Охрана образовательной организации. Проблемы и их решения

04/09/2017 Охрана образовательной организации. Проблемы и их решения

 

В настоящее время большинство школ в крупных городах охраняются частными охранными организациями. Обеспечение безопасности таких объектов - задача не менее сложная, чем охрана завода, магазина, склада и т.п. Поэтому решать ее следует комплексно, с учетом специализации и специфики образовательной организации, особенностей размещения, режимов работы, состава персонала, а главное, самих учащихся.
Еще одна особенность, которую следует учитывать при организации системы безопасности образовательной организации, это необходимость разработки паспорта антитеррористической защищенности и его согласования в соответствующих органах. То есть планировать и организовывать систему охраны школ, систему пропускного и внутриобъектового режимов следует с учетом противодействия террористической угрозе.
Целью настоящей статьи является попытка проанализировать особенности построения охраны образовательной организации и представить рекомендации по решению этой задачи наиболее эффективным образом.
Зачем образовательной организации охрана?
Вопрос звучит риторически, но ответ на него определяет политику администрации средней школы (или бери выше – департамента образования) в отношении организации охраны. Сразу отмечу: в том, что охрана нужна, не сомневается никто. Допускаю, что в небольших городках или поселках, где все знают друг друга в лицо, дружат во многих поколениях или связаны родственными связями, потребности в охране практически нет. По крайней мере, отсутствует необходимость постоянного присутствия поста охраны в школе. Достаточно сдавать школу под охрану на пульт, например ПЦН ФГУП «Охрана».
В большом городе оставить школу без охраны – значит поставить под угрозу жизнь и здоровье учащихся, персонала, а также сохранность товарно-материальных ценностей. К сожалению, существует множество мифов, связанных с созданием системы безопасности в школе, что подтверждается и нашим опытом охраны.
Так сложилось, что, придя на рынок частной охраны в Республике Крым, ОГ «ДУБРОВНИК» оказалась фактически одной из первых охранных структур, кто стал заниматься охраной образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Кроме того, в сфере деятельности ОГ «ДУБРОВНИК» находится ряд оздоровительных учреждений Крыма, в которых учащиеся школ и высших учебных заведений отдыхают после трудных месяцев учебы в течение года и после экзаменов во время сессий, а также набираются сил перед новым учебным годом.
На базе ОГ «ДУБРОВНИК» в Крыму создано образовательное учреждение дополнительной профессиональной подготовки – Центр специальной подготовки «ДУБРОВНИК». Задача Центра – профессиональная подготовка охранников для частных охранных организаций. Инициатива очень своевременная, особенно с учетом того, что российское законодательство о частной охране существенно отличается от украинского. Первые выпускники этого Центра стали и первыми профессионально подготовленными охранниками в средних школах Крыма, в Симферополе и Севастополе. Именно эти «первые ласточки» стали не только гарантом обеспечения безопасности в школах, где они работают, но и достойными помощниками педагогическим коллективам в правовом воспитании учеников. А о том, что такое воспитание необходимо, красноречиво говорят примеры из небольшой подборки, приведенной ниже.
Несколько примеров из жизни школ (источник – Интернет), а затем о мифах.
«…Канули в Лету времена, когда порядок в школах поддерживали дежурные классы, а воровство считалось происшествием вселенского масштаба. Теперь потенциальная угроза жизни и здоровью школьников растет пропорционально уровню благосостояния и характеру занятий их родителей.
…в селе Чистенькое Симферопольского района ученики во дворе школы нашли тело девятиклассницы… возбуждено уголовное дело... органы внутренних дел рассматривают несколько версий, в том числе что она могла выпасть сама из окна или что ее вытолкнули оттуда…
Вечером в школу одного из крупных областных центров ворвались двое пьяных молодых людей. Они оттолкнули вахтера и устремились на второй этаж, где стали врываться во все кабинеты. В одном из классов, где шел урок, учительница попросила их выйти из класса, однако непрошеный посетитель начал кричать, что ищет племянника. Педагог попыталась вытолкнуть хулигана в коридор, но тут раздались выстрелы. Одна из пуль попала учительнице в плечо. Стрелявших задержал наряд полиции, который вызвал прохожий...
Потом грянул Беслан… После трагических событий в Северной Осетии к вопросу безопасности в школах вернулись вновь. МВД ужесточило контроль за частными охранными организациями…
…было принято решение оборудовать все школьные учреждения «тревожными кнопками».
Куда более страшный случай произошел в Ульяновске. Там во дворе 40-й математической школы малолетние бандиты, невзирая на школьную охрану, убили лицеиста…
…факт из ленты новостей: в Калининграде психически ненормальный местный житель явился в школу с пневматическим пистолетом чтобы, как он объяснил, убивать детей... Директору удалось вызвать полицию. В этот раз все обошлось. Обойдется ли в следующий?
Чего ждут родители от человека, который в течение всего учебного времени обязан следить за безопасностью детей? Во-первых, он должен не допустить появления в школе разного рода нежелательных лиц. Во-вторых, следить за тем, чтобы школу не захватили террористы. В-третьих, он обязан пресекать драки между детьми и подростками, а также следить за сохранностью личных вещей ребенка. В общем, как в известной сказке Пушкина: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник».
Помочь сделать охрану более эффективной могли бы педагоги. Но истинным сюрпризом оказалось нежелание учителей и директоров образовательных учреждений общаться на данную тему. В подавляющем большинстве представители школьной администрации ревниво опекают свой замкнутый внутришкольный мир. ...это при том, что в одной из московских школ наркоторговля на территории школы ведется иногда… самими школьниками.
– В туалет не войдешь. Шприцы валяются на полу, внимания на это – ноль. Всем до лампочки.
Согласно Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» в обязанности школьных стражей входит только обеспечение пропускного режима. Ни за жизнь и здоровье ребенка, ни за сохранность имущества учеников, ни за драки между подростками охранник ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ. Это забота полиции и школьной администрации!
Вмешиваться во внутришкольные преступления охранник права не имеет!..»
Теперь обратимся к мифам, которые только подтверждают вышеприведенные примеры.
Миф 1. Охрана нужна, но совсем ни к чему привлекать частную охранную организацию лишь для того, чтобы сидеть на входе и проверять пропуска. Ведь ее услуги стоят недешево. А где взять денег? Нам бы что-нибудь подешевле. Например, примем в штат вахтером Василия Ивановича, пенсионера, и он обеспечит нашу охрану не хуже дорогостоящих молодцев из частных охранников.
Миф 2. У нас серьезная школа. Здесь учатся дети уважаемых родителей. В школе полно дорогой техники, новая мебель. Построены дорогущие спортивные и игровые площадки на школьной территории. Не дай Бог, кто-то решит поживиться или похулиганить. Добро необходимо защитить и от чужих, и от своих. Следовательно, нужно заключить договор об охране с местным отделением полиции или крупной известной частной охранной фирмой. Когда речь заходит о неком охранном предприятии, обычно предполагается лоббирование чьих-либо интересов. Деньги на охрану собирают с родителей или родители находят спонсоров. Иногда просто включается административный ресурс, когда он есть.
Миф 3. Особопродвинутыедиректора школ решают проблему обеспечения безопасности радикально – вводят в штат школы должность начальника службы безопасности. Естественно, с конкурентной заработной платой и практически без особой ответственности. Тем более что в некоторых регионах такая должность присутствует в рекомендуемых штатных расписаниях. Чем может заниматься столь уважаемое должностное лицо в школе, особенно если оно само себе определяет и полномочия, и ответственность, можно только догадываться. В лучшем случае привлечет «свою» ЧОО и будет почивать на лаврах безбедной жизни.
Это основные мифы из области идей на тему «Как обеспечить безопасность и организовать охрану школы». К сожалению, они не имеют ничего общего с реальным решением задач по организации системы охраны образовательной организации.
Несмотря на то, что я отношусь к ветеранам - отставникам правоохранительных органов и Вооруженных сил с глубоким уважением, могу и хочу пожелать всем руководителям школ: «Не надо изобретать велосипед или слушать знакомого пенсионера силовых структур». Потенциальные заказчики охранных услуг должны отдавать себе отчет, что далеко не все из состава пенсионеров правоохраны непосредственно занимались вопросами обеспечения безопасности или оперативной работой в своей «служивой» жизни и поэтому не имеют ни опыта, ни знаний, необходимых для организации системы охраны. Вывод простой: нужна охрана – обращайтесь к профессионалам! Но не к тем профессионалам, которые сами себя так называют, а к тем, которые имеют на руках все обходимые разрешительные документы и многими годами успешной работы на рынке частной охраны доказали свою состоятельность, обрели свое лицо (товарную марку) и имеют реальный многолетний опыт и действенные возможности обеспечить безопасность и организовать систему охраны школы.
Что рекомендуется учесть при организации охраны образовательной организации?
Первое и самое главное – разрабатывая концепцию системы охраны школы и реализуя ее, никогда не забывайте, что вы взялись обеспечивать безопасность детей. Многие инструменты частного охранника, допустимые в обращении с взрослыми, при обращении с детьми категорически запрещены.
Второе – четко себе представьте задачи, которые придется решать, охраняя школу. Если подходить формально, то они стандартные:
· обеспечение общественного порядка и правил внутреннего распорядка на территории школы;
· охрана жизни и здоровья учеников и персонала школы от внешних и внутренних враждебных посягательств;
· охрана собственности школы от неправомерных действий «чужих» и «своих». Под «своими» подразумеваются ученики и персонал школы. Опять же, в каждой образовательной организации имеются свои особенности. Если ЧОО приходит в школу, где есть начальник СБ и, о чудо, есть концепция системы охраны, то задача упрощается – просто надо организовать и выставить посты, как определено в названной выше концепции, подготовить сотрудников и настроить их на работу. Если предлагаемая концепция, по мнению руководства и специалистов частной охранной организации, мягко говоря, требует доработки и уточнений, придется договариваться или отказываться от заказчика. Иного не дано. Собственное лицо дороже.
Если концепции нет, то ее придется разработать и согласовать с директором школы и лицом, отвечающим за ее безопасность. Далее все происходит по известному алгоритму.
Если начальника СБ в штате школы нет, то вся работа по организации системы безопасности и управление системой охраны целиком ложится на начальника охраны объекта, т.е. частную охранную организацию.
Из перечисленных особенностей следует важный вывод, он же – рекомендация. Начальник охраны объекта и при разработке концепции, и при управлении системой охраны должен определиться с кругом руководителей и педагогов школы, на которых он будет опираться в работе по охране школы. По собственному опыту могу рекомендовать следующий персонал школы, с которым начальнику охраны объекта предлагается организовать взаимодействие в первую очередь:
· заместитель директора по учебной работе;
· заместитель директора по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;
· заместитель директора по административно-хозяйственной работе;
· социальный педагог;
· педагог-психолог.
Естественно, что речь идет о школах, где присутствует указанный персонал. Там, где приведенные категории персонала штатом не предусмотрены, эти обязанности делегируются другим работникам школы. Поэтому главными звеньями здесь являются конкретные работники школы, которым делегированы соответствующие полномочия и обязанности. Зачем все это начальнику охраны объекта? Ответ простой: он должен знать, чего ожидать от школьников, безопасность которых охрана призвана обеспечивать.
Как бы там ни было, но придется признать, что сами школьники являются одним из источников угроз безопасности. Хочу заметить, что охрана школы – это не только профилактика уголовных и административных правонарушений, но и предупреждение тривиальных нарушений правил внутреннего распорядка, пропускного режима и внутриобъектового режима. Естественно, что последних проблем значительно больше, чем правонарушений, но все они, если на них не обращать внимания и оценивать уровень угроз и рисков безопасности в динамике, неизбежно приведут к серьезному правонарушению. В результате администрация школы и педагогический коллектив, родители оказываются в шоке: «Как такое могло случиться? Все было так хорошо. Хорошие дети. Нет проблем с успеваемостью и т.д. и т.п. А тут вдруг наркотики, детская агрессия (девочки избивают своих одноклассниц и выкладывают записи в Интернете!), старшеклассники вымогают у младших деньги!..» К сожалению, все это реалии сегодняшнего дня. Школы Крыма от этих проблем также не свободны.
Идем дальше.
Мы практическивсегда сталкиваемся с трудностями при организации взаимодействия с персоналом школы независимо от служебного положения конкретного сотрудника. Никто из них не мыслит категориями безопасности. При этом, когда их просят оценить работу охраны, они всегда чувствуют себя профессионалами в этих вопросах и без сомнений раздают «убийственные оценки» состоянию организации безопасности и работе охраны.
Вывод: персонал никогда не готов полноценно участвовать в обеспечении безопасности школы. Его этому нужно учить, и учить с опорой на соответствующие функции, прописанные в концепции безопасности школы.
Полномочия и обязанности педагогов школы должны быть конкретно и однозначно определены для каждого сотрудника по месту, должности, времени и адресу, т.е. на кого направлены. Решение проблем, особенно последних из указанных выше, невозможно без разработки и внедрения систематизированного пакета нормативных и регламентирующих документов, описывающих систему охраны, пропускного и внутриобъектового режимов и определяющих порядок их функционирования.
У читателя, у родителей может возникнуть вполне законный вопрос: «Должен ли охранник вмешаться, если ученики в школе дерутся? Или если ученики на перемене устраивают игры, опасные для их жизни и здоровья? Или если… и т.п.». Этот вопрос правомерен, особенно если частную охрану оплачивают сами родители, сдавая нужную сумму в родительский комитет школы. Ответ может быть простым: «Охранник оказывает ту услугу, которая оплачена!» Думаю, что немного найдется ЧОО, которые возьмутся патрулировать школьные коридоры и разнимать школьников или регулировать порядок на переменах. И это правильно. Вмешательство охранников в ученические конфликты – это не их задача. Школа – организация не только образовательная, но и воспитательная, поэтому контролировать поведение детей на уроках и во время перемен должны педагоги. Это один из элементов безопасности, который необходимо поручить педагогическому коллективу и самим ученикам. Сотрудники ЧОО могут привлекаться для успокоения «расходившихся» учеников только в исключительных случаях, под контролем учителей и в режиме блокирования конфликта, чтобы исключить травмы и угрозы жизни. Такие исключительные случаи важно конкретно сформулировать и согласовать с инспекцией по делам несовершеннолетних и с родительским комитетом. Рекомендую оформлять такое решение с администрацией школы.
Для примера ниже представлен типовой рекомендуемый состав локальных нормативных актов, который в интересах обеспечения безопасности необходимо иметь на объекте.
Документация школы, в которой определены цели, задачи и распределены функции между педагогами по обеспечению безопасности. Не следует пугаться. Речь о том, что в функциональные обязанности следует вписать обязанности по обеспечению безопасности в классах, на уроках, при проведении культурно-массовых мероприятий в школе и т.п.
1. Документация объекта охраны («Наблюдательное дело»), которая включает:
· копию договора на охрану объекта;
· положение об организации охраны объекта (приложение к договору на оказание охранных услуг), утвержденное директором ЧОО и согласованное заказчиком. Это положение должно содержать описание системы постов и функциональные обязанности старшего охраны объекта, старшего смены, общих обязанностей охранников, порядка действий по прибытии проверяющих, особых обязанностей по охране объекта при нападении на пост, при пожаре и других стихийных бедствиях;
· схему организации охраны объекта с указанием постов и порядка несения службы, подписанную начальником охраны объекта, утвержденную руководителем охранного предприятия и согласованную с заказчиком;
· табели каждого поста, в которых описывается задача и оборудование каждого поста, особые обязанности охранников по каждому посту;
· список номеров телефонов оперативного дежурного ЧОО;
· график несения дежурства на объекте;
· документы по постам и маршрутам.
2. Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах. Образцы всех видов пропусков, образцы сопроводительных документов на ТМЦ и образцы подписей руководителей школы, имеющих право подписывать материальные пропуска.
3. Инструкции персонала по обеспечению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.
4. Правила и информационные табло для учеников и персонала школы.
Примерно так выглядят проблемы, с которыми приходится сталкиваться ЧОО при организации охраны образовательных организаций. Рамки статьи не позволяют рассматривать весь комплекс вопросов обеспечения безопасности, поэтому обратимся к организации системы постов.
Рекомендуемая система постов охраны для школы
Система постов охраны – это часть системы охраны школы, часть системы обеспечения ее безопасности. На территории школы зоны высокого риска безопасности распределены неравномерно. Несмотря на это, при разработке концепции охраны рекомендуется использовать зональный принцип, так как при этом соблюдается главное условие обеспечения эффективности охраны – усиление охраны от младшей зоны к старшей.
Для унификации подходов к организации охраны вся территория школы условно разбивается на ряд зон, которые называют «зонами охраны (безопасности)».
В табл.1 приведены закрепление помещений школы за зонами охраны и состав рекомендуемых постов и технических средств охраны.
Таблица 1
Зоны охраны предприятия и их защита
Номера зон
Помещения, территория, входящие в зоны
Необходимые (возможные) технические средства для защиты
Физическая охрана. Посты (возможные посты), защищающие зоны
1.
Периметр территории, ограда
Видеонаблюдение, система охранной сигнализации
Патруль*, пост в мониторной
2.
Территория школы
Периметр здания школы
Видеонаблюдение, система контроля и управления доступом (СКУД), система охранной и тревожной сигнализации
Патруль*, пост в мониторной, пост на входе в школу
3.
Внутренние помещения, коридоры
Видеонаблюдение
Патруль*, пост в мониторной
4.
Классы, кабинеты, учительская
Видеонаблюдение, СКУД, система охранной сигнализации, опечатывание кабинетов и сдача ключей под охрану
Пост в мониторной, пост на входе в школу
5.
Мониторная, кабинет директора, канцелярия
Видеонаблюдение, СКУД, система охраной и тревожной сигнализации, опечатывание комнат и сдача под охрану
Пост в мониторной, пост на входе в школу
6.
Серверная, архив
Видеонаблюдение, СКУД, система охранной и тревожной сигнализации, опечатывание комнат и сдача под охрану
Пост в мониторной, пост на входе в школу
* Рекомендуемая численность патруля – три человека. После обхода маршрута патруль размещается на посту у входа в школу.
 
Несколько слов о составе дежурной смены охраны и требованиях к охранникам, которые назначаются для охраны школ:
1. В школах с численностью учащихся до 500 человек рекомендуется иметь в смене четырех частных охранников: старший смены – 1, охранник-оператор видеонаблюдения – 1, охранник-патрульный – 2. При большей численности учащихся рекомендуется численность охраны увеличить.
2. Режим работы: суточная смена с правом отдыха в ночное время по очереди не более 4 часов. После смены – трое суток отдыха.
3. В составе смены рекомендуется иметь одну-двух женщин-охранников в возрасте от 35 до 45 лет. Желательно замужних и имеющих собственных детей. Операторами видеонаблюдения и патрульными для обхода школы целесообразно назначать женщин-охранников. Объяснение такой рекомендации простое – женщины более внимательны в обращении с детьми и лучше понимают детскую психологию. В охрану школы рекомендуется назначать мужчин спортивного телосложения в возрасте от 35 до 50 лет. Эти рекомендации понятны – дети, особенно подростки, с уважением относятся к спортивным, сильным физически мужчинам. Еще одно важное требование – школьные охранники должны быть некурящими и без других вредных привычек.
4. Школьные охранники должны пройти курс подготовки по навыкам правильного общения и обращения с детьми.
5. Рекомендуется пригласить для проведения инструктажа охранников школы инспектора по делам несовершеннолетних территориального подразделения полиции.
6. Начальнику охраны объекта рекомендуется поддерживать постоянный контакт с участковым инспектором полиции, чтобы быть в курсе всех новаций в сфере подростковых правонарушений в районе размещения школы.
Обращаем внимание уважаемых читателей на важность оперативного и объективного реагирования на все случаи и попытки невыполнения требований пропускного и внутриобъектового режимов, правил поведения учащихся в школе (где их нет, очень рекомендуем разработать и без промедления внедрить). Как только персонал школы и ученики, а также их родители поймут, что вся охрана и администрация школы относятся к выполнению требований охраны режима спустя рукава, так сразу же получите проблемы, нарушения, ущерб, причем не только имуществу и имиджу школы, но и здоровью учащихся.
В заключение хотелось бы отметить, что этап становления охранной отрасли Республики Крым в рамках российского законодательства является сегодняшним днем этого региона России. ОГ «ДУБРОВНИК» (в том числе пока единственный на территории полуострова Учебный центр «ДУБРОВНИК») видит в качестве своих основных задач внедрение российских стандартов в обучение персонала охранных предприятий Республики Крым и введение в повседневную практику их работы способы и методы осуществления охранных процедур, признанных наиболее успешными в системе обеспечения безопасности объектов на «материковой части» территории Российской Федерации.



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости