Что мы потеряли (чсть 1)

22/02/2011 Что мы потеряли (чсть 1)

 

По двум причинам я не вижу перспектив развития частной охраны как бизнеса, как дела, которым всерьез занимались бы бывшие (раз уж частный бизнес) высокопоставленные российские чиновники. Как, например, в Великобритании: 
- ArmorGroup- Руководитель - бывший министр иностранных дел и министр обороны сэр Малькольм Рифкинд; 
- ControlRisksGroup - Руководитель сэр Майкл Роуз, бывший директор SAS (спецназ ВС Великобритании); 
или в ОАЭ: FirstSecurityGroup - создана при поддержке Его Величества Шейха Мохаммеда ибн Рашида аль-Мактума  вице-президента, премьер-министра и верховного правителя ОАЭ. 
Причин бесперспективности частной охраны у нас как я уже сказал две: 
1. Наличие вневедомственной охраны и ФГУП "Охрана" при МВД РФ. Я не употребляю слова соперник, конкурент, о конкуренции с государством не может быть и речи. Государство всегда монополист. 
2. Наличие Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в том виде, в котором он сейчас действует и узаконившего постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 в стране "дикий демпинг".  
Частная охрана в стране просела, "сереет", вырождается. Перспектив нет. 
 А как за рубежами нашей Родины? Я не буду останавливаться на обзоре частной охраны разных государств, вы это найдете в Интернете. Остановлюсь на двух, хорошо нам известных компаниях: 
1. Раньше мы говорили о шведской компании "Securitas", сегодня о Международном охранном концерне Группа "Securitas" (более 250 000 человек в более чем 30 странах). 
2. Датская компания Group 4 Falck (более 340 000 человек в 108 странах). 
 Во-первых, это мировые лидеры, во-вторых, самые крупные и в-третьих, они идут по пути глобализации. Уже сегодня имеют свои представительства и организации в России, Украине, Азербайджане, Казахстане, странах Балтии. Стоило только инвестициям в развитие частного охранного бизнеса Индии начать увеличиваться, и Группа "Securitas" начала работать в Индии наравне с местными охранными компаниями. 
 Со вступлением России в ВТО (планируется на конец этого года), мы вынуждены будем официально открыть свой рынок безопасности, не имея по сути никаких конкурентных преимуществ. Это приведет к массовой скупке охранных предприятий России или на языке мировых лидеров – к осуществлению корпоративного контроля в отрасли. Так как обе компании носят интернациональный характер, представлены своими акциями на мировых фондовых биржах, то о них можно говорить как о представителях большого бизнеса, за которыми стоят и инвесторы, и банки, и страховые компании, и профсоюзы, в конечном счете, и правительства ряда стран.  
Итак, одна из тенденций развития охранного бизнеса, это его укрупнение.Крупные становятся еще крупнее, а богатые еще богаче. Появится ли мировой конкурент этим двум корпорациям, покажет время, но не ближайшее. 
 Вторая тенденция - диверсификация охранного бизнеса. Если коротко, то миссия диверсификации звучит следующим образом: "Применение техники там, где это возможно, а персонала там, где это необходимо". Иными словами, услуги физической охраны трансформируются в услугу комплексной безопасности. Более того, понимая, что внедрение технических средств - не одномоментно, заказчику предлагается коммерческая модель охраны, реализация которой рассчитана на 5-10 лет. С чем, как правило, заказчик соглашается, так как: 
- обеспечивается высокое качество охраны за счет применения новейших технологий;  
- одна фирма несет всю полноту ответственности – проблема стыковки с техническими фирмами отсутствует;  
- экономия затрат заказчика составляет 30-50 %; 
- на бюджет заказчика ложится равномерная и планируемая финансовая нагрузка сроком на 5-10 лет. 
 Системная интеграция как самостоятельная отрасль известна достаточно давно, в США есть фирмы - системные интеграторы, работающие на этом рынке десятки лет: Securitas Security Systems USA Inc. - 11 лет, Simpson Security - 20 лет, ARK Systems Inc. - 38 лет. Но, в отличие от многих - Securitas Security Systems USA Inc. - это предприятие Международного охранного концерна Группа "Securitas", который вошел в сектор системных интеграторов в 1999 году одновременно с покупкой компании Pinkerton's Systems Integration. По сравнению с конкурентами Securitas развивается более динамично и с опережающими темпами прироста бизнеса, сегодня имеет в США более 60 представительств со штатом более 900 человек.  
Прирост обеспечивается за счет специализации, которая включает в себя построение бизнеса на базе вертикальных рынков. Это сокращает цикл продаж, цикл принятия конструктивного решения, циклы внедрения и обслуживания. Специализация ускоряет все процессы, поскольку работа ведется с одной и той же категорией клиентов. В качестве таких клиентских категорий для компании «Securitas» выступают: банковское дело, розничная торговля, здравоохранение, национальные проекты, нефтехимия, логистика, дистрибуция. 
Технология вторгается на рынок очень быстро и приносит с собой массу изменений. И в результате стратегический акцент типовой программы безопасности смещается с традиционного вопроса как бы сэкономить на количестве охранников на вполне грамотный, а как это поможет снизить уровень рисков по профилю деятельности Заказчика? В результате все становится весьма ясным. Отрасль сегодня - прекрасное место, чтобы делать свой бизнес. Это для Securitas и ему подобных. А мы с вами еще не подошли и к традиционному вопросу - о сокращении числа охранников за счет внедрения технических средств безопасности. Мы внедряем демпинг и вахту иногородних.  
 Третья тенденция - государственная поддержка частной охраны.  
