ЧОПы vs. полиция. Вопрос охраны российских музеев пока остаётся открытым

21/08/2015 ЧОПы vs. полиция. Вопрос охраны российских музеев пока остаётся открытым

 

ЧОПы vs. полиция. Вопрос охраны российских музеев пока остаётся открытым

 

Как заявил президент Союза музеев России и гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в связи с сокращением в МВД, Эрмитаж, наряду с многими другими музеями, с 1 ноября останется без охраны. Пиотровский также добавил, что существует короткий список учреждений культуры, в который, в частности, входит Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ им. Пушкина), где физическая охрана не будет сниматься, однако полный его состав пока не известен. 
 
В связи с этим Союз рекомендует музеям продумать стратегию охраны своих экспонатов – задействовать собственные силы или привлечь сотрудников частных охранных организаций. Однако музейное сообщество посчитало, что частные охранники не смогут грамотно защитить ценности российских хранилищ. Особое беспокойство, видимо, вызвал недавний инцидент в Манеже, когда несколько православных активистов буквально разгромили проходящую там выставку. 
 
"Для передача музеев под охрану ЧОПов - достаточно болезненная история, потому что у нас хранится более 1 миллиона очень ценных экспонатов. Это и оружие, и драгоценные металлы, и уникальные живописные полотна - обеспечить им безопасность сотрудники ЧОП вряд ли смогут: у них нет таких широких полномочий, как у полиции", - заявила "Интерфаксу" директор Музея современной истории России Ирина Великанова, и добавила, что "поскольку заключение договора с ЧОПом возможно только через конкурс, то в этом году может выиграть один поставщик, а в следующем другой. Таким образом, будет происходить неконтролируемое расширение круга лиц, осведомленных об организации охраны музея, что также не идет на пользу безопасности. Великанова также отметила, что "ЧОПы буду стоить дороже, поэтому экономии бюджета все равно не получится". 
 
Директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Александр Шолохов считает, что решение об отмене полицейской охраны может быть не окончательным, поскольку также уверен, что раз ЧОПы будут выбирать через аукцион, то и выбирут самые дешёвые. "А мы должны будем им, которые согласны работать за три рубля, всю систему безопасности показать? – приводит слова Шолохова газета "Метро". – Да на второй день работы у таких охранников можно будет брать план ограбления музея".
 
Обеспокоены и страховщики. Как рассказал газете  "Коммерсант" начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов "Ингосстраха" Мирко Мудринич, по инструкциям Минкульта музеи обязаны страховать экспонаты в случае их вывоза на выставки, при этом в полисы включат и риск вандализма. "Все основные московские и петербургские музеи страхуют вывозимые экспонаты на полный период, "от гвоздя до гвоздя"",— говорит господин Мудринич. В случае "отмены полицейского сопровождения экспонатов вырастает рисковая составляющая" и "страховщики будут вынуждены поднять тарифы". Насколько они вырастут, эксперты сказать затруднились, уточнив лишь, что сейчас страхование музейных ценностей обходится максимум в 0,1% от стоимости коллекций. В качестве примера крупной выплаты на рынке приводят возмещение "Ингосстрахом" в 2000 году одному из столичных музеев более $1 млн за повреждение работы Рембрандта во время выставки в США.
 
Учитывая все вышесказанное, Министр культуры РФ Владимир Мединский планирует обсудить с главой МВД Владимиром Колокольцевым вопрос охраны российских музеев сотрудниками полиции. «Если действительно с ноября месяца снимут охрану со всех музеев полицией, то, на мой взгляд, это будет практически катастрофа. Многие музеи не могут осуществлять охрану ни собственными силами, ни тем более силами ЧОПов... Мы соответствующие сделали обращения и министру внутренних дел, и руководству страны, и я планирую по возвращении в Москву с Владимиром Александровичем Колокольцевым встретиться лично и на эту тему поговорить»,— приводит слова Мединского "РИА Новости".
 
Но стоит ли так опасаться охранников? Этот вопрос обсудили с первым заместителем председателя комитета Госдумы по культуре Еленой Драпенко, руководителем службы безопасности в Русском музее, секретарем Международного совета музейной безопасности ИКОМ ЮНЕСКО Ириной Кузнецовой, президентом холдинга охранных предприятий "Бастион" Еленой Андреевой и культурным обозревателем Григорием Заславским в редакции радиостанции «ВЕСТИ FM». Предлагаем читателям ознакомится с аудиозаписью передачи.
 

 
Свое мнение высказал и эксперт Федерального информационного центра «Аналитика и Безопасность» Сергей Соколов, отвечая на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.

— Как вы считаете, коснется ли это других объектов помимо музеев?

— Вполне может быть. Потому что раз сокращение, значит, будут сокращать не только в музеях.

— Насколько большой штат полицейских сейчас дежурит в музеях? Сколько может там примерно человек охранять?

— Сложно сказать.

— То есть неизвестно, сколько из этих 110 тыс. придется на музей из сокращенных в МВД?

— Это вообще очередная глупость — реконструкция МВД. Что значит доверить охранять частным предприятиям или там каким-то агентствам? У нас просто нет культуры работы частных охранных предприятий. Посмотрите, там, где частные охранные предприятия охраняют стройки или еще что-то, это же мало похоже на охрану.

Потому что если взять как аналог Европу или Соединенные Штаты, то обратите внимание на то, что там агентства, частные предприятия работают на уровне государственных структур. То есть они в таком же авторитете, в таком же уважении и в таком же тренде, потому что они умеют работать. А у нас такой культуры нет до сих пор. И еще долгое время не будет.

— А такая культура у полиции есть у нас?

— У полиции у нас тоже слабовато с культурой, мы это все великолепно знаем. Но там по крайней мере форма есть, вы видите, кто перед тобой.

— У ЧОПовцев тоже есть форма, они в черном обычно.

— Да нет, ЧОП отличается от любой какой-то банды только тем, что там есть форма. Нет ни должностных инструкций, ни внутренних. К примеру, у нас нет культуры частного предпринимательства такого рода деятельности вообще. У нас нет культуры ЧВК — частных военных компаний. У нас нет культуры ЧОПов, нет агентств информационных. Потому что государство, в частности министры и крупные должностные лица, считают, что это конкуренция. И каждый боится, что вдруг меня отодвинут от кормушки благодаря появлению этих ЧОПов, агентств и прочее. Я могу сказать на собственном опыте, у меня самого было частное агентство. Какая там культура, о чем вы говорите.

— Может, есть агентства, которые качественно работают и которые готовы будут обеспечить высокотехнологичную охрану соответствующих объектов?

— Нет таких агентств по определению. У нас же ведь агентства строятся по какому принципу? Собираются бывшие военнослужащие, бывшие сотрудники спецслужб и прочие, которых уволили в запас, приглашаются на работу, и они начинают там работать, что называется, чтобы достойно встретить пенсию. Но дело в том, что, предположим, человек работал следователем, или пожарным, или ракетчиком, а ему предлагают совершенно другую функциональную обязанность, которой тоже нужно учиться, для этого нужна традиция.

— Как вы считаете, в связи с подобными сокращениями, что будет дальше с охраной музеев, смогут ли они справиться собственными силами или будут привлекать все-таки со стороны какие-то охранные предприятия, и не будут ли в ближайшее время поступать сообщения о масштабных кражах?

— Две эти вещи не взаимосвязаны: музеи, безусловно, будут пытаться как-то справиться своими силами, но если говорить по-простому, как это происходит, вы представьте себе, где Пиотровский, а где охрана музея? То есть он просто найдет какого-нибудь отставника, которого ему порекомендуют, отставник ему скажет: «Да я все сделаю, конечно, хорошо, какая будет зарплата?». И вот с этого будут начинаться, не с традиции, не с умения делать свою работу, а именно с этого. У нас нет ни полигонов, ни школ, ничего, где готовились бы частные детективы, частные агенты, это же тоже профессия, а у нас считается так, что там, где охрана, может справиться любой бывший пожарный, бывший танкист.

— Господин Соколов, чем охрана, например, музея, музейных объектов отличается от любой другой охраны, от охраны парковки, пускай?

— Охрана — она и есть охрана. На самом деле по большому счету она должна не отличаться ничем, потому что люди, выходя на объект, охраняют какую-то ценность, которая принадлежит либо частному лицу, либо государству, будь то это автомашина, будь то картина, все, что угодно.

— То есть никакой особой конкретной подготовки под музеи не нужно?
 
— Нет, специфика есть, понимаете, потому что парковка — это улица, там периметр и прочее, прочее. Музей — это тоже совершенно другая вещь, это все-таки помещение с особо ценными экспонатами, предметами, это прежде всего архив, где все хранится, запасники, вот это все. Дело в том, что охрана и хищения из музеев — это вещи тоже не взаимосвязанные, потому что у нас нет таких охранников, которые могут сказать директору музея: «У нас эту вещь нельзя вывозить, потому что она принадлежит государству».
 
Редакция «ГардИнфо» следит за развитием событий и приглашает к обсуждению темы читателей.
 
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости