Эрмитажу вернули 60 полицейских. А как охраняются другие музеи в России?

15/12/2016 Эрмитажу вернули 60 полицейских. А как охраняются другие музеи в России?



В залы Эрмитажа вернутся 60 полицейских. 60 ставок для них уже возвращены в штат великого музея. Драма прошлого года — МВД прислало Эрмитажу уведомление о снятии с музея с 1 ноября государственной охраны из-за сокращения штатной численности МВД на 10 процентов — разрешилась. Такие же изменения ждали и другие — большие и малые — российские музеи.
muzei
Но государственная охрана, несмотря на категорические предупреждения, не была снята в Эрмитаже в прошлом году, только сокращена. Сегодня сокращенные ставки восстанавливаются. Кто и как охраняет сегодня великое искусство в федеральных и региональных музеях? Насколько надежны рамки металлодетекторов и профессиональной охраны, обсуждают эксперты «РГ».
— Такое учреждение, как Эрмитаж, — совершенно особое, символическое для страны — должно охраняться государственной охраной, — уверен Михаил Пиотровский.
Государственная охрана, по его словам, предпочтительнее и «практически» (полиция имеет оружие и право на задержание), и «символически»: государство, не охраняющее важнейшее государственное культурное учреждение, явно не уделяет должного внимания своим музеям-символам, музеям-сокровищницам.
— Мы возражали с самого начала, когда в музеях предполагалось полностью сократить полицейскую охрану, — уточняет Михаил Пиотровский. — Но возражая, мы сразу предложили некую схему реформы полицейской охраны музеев, позволяющей и сократить и сделать более мобильной существующую систему охраны.
Музейщиков услышали, и часть государственной полицейской охраны в Эрмитаже и некоторых других федеральных музеях была оставлена.
Поблажку получили 64 объекта федерального значения, в том числе 46 музеев в 24 субъектах РФ — там, в основном, остался ограниченный контингент, стоящий по периметру. Внутри же обеспечение порядка решили перепоручить частным предприятиям, которые должны были выбираться на конкурсной основе, либо ФГУП «Охрана», куда отправились служить бывшие полицейские, уволенные МВД.
Последовали бурные дискуссии в музейном сообществе, СМИ и соцсетях. Музейщики в большинстве своем в штыки принимали идею нанимать частников. Мало того что услуги ЧОП обходятся музею заметно дороже, чем работа полицейских, так еще и работают в них далеко не всегда проверенные люди. Еще одна проблема — у частных охранников часто нет полномочий проводить личный досмотр, задерживать и обезвреживать нарушителей.
— После создания Национальной гвардии, в которую теперь входит и вневедомственная охрана, мы обратились еще раз, теперь уже к руководству Национальной гвардии, с просьбой принять на себя ответственность за охрану Эрмитажа, — рассказывает историю событий Михаил Пиотровский. — И после переговоров и встреч получили от него положительный ответ: в Эрмитаже будет восстановлено необходимое количество государственной охраны.
Это не означает, уточняет Пиотровский, что будет восстановлено изначальное количество полицейских, пока достаточно 60 единиц. «Не надо восстанавливать все, как было, — уточняет Михаил Пиотровский. — Нужно восстановить необходимое число, резко повышая мобильность и оперативность охраны».
Никогда не остававшийся без полиции Эрмитаж на преимущественно частную охрану не переходил. С частной охраной Эрмитаж только экспериментировал. Эксперименты были небольшими и проводились в филиалах музея. Результаты они дали, по словам Пиотровского, «не очень положительные, хотя и не очень отрицательные». Но, в общем, все сошлись во мнении, что частные охранные услуги значительно хуже по качеству, чем государственные.
— Я надеюсь, все понимают, что охрана нам нужна не для перестрелки, — говорит Михаил Пиотровский. — Она выражает государственную заботу о культуре. Это не вопрос для дискуссии «Как сподручнее охранять музей?», тут куда более серьезный вопрос: обеспечивает ли государство условия для сохранения культуры или нет?
Каждый музей, по мнению Михаила Пиотровского, может решать вопросы охраны по-разному. «Но Эрмитаж — это символ, как Кремль. А символический музей должно охранять государство. В Зимнем дворце должна стоять государственная охрана, потому что это — Зимний дворец».
Полицейские посты с ноября 2015 года, хоть и в урезанном виде, оставались в Русском музее, Российском этнографическом музее, Всероссийском музее Пушкина, ГМЗ «Петергоф» и «Царское Село», в Российской национальной библиотеке и Российском государственном историческом архиве.
— Сегодня говорить об отсутствии полицейской охраны музеев некорректно, — комментирует ситуацию пресс-секретарь министра культуры РФ Ирина Казначеева. — Она сохранилась во всех музеях, в которых существовала ранее, однако подверглась пропорциональному сокращению.
Серьезных проблем, по словам Ирины Казначеевой, это не вызвало: музеи продолжают работать в штатном режиме.
— Минкультуры России сделает все возможное, чтобы количество полицейских в охране увеличивалось и полностью соответствовало потребностям учреждений культуры, — говорит она. — В настоящее время ведется активная работа в этом направлении, и проводятся активные консультации с музеями.
Регионы
Роман Жукарин, генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея:
— У нас полиция продолжает отвечать за пультовую охрану, а сотрудники внутри музея — из частного охранного предприятия, причем уже не первый год. Изменения форм охраны коснулись качества и количества, а точнее, цены, численности и психологического фактора. Стоимость охраны снизилась примерно на 30-40 процентов. Охранников, наоборот, прибавилось: раньше был один человек, сейчас двое. Но одно дело, когда охраняет профессионал с автоматом в руках, с военной выправкой, и совсем другое — сотрудник частного предприятия. Сложно пока сказать, что лучше, а что хуже, но охрана визуально изменилась.
Андрей Пекшев, начальник службы безопасности Саратовского художественного музея имени Радищева:
— Художественный музей имени Радищева сейчас охраняют как сотрудники Росгвардии, так и частных охранных предприятий. Руководство сначала местного управления вневедомственной охраны, а потом Росгвардии пошло нам навстречу, в двух основных корпусах музея, где хранятся коллекции, сохранили посты правоохранителей, теперь сотрудникам Росгвардии также помогают работники ЧОП. В пяти филиалах, в том числе в домах-музеях художников Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина дежурят только сотрудники частного охранного предприятия. В то же время в частном охранном предприятии сейчас работают бывшие сотрудники вневедомственной охраны, которые перешли туда после сокращения. К работникам охранных предприятий, работающим в музее, повышенные требования — квалификация не меньше 6-го разряда и право ношения огнестрельного оружия. Что касается финансовой стороны вопроса, то здесь музей даже выиграл, поскольку услуги Росгвардии оцениваются выше, чем частного охранного предприятия.
Валерий Карпов, основатель и руководитель Музея гравюры и рисунка в городе Ирбите:
— Плохо, тревожно мы прожили этот год. Вневедомственная охрана на страже шедевров осталась только формально: мы с полицией соединены так называемой тревожной кнопкой. А для охраны музея еще в прошлом году по распоряжению властей вынуждены были создать собственную службу безопасности. Оплачивает их работу областной бюджет. Понятно, что в основном штате — бывшие полицейские или люди, которые работали в силовых органах. Но что они реально могут сделать в случае ЧП? У них даже разрешения на ношение оружия нет! Ловить грабителей голыми руками? А у нас, несмотря на то что музей находится в небольшом провинциальном городе, хранятся шедевры мирового уровня. Получается, сэкономили на копейку, а потерять можем миллионы
Справка «РГ»
Все музеи и культурные объекты страны, которые раньше охраняли подразделения МВД, теперь взяты под защиту Росгвардии. Именно в эту структуру передана вневедомственная охрана.
Советник генерального директора ФГУП «Охрана» Валерий Грибакин сообщил, что сейчас под защитой предприятия находятся 33 музея, библиотеки и архива, а до конца года к ним добавятся еще 19 объектов. Под охраной же собственно МВД в настоящее время находится около 3,5 тысячи различных объектов, оставить же планируется только 262 из них. В частности, полиция продолжит работать в четырех библиотеках, 46 музеях и 10 архивах.
В ноябре Виктор Золотов вручил личный штандарт новому командующему Северо-Западным округом нацгвардии России генерал-лейтенанту Сергею Захаркину. Торжественная церемония прошла в Георгиевском зале Эрмитажа. Штаб округа расположен в одной из пристроек к Зимнему дворцу, где в царское время была казарма 1-й роты Преображенского полка. И сегодня Эрмитаж — под защитой вневедомственной охраны, недавно переданной в Росгвардию.
Культурные объекты, которые останутся под охраной полиции
Российская государственная библиотека, Российская государственная детская библиотека, Всероссийская библиотека иностранной литературы им. Рудомино, Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Архангельский Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода», «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», «Музей-панорама «Сталинградская битва», Музей-заповедник острова Кижи, Государственный мемориальный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Государственный музей Востока, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственный литературный музей и многие другие.



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости