Концептуальные подходы к решению проблем, связанных с оказанием услуг частными охранными организациями на транспорте и их участием в обеспечении транспортной безопасности

26/12/2014 Концептуальные подходы к решению проблем, связанных с оказанием услуг частными охранными организациями на транспорте и их участием в обеспечении транспортной безопасности

 

Концептуальные подходы к решению проблем, связанных с оказанием услуг частными охранными организациями на транспорте и их участием в обеспечении транспортной безопасности
В последнее время, в особенности после внесения изменений в законодательство в области обеспечения транспортной безопасности, возникло ряд проблем, связанных с возможностью осуществления частной охранной деятельности на объектах транспортной инфраструктуры. На различных общественных площадках, при обсуждении внесенных в законодательство новелл представителями охранного сообщества высказывались серьезные опасения относительно возможности осуществлять в дальнейшем их охрану. Был также сделан вывод о том, что соответствующими заинтересованными лицами предпринимаются попытки с помощью законодательства вытеснить частные охранные организации с объектов транспортной инфраструктуры. Представляется, что такие опасения и выводы не имеют под собой объективной основы и не вытекают из анализа законодательства в области транспортной безопасности. Их появление обусловлено в основном несколькими причинами – нечеткостью изложения ряда норм в указанном законодательстве, отсутствием системного подхода при их толковании, несовершенством правоприменительной практики. 
 
Системный анализ законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность и законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, позволяет сделать однозначный вывод о том, что частные охранные организации имели и имеют законное право осуществлять охрану объектовтранспортной инфраструктуры и транспортных средств. 
 
Такой вывод основан, прежде всего, на том, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» не содержит и не может содержать нормы, запрещающие частным охранным организациям охранять объекты транспорта, поскольку это не может быть предметом правового регулирования указанного федерального закона. Он регулирует правоотношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности, под которой в его статье 1 понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. 
 
Частные охранные организации, осуществляя охранную деятельность, не занимаются обеспечением транспортной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» они оказывают охранные услуги в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов, а не в целях защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Поэтому вполне обоснованно в Федеральном законе «О транспортной безопасности» частные охранные организации не включены ни в подразделения транспортной безопасности, ни в силы обеспечения транспортной безопасности. Частная охранная деятельность, осуществляемая частными охранными организациями, является самостоятельным, лицензируемым видом деятельности и регламентируемым отдельным законодательством. 
 
Не содержит запрета осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры и Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Часть 3 статьи 11 указанного Закона запрещает осуществлять охранную деятельность лишь на объектах, подлежащих государственной охране, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой перечень дан в приложении 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587. Согласно его пункту 15 частные охранные организации были не вправе охранять объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитена. 
 
Однако данное ограничение после принятия 19 декабря 2014 г. Федерального закона «О внесении изменений в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» по существу утратило силу. 
 
Согласно новой редакции части 6 статьи 12 указанного Закона частным охранным организациям предоставлено право оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, учитывая при этом требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем Федеральный закон «О транспортной безопасности» не содержит каких-либо конкретных требований, которые должны учитывать частные охранные организации при оказании услуг по охране объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Все содержащие в Федеральном законе требования, касающиеся обеспечения транспортной безопасности могут распространяться только на силы обеспечения транспортной безопасности, кроме ведомственной охраны, которая, как и частная охрана, не может входить в подразделения транспортной безопасности, поскольку ее деятельность регламентируется Федеральным законом «О ведомственной охране», согласно статье 1 которого ведомственная охрана предназначена для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, а не от актов незаконного вмешательства, что далеко не одно и тоже. Это объясняется тем, что деятельность ведомственной и частной охраны регулируется специальными законами, то есть Федеральным законом «О ведомственной охране» и Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более того, содержащиеся в Федеральном законе требования и не могут касаться осуществления охранной деятельности. Дело в том, что субъекты, входящие в состав подразделений транспортной безопасности, за исключением ведомственной охраны, которые как уже об этом было сказано, включены туда не обоснованно, не вправе осуществлять охранную деятельность. 
 
Действующее законодательство (ФЗ «О государственной охране», «О ведомственной охране», Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») четко определило круг субъектов, которые таким правом наделены. 
 
С учетом изложенного, частным охранным организациям для оказания охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры нет никакой необходимости сдавать лицензию и перерегистрироваться в юридическое лицо, предусмотренное Федеральным законом «О транспортной безопасности», а также приобретать статус субъекта обеспечения транспортной безопасности. Не имеют никакого отношения к охранным организациям и требования указанного Федерального закона об аттестации охранников, какого-либо их дополнительного обучения. Для того, чтобы выполнить требование части 6 статьи 12 Федерального закона о необходимости учитывать при охране объектов транспортной инфраструктуры требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, следует прописать особенности охраны указанных объектов в должностной инструкции частного охранника на объекте охраны. Они должны доводиться до охранников в ходе повышения их квалификации на организуемых частной охранной организацией занятиях.
 
Правомерность частной охраны осуществлять охрану объектов транспортной инфраструктуры подтверждает и предоставленное частью 4 статьей 15.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 82 право юридическим лицам, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, учреждать частные охранные организации для охраны своего имущества. Таким правом, например, воспользовалось ОАО «РЖД» и учредило ООО «ЧОП «РЖД - Охрана». 
 
Для решения проблем, связанных с правомерностью охраны частными охранными организациями объектов транспортной инфраструктуры, важно также уяснить место и роль частных охранных организации в обеспечении транспортной безопасности. Как уже отмечалось, частные охранные организации не являются и не могут являться субъектами обеспечения транспортной безопасности. Они лишь участвуют в этом путем оказания субъектам транспортной инфраструктуры охранных услуг на возмездной договорной основе. Так осуществляя физическую охрану объекта и имущества, обеспечивая внутриобъектовый и пропускной режимы, частные охранные организации тем самым участвуют в защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. В этой части цели охранной деятельности и деятельности субъектов обеспечения транспортной безопасности совпадают, в остальном же они кардинально разнятся. Поэтому вполне правомерно относить осуществляемую частными охранными организациями деятельность к одному из средств обеспечения транспортной безопасности. Такой вывод соответствует как нормам международного права (нормам ООН, ВТО) так и российскому законодательству, в которых частная охранная деятельность отнесена к одному из средств обеспечения безопасности. 
 
Аналогичный статус в обеспечении транспортной безопасности занимает и ведомственная охрана. В соответствии с законодательством, регламентирующим деятельность ведомственной охраны, она, так же как и частная охрана не нацелена на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Поэтому она, как и частная охрана, лишь участвует в обеспечении транспортной безопасности. На нее не распространяется требования Федерального закона «О транспортной безопасности» в части, касающейся аккредитации, переобучения и аттестации сотрудников, а также соблюдения иных требований, установленных для субъектов, входящих в подразделения транспортной безопасности.
 
Выводы:
 
1. Оказание охранных услуг частными охранными организациями на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств правомерно. Для этого им не требуется проходить аккредитацию, переобучение и аттестацию своих работников, а также выполнять другие требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» для субъектов транспортной инфраструктуры и юридических лиц, входящих в состав подразделений транспортной безопасности.
 
2. Требования Федерального закона «О транспортной безопасности» распространяются лишь на субъекты транспортной инфраструктуры и юридические лица, входящие в состав подразделений транспортной безопасности.
 
3. Деятельность по обеспечению транспортной безопасности и частная охранная деятельность – это различные и самостоятельные виды деятельности, которые отличаются по субъектам, правовому регулированию, целям и задачам.
 
4. Подразделения транспортной безопасности не вправе осуществлять охранную деятельность. Для этих целей субъекты транспортной инфраструктуры вправе заключать гражданско-правовое договоры с частными охранными организациями или привлекать ведомственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
5. Частные охранные организации, как и ведомственная охрана, не являются субъектами обеспечения транспортной безопасности, а лишь участвуют в ее обеспечении.
Автор: В.И. Шестаков, В.А. Ананьев.
 
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости