Порядок применения оружия и специальных средств

21/09/2015 Порядок применения оружия и специальных средств

 

Порядок применения оружия и специальных средств

 

В Российской Федерации на законном основании значительное количество субъектов наделено правом применения мер принуждения в целях реализации предусмотренных законом полномочий. К таковым относятся сотрудники правоохранительных органов, государственных и негосударственных (частных) охранных организаций.

Указанными субъектами меры принуждения реализуются с помощью применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для большинства из них соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрены виды, типы и модели оружия и специальных средств, используемых при осуществлении охранных мероприятий.

В частности, Постановление Правительства от 30.12.1999 № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной охранной деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 690 «О мерах по обеспечению служебным и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц и работников территориальных органов и организаций специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях», Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачамибоевым ручным стрелковым оружием», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 38 «Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 № 965-р «О праве на приобретение, хранение и использование служебного оружия организациями, проводящими полевые работы по региональному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях> (вместе с «Нормами обеспечения служебным оружием и в качестве служебного оружия охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц и работников организаций».

Перечисленные выше Постановления Правительства РФ содержат перечни оружия и специальных средств, однако существенным недостатком данных Постановлений является отсутствие правил применения оружия и специальных средств. Основания и порядок их применения предусмотрены соответствующими законами, а то, каким образом должны применяться оружие и специальные средства (установление правил) относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Применение оружия и специальных средств напрямую затрагивает конституционные права и свободы граждан и отсутствие четкой правовой регламентации их применения может повлечь нарушение указанных прав.

В настоящее время в нормативных правовых актах  различного уровня содержатся разрозненные сведения и том, каким образом применяются те или иные виды специальных средств, но единый документ в данный момент отсутствует. 

На основании изложенного прошу рассмотреть вопрос о дополнении соответствующих Постановлений Правительства РФ разделом «Правила применения оружия и специальных средств». 

За основу предлагаю взять установления из нормативных правовых актов, указанных в приложении к обращению.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ САМООБОРОНЫ

11. Наручники.

Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

12. Слезоточивые вещества.

Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

(Приложение N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа1992 г. N 587 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.97 N 587) 

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

(Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств Федерального закона от 30.11.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)  

7. Запрещается патрулировать со служебными собаками без намордников в местах массового пребывания людей, а также передавать собак другим лицам и оставлять их без присмотра.

(Приказ Госкомэкологии РФ от 7 апреля 2000 г. N 230 «О порядке приобретения (получения), учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования служебного, гражданского и боевого ручного стрелкового оружия боеприпасов (патронов) к нему в Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах») 

3.3.7 Время однократного воздействия не должно превышать 3 с.

7.3 Следует избегать контакта рабочих электродов электрошоковых устройств (ЭШУ (ЗЭШУ)) в области сердца, головы, шеи и солнечного сплетения объекта воздействия.

7.4 Запрещается применение ЭШУ (ЗЭШУ) против лиц с явными признаками инвалидности, детей, пожилых людей и беременных женщин.

(ГОСТ Р 50940-96  Устройства электрошоковые. Общие технические условия) 

Кроме того, не имеют нормативного закрепления, но рекомендованы Министерством внутренних дел России следующие требования: 

233. Перед надеванием наручников на правонарушителя необходимо:

2. Освободить запястья  от одежды.

210. Каким способом проверяется фиксация замков наручников, не угрожающая нормальному кровообращению у правонарушителя?

3. Проверкой возможности браслетов наручников без затруднений поворачиваться на конечностях правонарушителя.

(Вопросы периодической проверки частных охранников, утвержденные Протоколом от 24.06.2015 № 1 Центральной комиссии по периодическим проверкам МВД России) 

Официальный ответ на письмо нашего читателя В.С. Страхова, текст которого приведен выше:


 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости