Проблемные вопросы отрасли глазами профессионала

15/12/2014 Проблемные вопросы отрасли глазами профессионала

 

Проблемные вопросы отрасли глазами профессионала
Размышления о некоторых актуальных вопросах негосударственной сферы безопасности.
   Современное состояние негосударственной сферы безопасности характеризуется активизацией деятельности общественных организаций, начиная от Общественной палаты, профсоюзом НСБ заканчивая разного рода ассоциациями, объединениями, экспертным сообществом, направленной на совершенствование законодательной базы этой отрасли, оптимизации  ее организационной структуры, улучшения взаимодействия с государственными структурами.
Здесь можно вспомнить и  образование профильной подкомиссии в Общественной палате РФ под председательством  Галочкина  Д.Е. ,слушания по этим вопросам на площадках Общественной палаты и Торговой промышленной палаты, организация и проведения Всероссийского совещания представителей практически из всех регионов России, работающих в негосударственной сферы безопасности.  Создание Координационного совета НСБ явилось очередным шагом  в объединении общих усилий по решению проблем и задач, стоящих перед отраслью.
    Вся эта работа, как это сказано в резолюции Всероссийского  совещания негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020», направлена на создание системы функционирования негосударственных структур ( организаций) безопасности в интересах защиты всех видов собственности, имущественных и личных интересов граждан, повышение эффективности деятельности негосударственной сферы безопасности на основе модернизации экономических и правовых механизмом функционирования, развития ее материально-технической базы и повышения уровня социальной защищенности работников негосударственной сферы безопасности.
  За прошедшее десятилетия отрасль выросла, добилась многого, однако перед сообществом стоят еще многочисленные проблемы и вопросы, требующие разрешения как на законодательном , так и на практических уровнях.
   В своей статье мне хотелось остановиться на некоторых, как мне кажется, актуальных вопросах негосударственной сферы безопасности.
    Не смотря на важнейшую и значительную работу, проделанную активом НСБ по совершенствованию работы, формирования важнейших координационных структур  в отрасли, организаторская работа будет оставаться во главе угла. Это объясняется тем, что остаются частные интересы конкретных участников охранного рынка, которые, нередко  противоречат интересам общего дела, что приводит к нескоординированности  и разобщенности усилий.
Простыми словами можно сказать, что «верхушка» создана. Как обычно в нее вошли самые продвинутые и самодостаточные члены отрасли.   А,  что дальше? А дальше  надо идти в низовые структуры НСБ.  Создавать организационные структуры, как раньше говорили  первичные организации. Необходимо добиться у простых членов доверия в созданные механизмы и структуры. Чтобы они поверили в необходимость этих изменений.  Чтобы они, может и не сразу, убедились  в то, что это принесет им определенную выгоду, а не только уплата взносов и участие в не понятных мероприятиях и ассоциациях. Все это необходимо шире и чаще разъяснять на страницах прессы, радио, телевидения.
Проведение разного рода встреч, конференций, слушаний и т. п.  Если хотите  должна  быть проведена идеологическая работа с самой широкой массой. Пока остается многотысячная армия организаций отрасли, такая работа необходима. Иначе получится как в поговорке –  как в лесу -вверху деревья шумят, а в низу тишина и покой.
В этой же плоскости серьезным остается проблема взаимодействие различных ассоциаций, объединений, структур, уже действующих в НСБ. Порой эти объединения успешные. Они привыкли занимать свою нишу, получать свой «кусок пирога». Как быть тут? На что они готовы пойти ради общих дел? С кем они будут делиться своими полномочиями?
Эта проблема будет решена только тогда, когда новые структуры НСБ будут иметь не только идейный авторитет, но и определенные организационные, финансовые, материальные ресурсы. Тогда существующие объединения постепенно вольются в  новые, которые нужно создавать под эгидой Координационного совета НСБ.
   А этому на сегодня может эффективно помочь  конструктивная поддержка со стороны органов государственной власти, как на федеральном уровне,  так и на региональном. Но для этого, как уже многие понимают, в негосударственной сфере безопасности надо иметь один авторитетный орган, представляющий интересы большинства участников данной отрасли. Только тогда возможна полноценная поддержка со стороны государства.  Тогда будет возможен конструктивный диалог между государством, бизнесом и обществом, будет найден  между ними баланс интересов. Поэтому, полагаю  формирование  здоровых взаимоотношений НСБ с государственной властью будет  еще долго оставаться приоритетной задачей.
   Пока же взаимодействие между ними продвигается медленно, порой болезненно с отступлением от достигнутых положительных результатов.  Часто интересы необоснованно противоречат друг другу. До сих пор не прошла контузия после Закона 272. Как отмечал в своей статье ведущий эксперт негосударственной сферы безопасности доцент  Финансового университета при Правительстве РФ  Прасолов В.И. - …этот Закон  закрутил гайки, но не выполнил главную свою функцию - обеспечить действенный контроль  за данной сферой и соблюдение конституционных требований о равенстве всех видов собственности и ответственности собственника за обеспечение безопасности  имущества. Крайними в этом оказались частные охранные организации и детективы.
  Необходимость кардинального изменения в этом направлении признают даже руководители лицензионно-разрешительных  органов. Хотя от признания до действенных мер пройдет еще не мало времени. Должна поменяться  идеология государства. Кого они хотят видеть в НСБ – союзника в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны  или  навязчивого  и беспокойного, опасного попутчика.
  Думаю, что предпринятые действия со стороны актива и сообщества НСБ ясно показывает их открытое желание  вести диалог с властью с целью формирования альянса частного  бизнеса и государственной власти на основе государственно-частного партнерства. 
     Одним из главных залогов в успехе реорганизации негосударственной сферы безопасности является эффективное  взаимодействие с Заказчиками услуг. Именно они определяют вектор развития отрасли. Можно вспомнить историю развития частной детективной и охранной деятельности. Было время, когда интерес Заказчика совпадал с интересами  НСБ, поэтому отрасль успешно встала на ноги и развивалась. Сейчас этот интерес потерян. Стремление получить услуги как можно дешевле, уйти от проблем в законодательстве  стало преобладающим. Это поставило почти на самоликвидацию частный охранный  и детективный бизнес. Появилась масса «специалистов - заменителей»: администраторы, сторожа, вахтеры и т. п.
   Надо просто понять,  что основной массе Заказчика услуг все равно кто будет выполнять нужные функции. Главное, чтобы было дешевле и меньше издержек. Вопросы качества, профессионализма, а в конечном итоге безопасности уходит на второе,  а порой и третье место. В этом вопросе предстоит еще длительно работать с заказчиками, чтобы изменить их подход к обеспечению безопасности. И здесь большой вклад должна внести власть. Она, располагая административным и финансовым ресурсом,  может выступить как главный заказчик услуг отрасли НСБ. Пока это получается плохо. Чего только стоят тендеры, условия, которых заставляют структуры НСБ идти на различные нарушения? Сколько добиваемся компенсации расходов в ЧОО за участие сотрудников в обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий?  А какой негатив вызывает необходимость платить откаты, вносить взносы в различные координационные центры и союзы, чтобы иметь какую-то возможность спокойно заниматься  своим бизнесом. И это только часть вопросов, которые остро стоят в практической плоскости. Их значительно больше.
   Проблем, накопившихся за последние годы,    необходимо убирать.  Пути их решения четко изложены в Концепции развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации, которые были одобрены Всероссийским совещанием в феврале 2013г.
Здесь и устранение препятствий, мешающих совершенствованию и развитию законодательных основ деятельности организаций,  работающих в НСБ. Здесь и формирование  благоприятных условий для образования саморегулируемой организации в охранном бизнесе, развития цивилизованных и прозрачных инструментов регулирования отраслевых процессов.  Здесь и перенос большей нагрузки по обеспечению безопасности граждан на структуры негосударственной сферы безопасности.  Здесь и обеспечение здоровой конкуренции, формирование стандартов качества. Здесь и уменьшение давления коррумпированных чиновников и нарушений в правоприменительной практике на рядовых членов НСБ.
   Серьезной проблемой и узким местом в негосударственной сферы безопасности является проблема кадров, их подбор, обучение и расстановка. Постепенно уходят «отцы основатели» этой отрасли, имевшие теоретический, практический опыт правоохранительной практики  в  структурах власти, обладающие государственным подходом к вопросам безопасности общества и государства. На их смену приходят новые хозяева и руководители отрасли, у которых во главе угла стоят вопросы получения прибыли, руководство отдается в руки менеджмента. Казалось бы это не плохо. Ведь отрасль НСБ и сформировалась  для частнопредпринимательской деятельности.  Однако как показывает  повседневная практика, такой простой подход  приводит  к искажению общественной и социальной значимости НСБ, ведет к разного рода нарушениям. И вот как раз здесь должен быть высочайший авторитет передовой общественности и руководящих структур негосударственной сферы безопасности, должны быть саморегулирующие механизмы удерживания от скатывания отдельных организаций  на позиции беззакония, беспринципности, наживы.
   Не лучше обстоит дело в отрасли с обычным персоналом. Прошли, к сожалению, времена, когда шла действительно реальное обучение сотрудников, была система переподготовки и повышения квалификации кадров как в НОУ, так и в самих предприятиях.  Это было массовым явлением. Притом это происходило отнюдь не под угрозой  со стороны лицензионно-разрешительных органов лишения  права работы.  Это я могу с полной уверенностью  подтвердить,  работая заместителем директора НОУ «Учебный центр «Безопасность-М», входившего в структуру «Мост».
   Прошедшие последние годы, новшества, а точнее  ошибки  в законодательстве,  не привели к появлению нового специалиста.  Более того, произошел значительный отток кадров в администраторы, вахтеры, консьержи и т.п.   Чего только стоила замена удостоверений и присвоение квалификации сотрудников частной охраны и изменение условий проведения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и  (или) специальных средств.  Увеличилась армия вахтовиков, о которых десять лет назад мы почти и не слышали.  В целом понизился качественный уровень специалиста, в  данном случае я говорю о частных охранниках, старших смен и объектов охраны.  Понизилась лояльность персонала, что представляет угрозу бизнесу.
    Возрождение качества персонала будет возможна лишь при выравнивания условий  частной охранной деятельности с другими видами охраны, ликвидации предвзятости к ЧОО,  защиты  сотрудников в процессе выполнения ими своих служебных задач, объединения усилий работодателей, работников негосударственных организаций, профсоюза, лицензирующих и контрольных органов для повышения  авторитета и социальной значимости НСБ.
  Иначе создание трехуровневой системы подготовки кадров для негосударственных организаций (структур), выработка профессиональных стандартов, стандартов качества останется лишь благим пожеланием для основной массы представителей НСБ. 
 И последнее. Все перечисленное не может существовать без экономической составляющей.
   Можно намечать  самые прекрасные планы, ставить перед сообществом радужные задачи.  Но все рухнет, если все это не будет подкреплено прибыльностью бизнеса. К сожалению, организации негосударственной сферы безопасности не пользуются ни какими привилегиями и послаблениями  сфере налогового законодательства.  Хотя наша отрасль,  кроме экономической составляющей, несет еще социальную и общественную составляющую. Основная масса организаций испытывает недостаток финансовых, материальных трудностей, в буквальном слове выживают. Это толкает их на различные нарушения, искажения, ведет к «перекрашиванию» из белых в серые или черные цвета.
   Вот почему таким  важным направлением в развитии НСБ, как отмечено в резолюции Всероссийского совещания, должно стать  разработка и внедрение мер экономического стимулирования деятельности негосударственных структур безопасности, развитие их материально- технической базы, повышения  уровня социальной защищенности работников негосударственной сферы безопасности.
  Впереди громадье задач по выполнению масштабной задачи, стоящей перед  сообществом – это выход НСБ на новый качественный уровень, отвечающий  современным потребностям государства, общества, граждан.
 С уважением Черняев В.
 
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости