Комплексная безопасность: в приоритете цена или качество?

28/10/2014 Комплексная безопасность: в приоритете цена или качество?

 Комплексная безопасность: в приоритете цена или качество?

Участниками конференции стали специалисты в данной области: представители МЧС, МВД, Минтруда и социального развития, Минобразования и науки, производители технических средств обеспечения комплексной безопасности, руководители образовательных организаций и их заместители по вопросам безопасности. Одним из участников конференции стал вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Александр Новиков, который выступил перед присутствующими с докладом об обеспечении физической охраны образовательных организаций в столице.
Цель организаторов конференции, одним из которых был Координационный Совет негосударственной сферы безопасности, — ознакомить ее участников с актуальными изменениями нормативно-правовых аспектов, связанными с заявленной темой, обсудить вопросы отбора добросовестных поставщиков продукции и услуг в области безопасности, а также обеспечить площадку для обмена опытом по организации системы безопасности.
Многофункциональный центр, в котором состоялась встреча, был создан Федеральной Палатой пожарно-спасательной отрасли в первую очередь для проведения мероприятий, посвященных решению текущих и перспективных задач данной отрасли. В связи с этим одной из центральных тем конференции стала именно пожарная безопасность; тем не менее, понимание комплексной безопасности одним только этим направлением не исчерпывается, так что значимая часть конференции была посвящена также вопросу физической охраны, техническим средствам ее обеспечения и регулирующим нормативно-правовым актам.
Одним из тех, кто коснулся данной темы более подробно, был начальник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделения по делам несовершеннолетних Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подполковник полиции Алексей Маршавин. Его выступление состоялось в рамках первого блока конференции: «Нормативное регулирование».
Факты, приведенные в его докладе, наглядно продемонстрировали, что безопасность объектов образования — задача огромного масштаба, и только четкое взаимодействие многих служб и организаций, в том числе представляющих частное охранное сообщество, позволяет справиться с ней на должном уровне. Общая численность учащихся в России превышает 23 миллиона человек. К этой цифре следует приплюсовать педагогический состав и других
работников образовательных организаций. При этом задача обеспечения безопасности на таких объектах — круглогодичная, и речь не только об остающемся во время каникул в школах имуществе: многие из них превращаются на лето в учреждения отдыха детей, что зачастую усугубляет вопрос.
Обеспечивая безопасность образовательных организаций, необходимо останавливаться на нескольких аспектах: это антитеррористическая и противокриминальная защищенность объектов, безопасности нахождения на прилегающей территории и профилактики совершения преступлений в стенах организаций. Совместные усилия государственных служб и НСБ направлены на решения всех этих задач.
По данным на август текущего года более 50% образовательных организаций России охраняется подразделениями вневедомственной охраны посредством различных технических средств; еще несколько тысяч объектов (что в сумме составляет чуть более 2% от общего их числа в России) выведены на дежурные части полиции. Чуть больше, почти 4000 объектов, или 3,5% от общего числа, находятся под ответственностью филиалов ФГУП «Охрана». Частные охранные предприятия обеспечивают безопасность почти четверти объектов образования — 24622, или 22,8%.
Как отметил Алексей Маршавин, наличие действительно квалифицированных сотрудников, осуществляющих физическую охрану объекта, в первую очередь, характерно для организаций высшего образования и тех образовательных организаций, которые располагаются в крупных населенных пунктах. Дошкольные организации малокомплектных образовательных учреждений охраняются, в основном, неквалифицированной охраной из числа штатных работников учреждения — сторожами и вахтерами. В предыдущем году число таких объектов превышало 30000 единиц, 28,4% от общего числа. Факт, вызывающий тревогу, и Алексей Маршавин остановился на нем подробнее.
— Со стороны Министерства внутренних дел мы не утверждаем, что наличие квалифицированной охраны — это панацея. Примером тому служит трагический случай, произошедший в СВАО в феврале, когда подросток расстрелял в школе учителя и взял в заложники 22 ученика. Погиб сотрудник полиции, приехавший по вызову, а второй был тяжело ранен. В той школе в наличии был частный охранник и кнопка тревожной сигнализации. Трагедия может случиться и в таких обстоятельствах. Однако нужно осознавать, что при их отсутствии последствия могли бы быть еще более тяжкими.
В рамках доклада присутствующим, большинство из которых представляли объекты сферы образования столичного региона, были перечислены несколько советов по подбору организаций, осуществляющих охрану. И главный из них — ориентироваться не на более низкую стоимость, а на более высокое качество предоставляемых услуг. «Фраза «скупой платит дважды» в данном случае приобретает страшный смысл, и одна ошибка может стоить жизни многих людей», — подчеркнул представитель МВД.
К сожалению, многочисленные проверки показывают, что политика подбора сотрудников, обеспечивающих безопасность объекта зачастую такова, что те даже не знают, где у них находится кнопка тревожной сигнализации.
В общей сложности в предыдущем году со стороны МВД было осуществлено почти 12000 проверок ЧОО, задействованных в охране образовательных учреждений. Наиболее распространенными недостатками, выявляемыми из года в год, являются: нарушение технической укрепленности зданий, целостности ограждения или его полное отсутствие, недостаточное освещение в вечернее и ночное время, отсутствие системы видеонаблюдения и контроля управления доступом. Все это серьезно сказывается на защищенности объекта от преступных посягательств.
— К каким последствиям это может привести, мы знаем по недавнему факту гибели похищенной из детского сада города Томска девочки, — напомнил о страшном случае Алексей Маршавин. — Администрация детского сада начала суетиться, когда было уже поздно. Сегодня данное учреждение охраняется частными охранниками, в нем установлено 12 видеокамер. Вопрос: почему мы всегда чего-то ждем? Я понимаю, денег для надлежащего обеспечения безопасности требуется много. Но, с другой стороны, когда что-то все-таки случается, почти всегда средства очень быстро находятся. И та история могла окончиться совсем по-другому, если бы в детском саду стояли пусть не 12, а хотя бы две видеокамеры.
По всей России огромное количестве подобных объектов, чья защищенность вызывает большую тревогу. МВД совместно с Минобразования и науки предпринимает шаги, направленные на исправление данной ситуации. Одним из них может стать закрепление на законодательном уровне хотя бы минимальных требований к состоянию защищенности образовательных организаций.
Второе пленарное заседание конференции было посвящено вопросу порядка отбора добросовестных поставщиков продукции и услуг. Одним из центральных выступлений здесь стал доклад Председателя исполнительного комитета ОООР «Федеральная Палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности» Олега Силина. Он подробно остановился на 44-ФЗ, касающимся вопроса госзакупок. С тех пор, как этот закон был принят, цена стала драматически превалировать над качеством, став единственным механизмом, обуславливающим решение, а конкуренция приобрела формат ценовой конкуренции. Олег Силин привел в связи с этим тревожные цифры: «Во всех нормальных рыночных экономиках механизм конкуренции базируется на повышении качества и удовлетворении потребителя, но в России мы, к сожалению, получили рынок, до 70% участников которого производят и поставляют продукцию недостаточного качества, и из них до 20-30% — принципиально негодную продукцию».
Выходом из ситуации должен стать более ответственный подход к ситуации на рынке со стороны его участников. Когда-то всеми вопросами в области
безопасности занималось исключительно государство — регулировавшее, контролировавшее, проверявшее, наказывавшее и обеспечивавшее взаимодействие в этой отрасли. Сегодня идет постепенный откат от этой позиции. Предприятия стали рыночными, они выпали из старой системы регулирования, а государство продолжало уходить из каждого элемента процесса осуществления рыночной деятельности, давая возможность собственникам взять на себя все больше ответственности.
— Так как это происходит постепенно, участники рынка не всегда сразу понимают, что ответственность перешла к ним. Что, переходя к полноценной рыночной экономике, мы получаем тотальную ответственность собственника. Решающим фактором здесь является система страхования. К сожалению, у нас она не развита и не закрывает риски. Со своими проблемами, с несовершенным законодательством и государственным надзором, собственник остается один на один.
Следует отметить, что эти процессы хорошо видны на примере частной охранной отрасли. Здесь государственное регулирование сегодня активно замещается саморегулированием, и, беря на себя все больше ответственности за развитие негосударственной сферы безопасности, лидеры отрасли создали Союз СРО, который поставил своей задачей укрепление охранного сообщества и продвижение общих интересов его членов. Одним из инициаторов этого объединения была СРО Ассоциация «Школа без опасности», а самое активное участие в его создании приняли депутат Государственной думы РФ Анатолий Выборный и член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин, которые и сегодня оказывают Союзу всестороннюю поддержку.
Продолжая тему 44-ФЗ, Олег Силин отметил, что на данный момент этот закон не предоставляет достаточного инструментария, элементы которого постепенно будут «включаться» постановлениями Правительства РФ в течение ближайших двух лет. Кроме того, закон потянул за собой некоторые слабые места своего предшественника — 94-ФЗ, и эти недостатки также еще только предстоит «вымыть». В продолжение 44-ФЗ работает недавно принятый закон «Об основах общественного контроля», определяющий механизмы, которые могут использоваться для проведения контроля закупок. В частности, общественная экспертиза, которую можно применять на любом этапе закупки для снижения рисков.
Эффективным механизмом отсечения недобросовестных игроков мог бы стать институт деловой репутации, но в сфере безопасности он пока не функционирует в полной мере. Еще одним формирующимся элементом оценки поставщика продукции или услуг является профессиональный стандарт. Этот документ в будущем станет определяющим с точки зрения подтверждения квалификации и согласно ему будет осуществляться допуск на рынок труда. Активная работа по созданию профессиональных стандартов ведется сегодня в частном охранном сообществе. Так, СРО Ассоциация «Школа без опасности» уже разработала свой
документ, отражающий квалификационные требования к специалистам охраны образовательных организаций.
Подытоживая свою речь, Олег Силин сказал:
— Заблокировать путь на рынок недобросовестным игрокам в ближайшее время мы, наверное, не сможем, но сигнализировать о том, кто является добросовестным, а кто нет, в наших силах. В этом плане большую помощь должны оказать подобные конференции.
Ряд докладов на этом заседании касался технических новинок осуществления комплексной безопасности. Начальник отдела газоаналитического приборостроения ОАО «Авангард» рассказал о разработанной в компании системе, предотвращающей пронос на территории школы запрещенных веществ, в том числе наркотических. В ходе испытаний система «заметила» даже химическое вещество, сходное своей формулой с наркотическим, которое входило в состав используемого здесь чистящего средства для ковров.
Руководитель направления СКУД в группе компаний «3С Групп» Дмитрий Марков рассказал об эффективности системы контроля удаленного доступа. «В последнее время нередко мы слышим в новостях: в школу проник неизвестный, похищен ребенок. Применяя современные системы безопасности, можно уменьшить число таких сообщений на порядок. СКУД надежно предотвращает проникновение посторонних лиц на территорию учреждения, а совместив ее с видеонаблюдением, мы получим возможность визуально фиксировать проход каждого объекта. При комплексном подходе к безопасности наших детей, заключающемся в интеграции СКУД с различными другими системами безопасности, мы в значительной степени сократим риски для жизни и здоровья».
Тема третьего пленарного заседания была определена следующим образом: «Примеры организации системы безопасности в образовательных организациях». В рамках этого блока прозвучал доклад вице-президента СРО Ассоциация «Школа без опасности»Александра Новикова.
Его выступление, в котором он рассказал о том, как обеспечивается безопасность образовательных организаций в Москве, вызвала большой интерес аудитории. Большую ее часть составляли представители учреждений образования Московской области, для которой многие положения комплексной безопасности, отработанные в столице, либо остаются в новинку, либо вовсе еще далеки от внедрения.
— В Москве в начале 2003 года насчитывалось более 1500 охранных предприятий, которые так или иначе осуществляли охрану образовательных учреждений города. Оплата услуг в то время проводилась на деньги родителей, руководители учреждений самостоятельно принимали решение, с каким ЧОПом заключить договор. Контроль за деятельностью охранников практически отсутствовал, более 50% ЧОПов не имели лицензий на охранную деятельность, а
у около 70% так называемых «охранников» отсутствовали соответствующие удостоверения.
Для многих образовательных учреждений Подмосковья некоторые из этих позиций до сих пор остаются текущей действительностью, поэтому историю дальнейшего развития данного направления в столице их представители воспринимали как план действия.
— Впоследствии, вначале в каждом из десяти окружных управлений образования, потом при Департаменте, начали создаваться общественные советы по комплексной безопасности. В них вошли специалисты МВД, ФСБ, МЧС и родительская общественность. Начали разрабатываться определенные требования и правила, которые затем вошли в распорядительные документы Департамента образования города Москвы и которые руководители учебных заведений должны предъявлять к ЧОПам, имеющим желание охранять их объект. Была разработана стандартная форма договора и определенные нормы и правила, в том числе по внутриобъектовому и пропускному режиму учреждению. В результате жестких требований из тех полутора тысяч ЧОПов осталось около 300 — тоже достаточно много. С 2007 Правительство Москвы на 100% начало финансировать физическую охрану образовательных организаций города.
На сегодняшний день с Департаментом образования города заключены государственные контракты, по которым действует 4749 круглосуточных постов. Как отметил Александр Новиков, контракты заключены с достаточно серьезными, даже жесткими требованиями для исполнения. В обязанности ЧОПа входит заключение договора с УВО на реагирование по вызову, поддержание комплекса технических средств, обеспечивающих передачу тревожного сигнала на пульт, установка четырех видеокамер с выводом сигнала на сервер единого центра хранения данных. Впоследствии по заказу Департамента образования было установлен еще четыре камеры, и таким образом минимум восемь сегодня есть в каждой учреждении. Также ЧОПы должны оборудовать четыре помещения охранной сигнализацией, иметь в наличии мобильную вооруженную группу, дежурную часть, резервную группу, инспекторскую службу и систему подготовки охранников с учетом специфики объектов образования.
— В 2012 года впервые был проведен конкурс на трехлетний срок. Такое планирование — это то, к чему многие отрасли еще не пришли. Победителями этого конкурса стали 46 предприятий, 44 из которых являются членами СРО Ассоциация «Школа без опасности». Если в нескольких словах выразить направленность нашей организации, то это — повышение качества услуг. У нас действуют серьезные правила допуска, так что членство в нашей организации уже является определенным подтверждением деловой репутации.
Рассказав о том, каким путем может пойти обеспечение комплексной безопасности, если взяться за ее развитие с должными усилиями, Александр Новиков коснулся ряда насущных вопросов, появившихся перед охранным сообществом в последнее время. Одним из них является упомянутый уже 44-ФЗ
о государственной контрактной системе. Александр Михайлович согласился с Олегом Силиным в том, что закон требует доработки. К примеру, он предусматривает штрафные санкции в размере 1% от суммы контракта за серьезное нарушение. Это очень большие деньги, и выгода предприятия, желающего работать в данной сфере, оказывается весьма туманной. К тому же, что такое «серьезное нарушение», а что нет? Это еще предстоит определить совместно с Департаментом образования города. 
В ходе конференции ее участникам была роздана брошюра «Методические рекомендации по обеспечении комплексной безопасности в образовательных организациях», и, в завершение своей речи, Александр Новиков предложил всем желающим обсудить подробнее ее положения.  
По окончании выступлений докладчиков состоялся круглый стол по широкому кругу вопросов, связанных с центральной темой конференции. Его итогам стал ряд идей по улучшению ситуации в области безопасности образовательных организаций. Организаторы мероприятия предложили взять паузу в несколько дней для того, чтобы вновь обдумать услышанное на конференции и, возможно, внести дополнительные предложения, с учетом которых к первому ноября будет подготовлен результирующий документ конференции.
Денис Крючков



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости