Сопровождение товарно - материальных ценностей. Проблемы и пути их решения
20/04/2016 Сопровождение товарно - материальных ценностей. Проблемы и пути их решения
Сопровождение товарно - материальных ценностей. Проблемы и пути их решения
Как часто собственник выбирая то или иное охранное агентство видит информацию подобной этой: частное охранное предприятие оказывает услуги сопровождения, товарно-материальных ценностей, грузов и т.д., но что стоит за этой фразой профессионализм или полное дилетантство, заказчик начинает понимать уже в ходе оказания данной услуги.
Зачасту, следуя законом рынка, руководство ЧОП выставляет данную услугу, не вдаваясь подробности всей сложности данного мероприятия, а также не имея профессиональных знаний и опыта в этой сфере деятельности.
Выражаясь словами некоторых представителей охранного бизнеса « а зачем замарачиваться и создавать сложности и так все ясно».
А действительно зачем ? просто выставить двух, трех « добрых молодцев», вооружить, отправить по маршруту, указав где получить и кому отдать или кого сопровождать и всего делов. Я не утрирую, многие из руководителей охранных предприятий думают именно так. Подготовку, обучение и различные нюансы в этой работе считают лишней тратой времени и средств.
Но к чему приводит такое отношение показывает печальная статистика нападений на группы сопровождения. В большинстве случаев ,разбирая характер нападения , сотрудники допускают ряд самых простых ошибок в своей работе , создавая тем самым благоприятную почву для нападения.
А если учесть плотность людского потока в местах сопровождения , неудобное место погрузки, выгрузки ТМЦ , неполный состав групп то шансы у охранников приравниваются к «0». Рассмотрим характерные ошибки групп сопровождения:
1. Частичное или полное отсутствие работы с связью (радиостанции ,переговорные устройства) и т.д
2. Несогласованность действий всех членов группы
3. Отсутствие контроля опасных секторов
4. Незнание алгоритма действий в различных экстремальных ситуациях
Перечисленные пункты являются маленькой толикой недостатков в работе подразделений – которые можно свести в одно общее определение – некомпетентность.
Если алгоритм решения этих проблем и недостатков, конечно есть, о нем мы сейчас и поговорим.
Рассмотрим основные этапы подготовки и работы данного подразделения.
1. Отбор и подготовка
Прежде всего сотрудники которые выдвигаются в группу сопровождения, должны пройти отбор по физической и огневой подготовки. Данные дисциплины являются базовыми на первом этапе. Наличие навыков сопровождения при работе в других ЧОП только приветствуется. Хотелось бы отметить что такие показатели как рост, отличная физ. подготовка, личные достижения в спорте также приветствуются но не являются доменирующеми. Основным показателем при отборе является умение и желание работать в команде. Здесь как раз подойдут сотрудники которые занимались игровыми видами спорта (хоккей , футбол, волейбол и т.д). В этих видах хорошо ставятся такие качества как умение работать в команде, быстро принимать решения, просматривать все сектора и искать наиболее удобную позицию для рывка или броска. Эти навыки позволят ускорить процесс обучения. Еще одним из немаловажных факторов при отборе будет являться высокая стрессоустойчивость.
Проанализировать данное качество у сотрудника, руководитель подразделения может в процессе предыдущей работы, например ГБР. И поверьте на слово, никакие современные психотесты и детекторы не дадут характеристику лучше, чем реальная рабочая ситуация. После отбора и уточнения состава группы, необходимо провести начальную подготовку сотрудников .
Подготовка сотрудников должна проходить по принципу «Меньше теории –больше практики» .Основной упор делается на тактико-специальную и огневую подготовку.
Но также не следует забывать уделять время тренировкам по связи и приобретению навыков экстремального вождения. Идеальное место проведения тренировок будет являться полигон. Как я уже говорил в предыдущих статьях, это может быть пейнтбольный или страйкбольный городок. Здесь можно смоделировать и отработать любую ситуацию.
Алгоритмом на занятиях по ТСП должны стать вопросы рассмотрения экстремальных ситуации на всех этапах сопровождения.
2. Инструктаж
К сожалению данное мероприятие либо полностью отсутствует в подразделениях сопровождения либо проводиться номинально, без должного уделения внимание вопросам безопасности . Зачастую такое отношение к инструктажу объясняют не хваткой времени, забывая что он является неотъемлемой частью работы.
Перечислим основные пункты проведения инструктажа.
- проверка документов сотрудников
- проверка оружия, спец.средств, средств связи
-уточнение состояния спец. автомобиля у водителя группы
- проверка служебно-должностных обязанностей
- уточнение вопросов по маршруту и точках погрузки ,выгрузки
- краткий разбор происшествий , нападений и т.д
Можно расширить этот список еще, но я перечислил основные моменты на которые надо обращать внимание.
Как уже говорилось ранее «меньше теории – больше практики» . Необходимо выделить время в конце инструктажа на отработку практических элементов сопровождения таких как:
- выполнение спец.комплексов с оружием
- отработка модульных экстремальных ситуаций
Из собственного опыта скажу, что занимает это мероприятия 15-20м. Не стоит практическую часть инструктажа превращать в полноценную тренировку, достаточно будет вспомнить краткий тактический минимум и запустить боевую рефлекторику.
Основная задача практической части инструктажа заключается в том чтобы каждый сотрудник группы вспомнил свои действия при возникновении нештатных ситуаций и мог их на практике выполнить.
3. Действие группы на маршруте сопровождения
Начнем с того что оптимальный состав группы должен быть не менее 3 человек
- старший группы (1й сотрудник группы сопровождения)-место расположения –с право от водителя
- водитель группы сопровождения
-2й сотрудник группы сопровождения- -место расположения в грузовом отсеке
Я сознательно не упоминаю кассира или представителя собственника которого сопровождают сотрудники т.к он в состав группы не входит .
Меньшим составом будет крайне тяжело полноценно обеспечивать безопасность ТМЦ, не говоря уже о собственной.
При движении по маршруту группа должна быть максимально собранна и сосредоточенна на выполнение своей задачи . Здесь должна вестись такая же работа как при погрузке выгрузке .
Почему? Многие зададут банальный вопрос. Что может случиться с спец. автомобилем в дневное время и к тому же перемещающимся по городу? Поэтому можно расслабиться – поболтать с подругой по телефону, послушать музыку или просто образно говоря «отрубиться». Так к сожалению думают большинство сотрудников .
Начнем с фразы одного киногероя «Все возможно» и российская действительность доказывает что невозможного нет.
Последние нападения показали что группы сопровождения вели по всему маршруту а нападение происходило уже непосредственно при выгрузке ТМЦ. Опять может возникнуть вопросы почему и зачем . Нападающим проще стать на точке и ждать подъезда группы. Так рассуждают люди не знакомые с работой Чоп. Заказы на сопровождения ТМЦ зачастую поступают спонтанно, либо постоянные точки сопровождения меняет сам собственник по мере надобности. Поэтому злоумышленникам проще проследовать по маршруту за спец.автомобилем и при выходе сотрудников, как говориться «атаковать с ходу».
Исходя из этого сотрудники при выдвижении к точке должны вести постоянное наблюдение за секторами их ответственности. Автомобиль следующий за группой более 10мин. должен браться на заметку, а если еще ко всему прочему останавливается в месте выгрузки, то сразу попадает в разряд особо опасных секторов.
Следующая ситуация которая может случиться при движении – этот инсценировка ДТП, особенно когда водитель группы пытаясь объехать «дорожные пробки», начинает перемещается по дворам.
Лучшего места для нападения не придумаешь.
Опять скажу из собственного опыта , проводя первичные инструктажи в подразделениях сопровождения и задавая так называемые «реактивные вводные» на предмет будет ли выходить сотрудник из спец. автомобиля при ДТП или нет – 60% отвечает будет. Срабатывает инстинкт из гражданской жизни при управлении собственным авто. Чем это может закончиться в случае преднамеренного ДТП.
Я думаю уважаемые коллеги объяснять не стоит.
4. Подъезд к объекту и выгрузка
При подъезде к объекту желательно выбрать самое оптимальное место для группы, даже если для этого придется сделать пару кругов .
Перечислим условия оптимальной точки выгрузки:
- Спец.автомобиль должен иметь хотя бы минимальный маневр.
- водитель должен вести постоянный визуальный контроль входной зоны и маршрутом перемещения группы
- спец .автомобиль не ставят
*под люками
*возле мусорных баков
*напротив группы людей (остановка, очередь , и т.д)
*на противоположной стороне улицы, где сотрудник вынужден сопровождать груз пересекая проезжую часть .
*возле участков временных строительных работ (ремонт дорог, теплотрасс, прокладка кабеля и т.д)
Рассмотрим основные условия которые необходимо соблюдать при выходе из спец.автомобиля . Перед выходом старшего группы, каждый внимательно осматривает свой сектор а именно: водитель – прямо лево; старший группы–прямо, право; 2й сотрудник максимально осматривает тыловую часть (при отсутствие камеры заднего вида).
Выход старшего группы для осмотра зоны выгрузки осуществляется агрессивно, т.е быстро, без вальяжных переваливаний с боку на бок. При открытие двери 2й сотрудник и водитель держат оружие в режиме готовности, т.к в данный момент возможно нападение.
После выхода, старший группы начинает активно проверять сектора возможного нападения а также по возможности проходит весь маршрут следования группы .
Опять возникает вопрос: Зачем тратить время и «топтать ноги»?
Данная процедура не только необходима но и обусловлена многими факторами.
Опять пример из собственной практики: группа осуществляла сопровождения кассира одного из банков для загрузки банкоматов. Находящихся на территории супермаркета. Выгрузка и сопровождение проходило без предварительного осмотра маршрута сопровождения. При подходе к банкомату группа натыкается на электрика, который как раз в этот момент устранял неполадки осветительных приборов располагающихся над банкоматом. Завязалась словесная перепалка, чуть не переросшая в драку. Итог встречи: кассир в месте с группой сопровождения простоял около 5-7мин. Исходя из этого предварительный осмотр по возможности необходимо осуществлять постоянно.
Мы рассмотрели с вами 1й этап работы групп сопровождения. В следующей статье мы разберем действия на маршруте и внутри помещения.
С уважением к коллегам
Ген . директор МЦБСП «ВОЛК»
Ряузов Денис Юрьевич
Комментарии
Добавить комметарий к новости
Все новости