Порядок применения оружия и специальных средств
21/09/2015 Порядок применения оружия и специальных средств
Порядок применения оружия и специальных средств
В Российской Федерации на законном основании значительное количество субъектов наделено правом применения мер принуждения в целях реализации предусмотренных законом полномочий. К таковым относятся сотрудники правоохранительных органов, государственных и негосударственных (частных) охранных организаций.
Указанными субъектами меры принуждения реализуются с помощью применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для большинства из них соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрены виды, типы и модели оружия и специальных средств, используемых при осуществлении охранных мероприятий.
В частности, Постановление Правительства от 30.12.1999 № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной охранной деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 690 «О мерах по обеспечению служебным и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц и работников территориальных органов и организаций специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях», Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачамибоевым ручным стрелковым оружием», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 38 «Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 № 965-р «О праве на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях> (вместе с «Нормами обеспечения служебным оружием и в качестве служебного оружия охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц и работников организаций».
Перечисленные выше Постановления Правительства РФ содержат перечни оружия и специальных средств, однако существенным недостатком данных Постановлений является отсутствие правил применения оружия и специальных средств. Основания и порядок их применения предусмотрены соответствующими законами, а то, каким образом должны применяться оружие и специальные средства (установление правил) относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Применение оружия и специальных средств напрямую затрагивает конституционные права и свободы граждан и отсутствие четкой правовой регламентации их применения может повлечь нарушение указанных прав.
В настоящее время в нормативных правовых актах различного уровня содержатся разрозненные сведения и том, каким образом применяются те или иные виды специальных средств, но единый документ в данный момент отсутствует.
На основании изложенного прошу рассмотреть вопрос о дополнении соответствующих Постановлений Правительства РФ разделом «Правила применения оружия и специальных средств».
За основу предлагаю взять установления из нормативных правовых актов, указанных в приложении к обращению.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ САМООБОРОНЫ
11. Наручники.
Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.
12. Слезоточивые вещества.
Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.
(Приложение N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.
(Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств Федерального закона от 30.11.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)
(Приказ Госкомэкологии РФ от 7 апреля 2000 г . N 230 «О порядке приобретения (получения), учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования служебного, гражданского и боевого ручного стрелкового оружия боеприпасов (патронов) к нему в Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах»)
3.3.7 Время однократного воздействия не должно превышать 3 с.
7.3 Следует избегать контакта рабочих электродов электрошоковых устройств (ЭШУ (ЗЭШУ)) в области сердца, головы, шеи и солнечного сплетения объекта воздействия.
7.4 Запрещается применение ЭШУ (ЗЭШУ) против лиц с явными признаками инвалидности, детей, пожилых людей и беременных женщин.
(ГОСТ Р 50940-96 Устройства электрошоковые. Общие технические условия)
Кроме того, не имеют нормативного закрепления, но рекомендованы Министерством внутренних дел России следующие требования:
233. Перед надеванием наручников на правонарушителя необходимо:
2. Освободить запястья от одежды.
210. Каким способом проверяется фиксация замков наручников, не угрожающая нормальному кровообращению у правонарушителя?
3. Проверкой возможности браслетов наручников без затруднений поворачиваться на конечностях правонарушителя.
(Вопросы периодической проверки частных охранников, утвержденные Протоколом от 24.06.2015 № 1 Центральной комиссии по периодическим проверкам МВД России)
Официальный ответ на письмо нашего читателя В.С. Страхова, текст которого приведен выше:
Комментарии
Добавить комметарий к новости
Все новости