От предоставления налоговых льгот, поставок электронно-вычислительной техники, передовых средств радиосвязи, современных видов специального оружия до поддержки спецслужбами и предоставления государственных контрактов. От обычных - охрана государственных объектов и расследования в сотрудничестве с полицией, до исключительных – участие в войнах за рубежом. И в этой части статьи я хочу коснуться двух аспектов - охрана военных объектов и частные военные компании. Вооружение наших охранных организаций не позволяет нам рассчитывать на охрану объектов Министерства обороны. По этой же причине нам не грозит, и вырасти в частные военные компании.  
Теперь о них: 
 США 
Руководство министерства обороны США широко использует практику привлечения негосударственных (частных) структур к охране военных объектов, расположенных на национальной территории. 
Юридическим основанием для задействования частных организаций в выполнении данной задачи является ежегодное решение конгресса США, санкционирующее министерству обороны заключение контрактов с негосударственными охранными структурами. 
Нормативные и правовые основы, регламентирующие деятельность персонала частных компаний в интересах ВС США, определяются федеральным законодательством, наставлениями и инструкциями министерства обороны, а также контрактным соглашением, заключаемым с частной фирмой-подрядчиком военного ведомства. 
Согласно условиям контрактов, на частные охранные структуры возложено решение задач аналогичных нашим и, кроме того:  
- проведение специальных контрразведывательных и антитеррористических мероприятий; 
- контроль ядерной, химической и биологической обстановки;  
- наблюдение за пожарной безопасностью. 
Охрана объектов осуществляется путем круглосуточного контроля обстановки при помощи технических средств наблюдения и патрулирования охраняемой территории сотрудниками частной фирмы. В случае возникновения любой нештатной ситуации задействуются специальные мобильные группы, в состав которых включены специалисты по обезвреживанию взрывных устройств, кинологи со служебными собаками и вооруженные бойцы. 
Компании, предлагающие свои услуги по обеспечению безопасности военных объектов, должны пройти лицензирование в министерстве обороны США, после чего они несут полную ответственность за подбор, проверку, подготовку, обучение, вооружение и оснащение своих сотрудников, а также за организацию несения ими службы. 
В соответствии со Сводом законов США персоналу частных компаний разрешается иметь "вооружение, необходимое для решения задач, обусловленных рамками и требованиями контрактных соглашений с вооруженными силами". 
Охранники частных компаний вооружаются стрелковым оружием (пистолеты, помповые ружья и автоматические винтовки), электрошокерами, баллончиками со слезоточивым газом и дубинками, оснащаются средствами связи и навигации, а также в обязательном порядке используют бронежилеты. 
При комплектовании частных компаний кадрами приоритет отдается отставным военнослужащим, имеющим боевой опыт или прошедшим подготовку в подразделениях специальных операций, а также бывшим сотрудникам правоохранительных органов. 
Взаимоотношения руководства частных охранных компаний со своими сотрудниками строятся на основе национального трудового законодательства. 
Перед зачислением в штат проводится углубленная проверка будущих сотрудников с целью исключения проникновения в охранные структуры лиц, связанных с криминальными и террористическими организациями. Заработная плата охранников складывается из базового оклада, который составляет около 3,5-4 тысяч долларов в месяц, и социальных надбавок за особые условия службы, которые могут составлять до 50 процентов от оклада. 
 Примечательно, что в 1982 году конгресс США запретил министерству обороны привлекать частные структуры для охраны военных объектов в связи с выявленным чрезвычайно низким уровнем специальной и физической подготовки их сотрудников, а также недостаточным уровнем организации службы и дисциплины. Только в 2003 году, в связи с активизацией глобальной войны с терроризмом, руководству Пентагона удалось убедить американских законодателей в крайней необходимости задействования частных охранных компаний в целях освобождения военнослужащих от решения несвойственных им задач и увеличения времени на их подготовку к предстоящей отправке в зоны боевых действий. 
В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается до 50 тысяч компаний, предлагающих свои услуги по охране военных и государственных объектов, как на национальной территории, так и за рубежом (в том числе в зонах военных конфликтов). 
По мнению руководства министерства обороны США, использование негосударственных (частных) структур для охраны военных объектов на национальной территории позволяет командованию вооруженных сил в значительной мере снизить задействования  военнослужащих для несения внутренней и караульной службы, сосредоточив основное внимание на повышении уровня их боевой подготовки в целях решения задач обеспечения национальной безопасности государства. 
Финансирование деятельности негосударственных (частных) структур по охране военных объектов осуществляется из бюджета военного ведомства и составляет около 1,5 млрд. долларов ежегодно. 
 
(Продолжение следует)  
 Автор - Руководитель Синдиката "Национальная Гвардия"- Валерий Борисович Макаров, по независящим от него обстоятельствам, не получил возможность выступить с докладом по приведенному выше материалу на IX Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы», которая состоялась 14 февраля т.г. Тема доклада: «Тенденции развития охранного рынка в Европе и США». 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости