Проект профессионального стандарта «Специалист в области охранной деятельности»

17/05/2017 Проект профессионального стандарта «Специалист в области охранной деятельности»


Авторы Проекта профессионального стандарта  «Специалист в области охранной деятельности»:ananiev_westakov
—  Эксперт Комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции, член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, профессор Академии ФСБ, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» — Валерий Иннокентьевич Шестаков
— Директор независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (ННФ «ИБР»), г. Москва, член экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции, руководитель подкомитета по вопросам научного и правового обеспечения безопасности, эксперт постоянных комиссий Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ — Ананьев Виктор Алексеевич. 
Скачать документ можно ЗДЕСЬ.
Проект
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту профессионального стандарта «Специалист в области охранной деятельности»
1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Правовым основанием появления в России рынка частных охранных услуг послужил принятый 11 марта 1992 года Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Его принятие обусловлено:
экономическими и политическими изменениями, произошедшими в России в конце ХХ — начале ХХI века;
ухудшением криминальной обстановки в стране, повлекшей рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность граждан;
наличием у населения чувства незащищенности от криминальных и иных угроз;
изменением структуры собственности в результате приватизации и создания новых бизнесов;
растущей потребностью бизнеса и граждан в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности, личной и имущественной неприкосновенности;
выходом на рынок труда огромного количества квалифицированных специалистов, уволенных из силовых структур и правоохранительных органов в связи с их реформой.
Все это вызвало потребность у граждан и юридических лиц в дополнительной защите принадлежащих им имущественных и неимущественных прав, обеспечить которые были не в состоянии правоохранительные органы.
По данным МВД России по состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 23,5 тыс. частных охранных организаций, под охраной которых находится 836,1 тыс. объектов различных форм собственности и назначения. Наиболее крупными субъектами рынка частных охранных услуг являются частные охранные организации акционерных компаний естественных монополий. Они относятся к категории среднего бизнеса. Остальные частные охранные организации являются малыми предприятиями, большая часть из которых имеет до 100 работников. Значительная часть охранных организаций применяет упрощенную систему налогообложения.
Общая численность граждан, имеющих статус частного охранника, составляет 740 тыс. человек. На сегодняшний день Россия по количеству частных охранников на 100 000 населения занимает одно из ведущих мест в мире – 525 человек (Венгрия – 1047, Бразилия – 790, ЮАР – 625 человек).
Более чем двадцатилетняя практика охранной деятельности свидетельствует о востребованности охранных услуг. Так, например, только в 2014 году количество охраняемых объектов частными охранными организациями выросло на 12%. В России, как и во многих зарубежных государствах, наблюдается рост спроса на охранные услуги. По данным экспертов ООО «Индексбокс Маркетинг» объем российского рынка охранных услуг поступательно рос в последние годы и за период 2007-2012 года вырос на 62%. Положительную динамику рынка не переломил даже экономический спад 2009 года, однако темпы роста все же замедлились. По экспертным оценкам объем рынка охранных услуг составляет более 120 млрд. руб. По прогнозам в ближайшие пять лет эта сумма может увеличиться в 2-3 раза.
По мнению экспертов, повышенный спрос на охранные услуги обусловлен сложной криминальной обстановкой. По общему числу зарегистрированных преступлений Россия занимает пятое место в мире. Вследствие этого, население и бизнес стремятся обезопасить себя путем покупки услуг по защите себя и своей собственности.
По действующему законодательству частные охранные организации вправе оказывать услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества, обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, внутриобъектового и пропускного режимов, осуществлять консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Им также разрешено осуществлять охрану объектов и имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств, топливно-энергетического комплекса.
По данным экспертов ООО «Индексбокс Маркетинг» организации, оказывающие охранные услуги, чаще всего предоставляют такие услуги, как: физическая охрана объекта (95% компаний), сопровождение грузов (68%), услуги телохранителя (68%), а также обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (59%).
Основными заказчиками охранных услуг являются коммерческие организации (предприятия среднего и крупного бизнеса, в том числе, промышленные предприятия, торговые центры, бизнес-центры, сети ресторанов, социальные учреждения, гостиничный сектор), государственные структуры, физические лица. Согласно статистическим данным оплата услуг безопасности обходится российским фирмам в среднем в 3,2% годовой валовой выручки.
В целях оптимизации работы, снижения рисков и увеличения конкурентоспособности, охранные организации стремятся оказывать наиболее полный комплекс услуг. Кроме пультовой охраны, спросом пользуются тревожные кнопки и кнопки противопожарной безопасности.
В последние годы частные охранные организации начали использовать такие маркетинговые инструменты, как реклама и участие в специализированных выставках. Многие из них достаточно активно рекламируют и продвигают свои услуги. Но всё же наибольший потенциал охранных организаций заключен в активном применении технических систем безопасности, как наиболее экономичного и надежного способа защиты, что позволяет уменьшить влияние «человеческого фактора», снизить финансовые и материальные издержки организации, сократить численность персонала.
Характерной особенностью и фактором, отрицательно влияющим на развитие рынка охранных услуг, является то, что в настоящее время на нем, наряду с частной охраной, активно участвуют вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана» Росгвардии, а также ведомственная охрана федеральных органов и организаций, которые будучи государственными предприятиями, по сути, оказывают частные услуги безопасности, то есть осуществляют частную охранную деятельность. При этом на их долю приходится около 50% рынка охранных услуг. Используя административный ресурс, целый ряд других преимуществ, закрепленных в профильном законодательстве, они существенно препятствуют развитию конкуренции в сфере охраны, что противоречит основе конституционного строя России. Особенно отрицательно влияет на развитие конкуренции в сфере охраны не основанная на действующем законодательстве практика создания федеральных государственных унитарных предприятий. Так, в настоящее время из 15 министерств и организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны, 9 создали ведомственную охрану в форме государственных унитарных предприятий и вследствие этого занимаются коммерческой деятельностью. Кроме того, в 2005 г. на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны был создан ФГУП «Охрана» МВД России.
Основные направления развития рынка частных охранных услуг.
Развитие рынка охранных услуг объективно необходимо для поддержания высокого уровня экономической безопасности, безопасности населенных пунктов и территорий, защиты базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, а в конечном итоге – для обеспечения национальной безопасности.
Как отмечают эксперты в области охранной деятельности, в настоящее время насыщенность рынка охранных услуг составляет порядка 64%. В ближайшие годы этот показатель будет увеличиваться, однако изменения на рынке охранных услуг под влиянием международных и внутренних факторов будут происходить постепенно.
Его развитие в ближайшие годы обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, наличием все еще не уменьшающихся угроз для бизнеса и населения. В обозримом будущем сохранятся два основных вида угроз, от которых бизнес и население будут стремиться защититься путем приобретения охранных услуг.
Для бизнеса это внешние и внутренние угрозы. Внешние угрозы обычно связаны с различными преступлениями против собственности, жизни и здоровья предпринимателей. Среди всех преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за 2014 год, удельный вес преступлений против собственности составляет почти половину (45,3%). За указанный период от преступлений против жизни и здоровья погибло 35 тысяч человек, причинен вред здоровью 52,6 тысяч человек. Объективных предпосылок для значительного сокращения преступности в данных сферах в ближайшие годы, по мнению криминологов, не имеется.
Внутренние угрозы исходят от недобросовестных работников. Согласно статистическим данным ежегодно в мире в результате краж только розничная торговля теряет товаров на сумму свыше 10 миллиардов долларов. По данным социологических опросов, в 2/3 российских компаний сотрудники совершают те или иные правонарушения на рабочем месте: от воровства мелких канцтоваров и расходных материалов до махинаций и промышленного шпионажа. В 2015 году ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 436,49 млрд. руб.
Основной причиной роста спроса на безопасность со стороны населения будет являться все еще высокий уровень преступности, растущее ощущение у него незащищенности от противоправных посягательств.
Развитию рынка охранных услуг будет способствовать и появление на рынке новых объектов охраны. Соответствующие предпосылки для этого имеются. Это, например, наметившаяся тенденция по уходу с рынка охранных услуг субъектов государственной военизированной охраны, рост, пусть даже незначительный, ключевых отраслей экономики, возможный аутсорсинг объектов Министерства обороны России, заинтересованность государства в использовании потенциала частных охранных организаций в целях обеспечения общественной безопасности, защите иных законных интересов. Новые объекты охраны могут появиться и в результате реализации внесенных в 2014 году изменений в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми частным охранным организациям предоставлено право охранять объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также объекты, в отношении которых установлены обязательные требования к их антитеррористической защищенности.
Количественное увеличение числа потребителей охранных услуг возможно и в случае реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных унитарных предприятий в сфере охраны, формировании в бизнес-сообществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности — один из критериев благоприятного инвестиционного климата, а также принятии законодательства о частных военных и охранных компаниях.
Принципиально важна для дальнейшего развития частной охраны позиция государства относительно будущего вневедомственной и ведомственной государственной охраны — останутся ли они в перспективе участниками рынка охранных услуг или их сфера деятельности в целях экономии средств налогоплательщиков, приведения российского законодательства в сфере охраны с нормами Всемирной торговой организации будет поэтапно сокращаться.
Развитие рынка охранных услуг в ближайшие годы будет происходить дифференцированно. Наиболее востребованными охранными услугами будут являться охрана объектов и имущества, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, защита жизни и здоровья людей. При охране объектов и имущества физическая охрана будет продолжать уступать свои позиции охране пультовой. Это связано с тем, что последняя находится на пересечении охранных, технических услуг и IT-технологий, является более экономичным и надежным способом защиты.
Не исключено, что на рынке могут появиться новые виды услуг, позволяющие заинтересовать потенциальных клиентов, как ценой и качеством, так и набором сервисных предложений. Будет и впредь востребован полный комплекс охранных услуг. Однако приоритетным направлением будет все большее развитие технических средств охраны.
Основные факторы, негативно влияющие на развитие рынка охранных услуг
На развитие рынка охранных услуг негативно влияет ряд факторов, в том числе:
1) Отсутствие сформулированной единой государственной политики в сфере охранной деятельности в Российской Федерации в целом.
В связи, с чем не ясно, в каком направлении будут развиваться государственная и частная охраны и, как следствие этого, законодательство в этих сферах. Это является существенным тормозом в развитии как государственной, так и частной охраны, создает серьезные трудности для принятия законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам заказчиков охранных услуг, порождает конфликты между различными субъектами охраны.
2) Несовершенство законодательства в сфере охраны.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач государства с рыночной экономикой состоит в том, чтобы с помощью законодательства создавать благоприятные условия для развития бизнеса.
Анализ действующего законодательства в сфере охраны свидетельствует о том, что оно в большей его части не направлено на решение указанной задачи, а:
в значительной мере является устаревшим, содержит множество пробелов и противоречий, не отвечает современной практике охранной деятельности, научным разработкам в этой сфере, противоречит нормам внутреннего и международного права, зачастую использует непродуманные юридические конструкции;
в основном ориентировано на совершенствование государственного контроля за частной охранной деятельностью и вследствие этого не способствует созданию правовых условий для её развития;
не способствует созданию условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитию механизмов саморегулирования деятельности предпринимательского сообщества;
содержит ряд дискриминационных по отношению к частной охране норм и тем самым ставит её субъектов в неравное положение по отношению к другим участникам рынка охранных услуг, что противоречит основе конституционного строя России;
нуждается в коренном, системном изменении, затрагивающем его содержание, структуру и понятийный аппарат.
Для того чтобы законодательство в сфере охраны способствовало развитию рынка охранных услуг, оно должно:
соответствовать Конституции Российской Федерации и, в первую очередь, требованию ее части 2 статьи 8 (признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности), а также нормам ВТО и международным договорам;
объективно отражать баланс законных интересов государства, общества, охранного бизнес-сообщества, заказчиков охранных услуг и не устанавливать необоснованных преференций одной из сторон;
быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития охранной деятельности;
устанавливать равные условия и стартовые возможности для всех субъектов рынка охранных услуг;
быть нацелено на поддержку государственной социально-экономической политики, направленной на антимонопольное регулирование и поддержку цивилизованной конкуренции;
содержать запрет на оказание охранных услуг субъектами государственной военизированной охраны на коммерческой основе;
исходить из того, что государственные органы, обладающие правом контроля за частной охранной деятельностью, не могут быть субъектами рынка охранных услуг;
четко определять предмет государственного контроля за частной охранной деятельностью с тем, чтобы исключить возможность избыточного вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
3) Наличие у контролирующих органов возможности опосредованно влиять на охранный бизнес.
Необоснованно чрезмерный контроль позволяет контролирующим и надзирающим органам вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Нередко контроль за соблюдением лицензионных требований в сфере охраны подменяется контролем за осуществлением охранной деятельности, что далеко не одно и то же. Имеет место при осуществлении контроля и дублирование. Так, за образовательной деятельностью по подготовке частных охранников и детективов одновременно осуществляют контроль и МВД России и Минобрнауки России.
4) Наличие необоснованных конкурентных преимуществ у основных участников рынка охранных услуг.
В настоящее время на конкурентном рынке охранных услуг, наряду с частной охраной, активно участвуют вневедомственная и ведомственная охрана, ФГУП «Охрана» МВД России, занимая около 50 процентов его объема. Используя административный ресурс, целый ряд других преимуществ, закрепленных в профильном законодательстве, они существенно тормозят развитие конкуренции в сфере охраны.
Нередки случаи, когда федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны, выступают конкурентами в борьбе за рынок охранных услуг, предпринимая при этом активные попытки по вытеснению с него частной охраны любыми способами, в том числе, и путем использования административного ресурса, возможностей законопроектной и нормотворческой деятельности. Это приводит к тому, что одни предприниматели прекращают охранный бизнес, другие уходят в «тень», создавая различного рода управленческие компании, вводя в штаты организации сторожей, вахтеров или администраторов.
5) Отсутствие условий для инвестиций в охранный бизнес.
В настоящее время отсутствуют крупные инвестиции в развитие деятельности субъектов рынка охранных услуг. Основная причина – отсутствие стимулов для инвесторов в связи с отсутствием основных фондов и материально-технической базы, в которые имело бы смысл инвестировать средства.
6) Отсутствие государственного органа, который бы представлял, координировал и защищал права и законные интересы участников данной сферы деятельности.
На сегодняшний день не существует государственного органа, занимающегося вопросами развития охранного бизнеса. Ввиду этого охранное бизнес-сообщество разобщено и не способно консолидироваться для решения масштабных задач. Наличие десятков тысяч мелких организаций препятствует целенаправленному развитию рынка охранных услуг, защите его интересов от иностранных компаний.
7) Несовершенство законодательства по организации закупок для государственных и муниципальных нужд.
Основным критерием в тендерах на охранные услуги является цена, а не качество. Заказчики охранных услуг нередко сами по причине некомпетентности или безразличия создают условия для использования недобросовестными участниками торгов демпинга для достижения победы. Требуют более детальной проработки вопросы определения начальной (максимальной) стоимости лота, размеров ее снижения и ответственности поставщиков за некачественное исполнение взятых обязательств.
8) Отсутствие стандартов качества охранных услуг.
Несмотря на то, что частные охранные организации осуществляют свою деятельность более двадцати лет, отсутствуют единые стандарты качества охранных услуг. Только небольшая часть охранных структур, объединённых в рамках саморегулируемых организаций, руководствуются своими стандартами оказания услуг. Причина такого положения дел в том, что МВД России не занимается вопросами развития рынка охранных услуг, а охранное бизнес-сообщество не имеет единого центра управления.
1.2. Анализ квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации специалистов в области охранной деятельности.
В настоящее время из 13 должностей руководителей, специалистов и служащих, активно используемых в области охранной деятельности, в квалификационных справочниках указаны:
ОК 016-94 — должность служащего — «охранник» (25416) и профессия рабочего — «оператор пульта технических средств охранной и пожарной сигнализации» (35947).
ЕТКС — профессия рабочего — «охранник» (§ 262а).
На лицо противоречие: в одном документе охранник — служащий, а в другом — рабочий.
В ЕТКС отсутствует тарифно-квалификационная характеристика на профессию рабочего — «оператор пульта технических средств охранной и пожарной сигнализации».
Тарифно-квалификационная характеристика на профессию рабочего — «охранник» не учитывает многочисленные особенности оказания услуг охранной деятельности, изложенных в Законе Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Большая часть должностей работников частных охранных организаций в классификаторах не указана и не имеет тарифно-квалификационных характеристик.
В рамках негосударственных образовательных учреждений согласно законодательству осуществляется профессиональное обучение частных охранников и дополнительное профессиональное образование руководителей частных охранных организаций. Остальные должностные лица находятся вне образовательного процесса. Требования к их деятельности ограничиваются должностной инструкцией.
Внесение соответствующих изменений и дополнений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, разработка типовых должностных обязанностей малоэффективно, так как сегодня государство и бизнес ориентированы на формирование национальной системы квалификаций и компетенций, основу которой составляют профессиональные стандарты.
В соответствии со статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ «Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности».
В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
Разработка профессионального стандарта, учитывающего трудовые функции и действия, требования к умениям, знаниям и опыту работы основных должностей, обеспечивающих осуществление вида деятельности, позволяет проследить логику профессионального роста работников и разработать соответствующие образовательные программы.
1.3. Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности.
Основой профессиональных стандартов в Европе и США является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством, в центре которых стоит сертифицированный работник. При этом процедуру сертификации осуществляют компетентные негосударственные, в т.ч. международные, органы, создаваемые ассоциациями работодателей (Ремесленная палата, Торгово-промышленная палата, общество Ллойда, Германский всеобщий технический союз, Британский объединённый экзаменационный совет, Общество сварщиков США и др.). А диплом об окончании профильного колледжа или университета лишь даёт право на сдачу экзамена для получения профессионального сертификата, определяющего уровень профессиональной квалификации (компетенции) или уровень ответственности, который может принять на себя работник. В США существует три вида профессиональных стандартов:
кодекс профессиональной этики, содержащий указания этического характера;
кодекс квалификационных стандартов, содержащий указания относительно опыта и уровня образования, необходимых для работы;
кодекс стандартов профессиональной деятельности, содержащий конкретные инструкции по выполнению той или иной работы.
В США действуют отдельные стандарты для государственных служащих федерального уровня. По закону, квалификационные требования к руководителям высшего уровня (executive qualifications) при их найме на работу в федеральные структуры государственной власти должны быть подтверждены (сертифицированы) независимой квалификационной комиссией (Qualifications Review Board) на основе критериев, разработанных и утверждённых Офисом управления персоналом (Office of Personnel Management — OPM). Базовые квалификации для руководителей данного уровня в основном описывают требования к лидерским умениям и требованиям в области корпоративной культуры (SES corporate culture). Корпоративная культура для руководителей правительственных ведомств высшего звена предполагает наличие способности осуществлять стратегическое лидерство и приверженность государственной политике, а также миссии того агентства, которое они будут возглавлять.
Такой подход может быть в определённой степени экстраполирован и на разработку профессионального стандарта специалистов в сфере охранной деятельности.
В Испании в данной области работает Национальный институт квалификаций, координирующий работу технических комитетов территориального уровня, которые совместными усилиями разрабатывают национальный (модульный) каталог профессиональных квалификаций, отвечающий экономическим реалиям и, в особенности, состоянию рынка труда и уровню развития производства в конкретных отраслях и на территориях. Каждый орган (Агентство или Институт квалификаций) разрабатывает стандарты самостоятельно — для своей отрасли или территории; результаты разработки попадают в общий каталог, и ими могут воспользоваться все желающие. Работая в таком режиме, Испания планирует охватить профессиональными стандартами основные направления деятельности, активно представленные в пределах страны.
Таким образом, проблема профессиональных стандартов не нова для международной практики. Как показывает анализ современных публикаций по данной проблеме, в различных странах существует как общее, так и особенное в понимании сущности и социальной значимости профессиональных стандартов. В США и большинстве европейских стран под профессиональным стандартом понимается подробная характеристика измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии), выраженной в терминах компетенций.
При этом устанавливается, что профессиональные стандарты должны быть основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней, и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они применяются для решения следующих задач:
обеспечение качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям;
формирование стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях;
разработка механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации);
формирование национальной рамки и системы квалификаций;
построение систем сертификации руководителей и специалистов в рамках отрасли или в национальном масштабе.
Профессиональный стандарт может носить «обязательный характер». В этом случае он утверждается государством и разрабатывается согласно официально утвержденным процедурам (например, как это происходит в Великобритании). Стандарт может носить «добровольный характер». В этом случае он разрабатывается отраслью и утверждается отраслевыми объединениями работодателей. Если же стандарты формируются на основе «общественного договора», они признаются в соответствующем профессиональном сообществе (например, Швеция).
В любом случае миссия профессиональных стандартов состоит в обеспечении единых признаваемых требований к профессиональной деятельности, позволяющих поддерживать ее качество, а также разрабатывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в данной области.
Системное, полное описание трудовых функций охранной деятельности позволит решить комплекс задач:
в области управления охранной организацией – качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и обеспечивающих в совокупности достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия специалистов;
в области подготовки кадров — определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку в сфере охранной деятельности, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования специалистов охранных организаций.
Указанный выше опыт иностранных государств учитывают и отечественные профессиональные стандарты, в том числе, и в области охранной деятельности. 11 декабря 2015 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны учреждений образования» (12.003). Несмотря на то, что указанный профессиональный стандарт соответствует требованиям законодательства, он имеет одну характерную особенность – сферу применения вида деятельности. На сегодняшний день подготовлен проект профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Таким образом, единый вид деятельности искусственно разбивается на сферы вида деятельности. Особенности несения службы ставятся выше общих требований к должности. Так как сфер вида деятельности может быть не ограниченное количество, это существенно осложняет процесс подготовки специалиста.
Логика, практика и здравый смысл подсказывают, что для вида деятельности должны быть единые профессиональные стандарты, учитывающие основные должности руководителей, специалистов и служащих, обеспечивающих осуществление вида деятельности.
2. Описание трудовых функций и обобщенных трудовых функций, обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путем её последовательной декомпозиции. Проект профессионального стандарта сформирован на основе следующих принципов:
учет возросших требований к профессиональным компетенциям специалистов в сфере охранной деятельности;
учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области охранной деятельности и ориентированных на будущее;
учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда;
последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД), обеспечивающая полноту перечня и точность формулировок ОТФ, ТФ и ТД измеряемость (возможность проверки) степени овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями.
При выделении ОТФ рассматривалось особенности оказания охранных услуг и исполнения работником трудовой функции. Несмотря на схожесть деятельности работников разных должностей, необходимо принять во внимание специфику управленческой деятельности и сферу её применения. Так как управление – это подчинение воли других людей руководителю для исполнения его указаний, то далеко не каждый работник может эффективно справиться с указанной функцией. При этом надо иметь ввиду, что охранная деятельность связана с особыми рисками, так как в этой сфере используются специальные средства и оружие. Чем выше сфера деятельности должностного лица, тем сложнее и ответственнее процесс управления.
Кроме того, ряд должностей могут занимать лица, как имеющие статус охранника, так и не имеющего его. Эта особенность связана с содержанием Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В нём рассматриваются только две должности – руководитель охранной организации и охранник, так как это связано с использованием специальных прав, в том числе, использованием специальных средств и оружия.
Техническое оснащение частных охранных организаций и перечень видов охранных услуг диктуют включение в профессиональный стандарт должностей, которые не осуществляют, а обеспечивают охранную деятельность, поэтому приобретение ими статуса частного охранника не нужно.
Данная конструкция позволяет полноценно применять профессиональный стандарт для всех необходимых действий с ним.
Описание ОТФ и ТФ приведено в таблице 1.
__0001
__0002
  __0005  
 __0013 
__0018


Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости