недостаточности мер безопасности, обеспечивать которую должны органы местного самоуправления», – убежден депутат.

 
Игорь Морозов предложил оснастить муниципальные учреждения рамками металлодетектора: на сегодняшний день это самый простой и эффективный способ распознавания металлических предметов и взрывных устройств, которые могут пронести на себе люди. К тому же цена каждой рамки не превышает 100 тыс. рублей. Председатель комиссии предложил начать программу такого оснащения с районных администраций, в которых наибольший поток посетителей. «Люди идут туда не по своей воле, и наша задача обеспечить их безопасность, – подчеркнул Игорь Морозов. – В перспективе рамки должны появиться в школах, детсадах и поликлиниках. С районных администраций можно просто начать».
Однако в ходе обсуждения этого предложения было решено отойти от одних только рамок и посмотреть на вопрос безопасности муниципальных учреждений шире. Во-первых, члены комиссии пришли к выводу, что устанавливать рамки имеет смысл только в тех зданиях, где есть физическая охрана. В районных администрациях, конечно же, посты охраны организованы, а вот на объектах образования и здравоохранения – не везде. Во-вторых, если их все же установить в районных администрациях, рамка может вступить в противоречие с федеральным законодательством, которое гарантирует каждому гражданину свободный и беспрепятственный доступ в помещения органов власти. Допустим, тот или иной человек, проходя через рамку, «зазвенел». Раскрыть сумку и вывернуть карманы он отказался – не обязан. Что делать? Не пускать и тем самым нарушать права, данные конституцией нельзя. Тогда зачем рамка?
Прозвучало предложение оснастить стационарные посты охраны ручными металлодетекторами. Они значительно дешевле (от 4 тыс. рублей) и, как правило, четко выявляют, что и почему «зазвенело». Однако, по мнению Игоря Морозова, этот прибор может также легко создать конфликтную ситуацию. Ведь с ним охранник, как правило, подходит к людям выборочно, и тогда у человека может возникнуть вопрос: а почему именно он вызвал подозрения?
Обсудив все плюсы и минусы, члены комиссии пришли к выводу, что рассматривать меры по обеспечению безопасности в муниципальных учреждениях с массовым пребыванием людей можно только в комплексе, и никак иначе. Например, та же система видеонаблюдения никогда и никого не подвигнет на конфликт с охранником, но она не способна зафиксировать пронос взрывчатого вещества, а потому эффективна лишь при следственных действиях, которые происходят по факту происшествия. А задача думской комиссии по общественной безопасности – профилактика преступлений и правонарушений. Поэтому депутаты решили вернуться к этому вопросу на будущих заседаниях комиссии, а пока сосредоточиться на том, как реализуется в Томске Городская целевая программа «О дополнительных мерах, направленных на поддержание общественного порядка».
С соответствующим докладом перед думцами выступил председатель комитета общественной безопасности городской администрации Владимир Кирьянов. Он сообщил депутатам, что с текущего года роль органов местного самоуправления в вопросах общественной безопасности существенно изменилась. И вызвано это вступлением в силу закона «О полиции», который минимизировал обязанности муниципалитетов и передал их прежние полномочия на уровень субъектов Федерации.
Как бы то ни было, городская программа касается дополнительных мер, а не обязанностей муниципалитета, и, по словам Владимира Кирьянова, главный смысл этого документа сводится к воссозданию системы социальной профилактики преступности, в которой большая роль отводится институтам гражданского общества. «Главное, чего удалось достичь, это создать сеть общественных объединений, которые могут влиять на безопасность, – пояснил Владимир Кирьянов. – Это добровольные народные дружины, Советы общественности при участковых уполномоченных, студенческие отряды и так далее». Одними из самых сильных звеньев в этой цепочке стали Советы общественности: только за прошлый год они провели более 400 встреч с гражданами, 280 мероприятий по благоустройству, 645 рейдов.
«Программа уделяет больше внимание привлечению к общественной безопасности частных охранных предприятий, – продолжил Владимир Кирьянов. – Сегодня ЧОПы охраняют свыше 8 тыс. коммерческих и социальных объектов – хорошо уже то, что там не совершаются правонарушения. Но нам удалось достичь и других соглашений и расширить зону ответственности некоторых предприятий. Таким образом, в городе создано 43 «островка безопасности». Кроме того, распространяется положительный, на наш взгляд, опыт работы с управляющими компаниями. Опыт рекомендован к распространению, поскольку он выдержал испытание временем. Всего в прошлом году сотрудники ЧОПов пресекли 1 283 правонарушения».
Впрочем, выстраиваемая система общественной безопасности уже показала и слабые стороны. Во-первых, участники добровольных народных дружин не имеют никаких преференций, и даже вопрос предоставления им дополнительных трех дней к ежегодному оплачиваемому отпуску решается с работодателями не всегда положительно. Во-вторых, очень многие магазины отказались содержать тревожные кнопки «Гражданин – милиция», поскольку эксплуатирующие их органы вневедомственной охраны повысили расценки до 5 тыс. рублей за точку. То есть получается, что частный бизнес должен оплачивать общественную безопасность. Некоторые не готовы этого делать.
Слабым местом является еще и то, что городская программа предусматривает, пожалуй, самое скромное финансирование – 5 млн. рублей, рассчитанных на два года. И все же на эти деньги удалось закупить оборудование для видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, а в текущем году муниципальный бюджет оплатит приобретение еще 10 таких комплексов и профинансирует приобретение дополнительного оборудования на два стационарных поста ГИБДД.
За счет собственных средств оснащаются и коммерческие объекты с массовым пребыванием людей: система видеонаблюдения сегодня работает во всех крупных торговых центрах, в четырех ночных клубах, почти в 70 ресторанах и кафе.
Члены думской комиссии положительно оценили действия городской администрации в деле обеспечения общественной безопасности и поставили для себя две ближайшие задачи. Во-первых, добиваться того, чтобы городская программа не просто существовала, но и предусматривала более значительный объем финансирования. Во-вторых, продолжать развивать сеть общественных помощников органам внутренних дел. «Я убежден, что силами одной только полиции и без участия населения навести порядок невозможно», – подчеркнул Игорь Морозов.
КС при УВД по Томской области

 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости