"Бац – бац…и мимо"

16/03/2011 "Бац – бац…и мимо"

 

С 1 марта 2011 года наша доблестная милиция легким росчерком пера превращается…превращается…в общем милиция стала полицией.
Уже до марта бизнесмены заметили, что прежнего внимания и возможно оказываемого давления со стороны милиции стало заметно меньше. Данную ситуацию можно довольно легко объяснить тем, что нынче не до бизнесменов, себя бы в порядок привести побыстрей. Хотя, боюсь, что это может и затянуться.
А как известно, любое событие имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Например, из положительного для бизнесмена - это меньшее давление, возможно-  для некоторых - перерыв в так называемых «наездах», уменьшение количества взяток. С другой стороны любая реформа ведет к дезорганизации системы на длительный срок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Последние годы уровень доверия населения России милиции колебался, по данным ВЦИОМ, между 14 и 27%. Цифры не очень приятные, они говорят о системном кризисе правоохранительной системы. В 1955 году сразу после своего назначения министр внутренних дел СССР Николай Дудоров так обозначил главные недостатки ведомства: «Первый — органы милиции не ведут настоящей борьбы с преступностью в стране, из-за чего у нас годами преступники действуют и орудуют в большинстве случаев безнаказанно и никаких мер к ним не принимается. Второе — это то, что у нас в органах милиции очень много преступлений совершают сами работники милиции». Можно констатировать, что спустя полвека с лишним проблемы те же. Что, учитывая опыт других стран, необходимо сделать для реформы российской милиции?
Я по жизни оптимист и искренне хочется верить, что с вступлением в силу нового закона «О полиции», переименованной структуры, сокращением штата и «отсевом» «неподходящих» уже новой структуре правозащитников наша страна станет менее коррумпированной и граждане почувствуют себя защищенными. Однако на деле же все выглядит совсем иначе: известно, что любая система, вне зависимости от названия, охотней всего развивается по пути наименьшего сопротивления, а это означает, что следует ожидать возобновление рейдов, неправомерного использования служебной информации и т.д., т.е всем тем, чем была знаменита милиция.
Ощутимым эффектом от такой «реформы» становится только появление более «дорогого» для налогоплательщиков правоохранительного органа, чем была прежняя милиция, при том, что уровень финансирования «господ полицейских» все равно остается недостаточным для притока в ведомство профессионалов. Официальные зарплаты наших полицейских даже после их повышения (с 2012 г. продекларированная зарплата лейтенанта полиции должна будет составить не менее 33 тыс. руб. в месяц) также будут сильно уступать зарплатам их американских коллег (13 и 40 тыс. долл. в год, соответственно). Однако если вспомнить, что ВВП России отстает от ВВП Америки более чем 11 раз (1,229 и 14,632 трл. долл., соответственно), а средняя заработная плата в стране составляет сегодня 650 долл. (по официальным данным Росстата за 2010 г. – это 19 160 руб.), то ответ на вопрос: «Насколько новая полиция соответствует провозглашенным президентом задачам модернизации страны?» — окажется риторическим.  
Недавно мне попалась статья в уважаемом журнале, где расписаны примерные цены за услуги тем или иным органам правопорядка. Были также приведены противоправные действия (нарушения) на которые полиция будет обращать большее внимание. Среди них такие как: обналичка, вывод денег в офшоры, контрафакт, нелицензионный софт, контрабанда. На мой взгляд, полиция будет гораздо активней вести себя по отношению к бизнесу, так как она получила больше прав, нежели ее предшественница милиция и приблизилась к советскому ОБХСС. В этой связи нельзя не привести слова  доктора юридических наук, профессора,  генерал-лейтенант  милиции в отставке, заслуженного работника МВД СССР, экс-Первого заместителя Директора налоговой полиции РФ В.И. Авдийского, который отмечает, что действующая в настоящее время система контроля над деятельностью экономических субъектов способствует тому, что в отдельных регионах, наряду с криминалом, происходит неформальное «курирование» правоохранительными органами конкретного бизнеса и целых отраслей промышленности. В результате этого, для личного состава правоохранительных органов борьба с преступностью в целом и, прежде всего, с тяжкими преступлениями, в том числе против личности, государственных устоев и т.д.  становиться просто «экономически» не выгодной деятельностью.
Многие сотрудники, в ряде случаев, к сожалению, эти тяжкие преступления относят к разряду сопутствующих или малозначительных.  Новая полиция будет «заточена» на выполнение тех же самых задач, что и прежняя милиция. Главное правоохранительное ведомство страны (независимо от его наименования) сконструировано у нас, в первую очередь, как инструмент охранения «вертикали власти», а отнюдь не как механизм, способствующий свободному развитию общества и экономики. В отличие от США, где руководители местной полиции избираются населением (либо назначаются избранной населением администрацией), а финансирование полицейских департаментов производится из средств бюджетов муниципалитетов и штатов (представители которых могут вполне конкретно спросить с местного шефа полиции за состояние преступности в районе), у нас полиция – это назначаемые «сверху» и финансируемые из федерального бюджета чиновники (с 2011 г. финансирование и милиции общественной безопасности также «ушло» на федеральный уровень), периодически информирующие о своей работе муниципалов и региональных парламентариев по собственной «ведомственной» системе отчетности.

Сокращение численности патрульно-постовой службы и замена «постовых» милиционеров на камеры видеонаблюдения в системе «Безопасный город» не привели к снижению уличной преступности – картинка с этих камер в ряде регионов поступает в течение четырех минут(а с некоторых никуда не поступает), когда пресечь преступление по горячим следам не представляется возможным, либо ввиду слабого разрешения таких видеокамер, установленных на улицах, различить можно только силуэты, но не  основные приметы преступника. Привлечь общественность к охране общественного порядка должна не милиция, а местная власть – это ее задача охранять такой порядок, по крайней мере, так было и в 60-е и в 70-е года прошлого столетия, так сегодня во многих странах Запада. Отсюда и разница в подходах к населению «обслуживаемой территории» и выполняемым функциям. При всей не идеальности западной полицейской модели (в которой также происходят коррупционные скандалы) она «работает», и граждане в полицию там обращаться не боятся, более того, делают это весьма часто. В российские же органы правоохраны граждане откровенно не верят – непрофессионализм, равнодушие, использование своего служебного положения для дополнительного заработка, поборы с бизнеса, взятки на дорогах, «крышевание» теневого сектора, участие в рейдерстве – основные характеристики сегодняшнего отношения общества к «своему» МВД известны.

В последние месяцы только ленивый не говорит о коррупции в ОВД. Но если освободить их от несвойственных им функций, то и коррупция в их рядах снизиться. В целях усиления борьбы с поборами со стороны сотрудников правоохранительных и других контролирующих органов, В.И. Авдийский предлагает в короткие сроки разработать и внедрить систему контроля над деятельностью правоохранительных и других контролирующих органов на основе активного участия в этом процессе самих субъектов экономических отношений. Для чего ввести в практику регулирования рыночных отношений специальный журнал учета и регистрации проверяющих, который должен регистрироваться и выдаваться в ФНС или в его структурных подразделениях одновременно с документацией о постановке на учет в качестве налогоплательщика любого хозяйствующего субъекта не зависимо от форм собственности. В указанном журнале должны фиксироваться сведения о всех проверяющих, не зависимо от их подведомственности, направленность проверок и результаты проверок хозяйствующих субъектов. При этом законодательно установить, что проверка хозяйствующего субъекта может быть осуществлена только в том случае, если проверяющий произведет соответствующую отметку в указанном журнале. Положение о «Журнале проверок» должно также предусматривать периодическую проверку его органами прокуратуры в порядке надзора законности деятельности проверяющих. Данный журнал не только позволит повысить роль профилактики в работе с экономически субъектами, но, самое главное, позволит обеспечить действенный контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов и вести активную борьбу с фирмами «однодневками».
Что касается совершенствования кадрового обеспечения органов внутренних дел, то это наиболее сложный вопрос. Так как можно поставить в отдел новые технические средства, предоставить каждому участковому уполномоченному ноутбук и т.п., но кто будет обеспечивать поддержку таких технологий? Хорошие программисты в милицию не идут, туда вообще идут в основном только те, кто пытается решить исключительно свои меркантильные задачи, а продолжают  служить (на земле) либо те, кто другого не умеет, либо те, кто все-же надеется к пенсии получить жилье. Я не говорю о тех должностях, которые имеют свою стоимость  по коррупционному прейскуранту. Нельзя не

 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости