Экономическая безопасность – основа национального суверенитета

17/05/2017 Экономическая безопасность – основа национального суверенитета

 

Президент России Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности РФ на период до 2030 года. Этот документ содержит информацию об  основных направлениях и задачах государственной политики в сфере обеспечения безопасности; также в нем определены вызовы и угрозы российской экономике. 
 
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председателя Координационного совета НСБ России Виктора Озерова, в последнее времязначительно возросла актуальность обсуждения вопросов законодательного обеспечения экономической безопасности. Одной из важнейших проблем является, считает сенатор, комплексный характер развития старых и появления новых угроз государству в экономической сфере, обусловленный особенностями социально-политических процессов последних десятилетий. К числу таковых он отнес как внутренние, так и внешние угрозы.
 
На повестке дня все острее стояла необходимость выработки и применения органами государственной власти адекватных комплексных, интегративных, системных средств для предупреждения и преодоления современных угроз экономической безопасности страны и регионов. В качестве приоритетной задачи в этом направлении Виктор Озеров рассматривает совершенствование законодательного обеспечения экономической безопасности.  
С точки зрения Виктора Евгеньевича, формирование и развитие правовых основ экономической безопасности России и ее регионов должно базироваться на реализации ряда задач. К таковым сенатор относит, в том числе, предотвращение угроз причинения экономического ущерба государству, недопущение контроля стратегических объектов экономики страны со стороны иностранных государств, юридических и физических лиц, сохранение эффективно функционирующей государственной собственности, исключение закрытия предприятий, выпускающих продукцию военного назначения.
 
В конце прошлого года секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев заявил о том, что представляемым им органом был одобрен проект Стратегии экономической безопасности России до 2030 года. Данный документ должен был дополнить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную                           Указом Президента России от 31 декабря 2015 года № 683. На проведенном 7 декабря 2016 года заседании Совета Безопасности глава государства говорил о важности наращивания собственного экономического потенциала в целях надежной защиты от рисков и угроз в этой сфере. Также на том заседании президент призвал повышать эффективность российской экономики, выходя на темпы роста выше мировых.
 
Накануне средства массовой информации сообщили об утверждении Президентом России Владимиром Путиным стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.
 
Утвержденным президентом документ представляет собой результат серьезных исследований современного этапа мирового развития, в котором отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. Подчеркивается, что нарастание геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резкое обострение глобальной конкуренции являются основными особенностями процесса перехода к многополярности. Новые центры экономического роста и политического притяжения стремятся осуществить перераспределение мирового влияния в свою пользу. Происходят значительные изменения в военно-политической и экономической областях, в сфере международного права, что не может не сказаться на уровне стабильности мировой геополитики.
 
Отмечается, что на международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. В качестве причин называются усиление признаков распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также все более частое использование экономических методов для достижения политических целей. Упоминаются ресурсные факторы, такие как дефицит продовольствия и пресной воды, обострение конкуренции за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к богатствам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
 
Принятый документ приводит перечень основных вызовов и угроз экономической безопасности, подлежащих учету в обязательном порядке при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. В их числе, – а всего в перечне 25 позиций, – называются стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ, изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий, деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации, подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам, уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы, отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики, ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, несбалансированность национальной бюджетной системы,  недостаточно эффективное государственное управление, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики, усиление дифференциации населения по уровню доходов и другие. 
 
Главными целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности руководством страны объявлены укрепление экономического суверенитета,  повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обязательное обеспечение экономического роста, поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности, поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны, а также повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
 
Что касается утвержденных на ближайшую и долгосрочную перспективу приоритетных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, то в их числе можно следует назвать обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики, развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, устойчивое развитие национальной финансовой системы, сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства, обеспечение безопасности экономической деятельности и развитие человеческого потенциала.
 
В Стратегии экономической безопасности приведена качественная оценка состояния экономической безопасности страны. Говорится о формировании системы управления рисками в целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций. Такая система должна служить выявлению и оценке существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности, оценке ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности, планированию мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определению задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер, а также выработке, контролю за реализацией и оценке эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.
 
К компетенции Правительства Российской Федерации принятым указом отнесены структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
Утвержденный президентом государственный акт содержит перечисление сорока показателей состояния экономической безопасности, в том числе уровень преступности в сфере экономики, уровень инфляции, коэффициент напряженности на рынке труда, доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и многих других.
 
Предусмотрены два этапа реализации Стратегии. Первым этапом, рассчитанным на период до 2019 года, планируется разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния. Второй этап должен до 2030 года ознаменовать завершение выполнения мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности. При этом ожидается непременное взаимодействие между собой федеральных органов исполнительной власти.
 
В будущем каждые шесть лет не исключена возможность корректировки Стратегии в соответствии с решением  Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности. А организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации положений Стратегии, непосредственно Правительство Российской Федерации.
 
В тексте Стратегии экономической безопасности не обойдены вопросы информационно-аналитической поддержки ее реализации. При осуществлении такой поддержки предполагается использовать ресурсы федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационные ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
 
Ожидаемым итогом реализации Стратегии экономической безопасности должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения. И, по словам заместителя председателя Координационного совета НСБ России, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина, «деятельность профессионального сообщества негосударственной сферы безопасности и его общественных институтов, осуществляемая в русле доктринальных положений, изложенных в тексте утвержденной Президентом России Владимиром Путиным Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, как нельзя лучше поможет проиллюстрировать тесное и эффективное взаимодействие между органами государственной власти и обществом!». 
 
С полным текстом Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости