Частные охранные структуры и государство:

09/04/2015 Частные охранные структуры и государство:

 

Частные охранные структуры и государство:

Тернистый путь к практическому взаимодействию

В условиях кризиса риски безопасности повышаются. Лишнее подтверждение тому — недавнее бегство во Владивостоке из-под стражи вооруженного преступника. На фоне сокращения правоохранительных органов особенно должно быть востребовано развитие партнерских отношений между государством, обществом и негосударственными структурами безопасности (НСБ). О том, что мешает привлечению частных охранных структур к наведению порядка на улицах населенных пунктов Приморья, противодействию угрозам национальной безопасности, рассказал «К» Координатор отраслевого отделения Общероссийской организации «Деловая Россия» по ДФО, президент Ассоциации структур безопасности ДФО, эксперт Виктор Гутов.
Сегодня индустрия НСБ далеко продвинулась от того состояния, в котором находилась в начале 1990-х. Все 23 года частные охранные предприятия развивались, строили отношения с клиентами, улучшали материальную и кадровую базу, вкладывались в техническое развитие и перевооружение. Сейчас в Приморье работает около 7 тысяч охранников, и у некоторых даже успели сложиться семейные династии. По действующему в России законодательству, у охранников далеко не столько прав, как у полицейских. Но из года в год они пресекают нападения на собственность граждан и юридических лиц, выявляют правонарушителей, помогают отслеживать по приметам преступников и угнанные автомобили. По сути, являются «глазами и ушами» правоохранительных органов. 
Даже само появление на дороге машины с соответствующими опознавательными знаками является действенным средством профилактики уличных преступлений. В самом криминальном городе США — Детройте — вскоре после того, как автомобилям охранных агентств разрешили патрулировать улицы, число правонарушений снизилось на 40%.
Виктор Гутов вспоминает много случаев, когда руководство компании «Нико Секьюрити», используя работу детектива, раскрывало непростые преступления. Часто клиенты, в случае хищений внутри предприятия, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, чтобы «не выносить сор из избы», и просят провести внутреннее расследование. «В офис одной крупной фирмы злоумышленники систематически «наведывались» по ночам весьма оригинальным способом: сначала под видом сотрудника полиции, потом службы доставки DHL, и даже в форме пожарников, — говорит Гутов. — Во всех этих ситуациях охранник сам доверчиво открывал им двери изнутри (как не открыть полицейскому или пожарнику?). А утром была всегда одна и та же картина: охранник, прикованный к батарее наручниками, вскрытый и опустошенный от миллионов наличности сейф! Было ясно, что это не банальные грабители, которые предпочитают действовать грубой силой, без затей. В то же время напрашивалась мысль, что наводит преступников кто-то из своих сотрудников фирмы. И он точно знает, сколько в сейфе денег. Наш детектив в течение трех дней собрал информацию, определил круг подозреваемых и с помощью полиграфа выявил злоумышленника». 
Несмотря на то, что сотрудники НСБ демонстрируют высокий профессионализм, работают, что называется, не на страх, а на совесть, власть и госструктуры предпочитают «не замечать» их существования. Инициатива же и настойчивое стремление НСБ «подставить плечо» государству, поддержать и поучаствовать в разработке программ безопасности чаще всего отвергаются под предлогом их «невозможности» по организационным, правовым или финансовым причинам. Хотя фактически ресурсов чаще всего в избытке!
«В регионе уже действует госпрограмма «Безопасный край» на 2014-2017 годы, — говорит Виктор Гутов. — В ней предусмотрены подпрограммы и мероприятия, на которые запланировано потратить 1,7 млрд рублей! Насколько эффективна эта программа? Кто из профессионалов или экспертов принимал участие в ее разработке или оценке? Кто, как и по каким критериям будет контролировать и оценивать эффективность расходования средств? Чиновники и депутаты. Сами запланировали, распределили и сами будут контролировать! Поэтому, мне кажется, эта программа повторит печальную судьбу системы видеонаблюдения Владивостока семилетней давности. Тогда на 200 камер было потрачено впустую 220 миллионов рублей. Почему впустую? Да потому что ни результата, ни денег, ни тех камер давно уже нет! Виновных, кстати, тоже. Как вскоре после установки оказалось, камеры «не видят» примет человека и «не читают» автомобильные номера. Более того, монтаж системы видеонаблюдения производила обычная строительная компания. Как вы понимаете, «допущенная» чиновниками, но далекая от сущности и задач видеонаблюдения, обеспечивающего охрану общественного порядка и пресечение преступлений в общественных местах. К слову сказать, сейчас программа безопасности края и программа безопасности Владивостока не есть одно целое. Каждый субъект и муниципалитет создавал собственную программу, закладывал в нее свои задачи, под свои возможности, интересы и бюджет. Общей концепции безопасности у нас, к сожалению, как не было, так и нет».
Между тем, как считает Виктор Гутов, вызовы стоят серьезные, и это не только рост имущественных преступлений на фоне экономического кризиса: «За последние годы во всем мире поднимают голову убежденные исламисты. Наш город и край — не исключение. А это означает — угрозы терактов. За 23 года своего развития НСБ, как составная часть системы национальной безопасности, — мощная поддержка государству в борьбе с этим злом. Пришло время объективно оценить риски и понять, что мы с государством партнеры, а безопасность — дело общее».
Как отмечает Виктор Гутов, в Приморском крае рынок услуг безопасности очень тесен. В ЦЛРР при УМВД ПК зарегистрировано более трехсот охранных агентств. Многие очень мелкие и недотягивают до элементарных стандартов ни по оснащению, ни по оказанию услуги, ни по квалификации охранников. Они «перехватывают» друг у друга объекты, часто демпингуют, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Но есть очень крупные и развитые холдинговые компании с современным оснащением, пультовым оборудованием, экипажами групп реагирования и собственными центрами по подготовке охранников. Это серьезные и высокоорганизованные игроки. Они охраняют сотни объектов, причем иногда далеко за пределами Приморского края. Эти компании дорожат не только своими клиентами. Понятия «сервис», «имидж, «репутация» для них не пустой звук. Такие компании востребованы крупным бизнесом местного, регионального и даже федерального уровня. 
Однако конкуренция внутри НСБ ничто по сравнению с конкуренцией с игроками так называемого «государственного» сектора, подчеркивает Виктор Гутов. По-прежнему, за общий «коммерческий» рынок упорно держатся и не хотят сдавать свои позиции вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана». Общепринято называть эти полицейские подразделения «государственной охраной». Но... тогда возникает вопрос — а что делает «государственная охрана» на коммерческих объектах, если все без исключения государственные структуры не имеют права заниматься коммерческой деятельностью?! Так предписывают нормы ВТО. Кроме того, по аналогии с ТЭК объекты транспортной инфраструктуры в лице своих подразделений также стремятся «освоить» само Министерство транспорта. Из 16 министерств и ведомств в России в 9 имеются свои собственные подразделения безопасности.
Где тут логика? 
Пробелов в действующем законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» много. Но эпоха недостатка ясности заканчивается. В ближайшем будущем будет принята Концепция национальной безопасности. Она подразумевает четкое разграничение государственной и частной охраны, определение системы и структуры, всех сфер, участников и субъектов безопасности. Появится, наконец, легальный институт телохранительства. Ведь по Конституции высшая ценность для любого государства — это жизнь и здоровье граждан, а не собственность. Детективы, наконец, получат отдельный закон, в нем будут прописаны гарантии и широкий спектр услуг, которые они смогут предоставлять. Собственники будут привлекаться к ответственности за игнорирование стандартов безопасности на своих предприятиях. Но это «будет завтра». 
«А пока пишется и принимается федеральный закон, представителям власти, силовикам, всем правоохранительным структурам края и НСБ нужно садиться за круглый стол, — уверен Виктор Гутов. — Безопасность нашего города и края в наших руках! Каждый должен взять на себя серьезную нагрузку и бремя ответственности за порядок в городе и крае, за каждый объект и каждого гражданина! Если мы реализуем принципы реального партнерства, бизнес и граждане получат спокойствие и порядок, негосударственные структуры безопасности — еще большую востребованность и авторитет!».



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости