Не женское дело?

30/06/2014 Не женское дело?

 Не женское дело?

Типичный образ охранника — крепкий мужчина, строго осматривающий каждого входящего. Но стереотип — вовсе не правило охранного бизнеса, и безопасность объектов образования не менее эффективно оберегают и женщины.
Несколько лет назад, возвращаясь вечером домой, познакомилась с одной женщиной. Она заблудилась и пыталась найти дорогу к метро.
- Напрямик через парк не ходите, всё-таки темно уже, лучше обогните его с левой стороны. Идти придётся дольше, зато по освещённой улице.
Ольга (так звали мою новую знакомую) улыбнулась.
- Ничего, я темноты не боюсь.
Только после этих слов я стала присматриваться к своей спутнице. Это была высокая, крепко сложенная дама. Два огромных пластиковых пакета, доверху набитых продуктами, она держала чуть ли не мизинцем. На ногах штаны цвета хаки и громоздкие берцы. Выяснилось, что Ольга обладательница чёрного пояса по дзюдо и уже на протяжении нескольких лет работает охранником. Связываться с такой представительницей слабого пола себе дороже. Её образ запечатлелся в моей памяти, с тех пор все женщины-охранники ассоциировались исключительно с Ольгой.
Марат Айдулин, начальник охраны частной охранной организации «Цефей» познакомил меня со своими подчинёнными Оксаной Михайловной Павленко и Ириной Борисовной Шуршиной. Я удивилась, как же им, таким хрупким, удаётся справляться с оравой учеников. Оказалось, что для школьного охранника не столько важна ширина плеч и размер ботинка, сколько умение находить общий язык с детьми.
Мы расположились в служебной комнате. Марат рассказывал мне о работе Павленко и Шуршиной, а я краем глаза заметила на столе ромашки.
…да и дети бывают разные, могут нахамить, провоцируют на ссоры…
Потом украдкой рассмотрела всю комнату: зеркало, скатерть в цветочек, на окне горшечные растения. Всё-таки женщина всегда остаётся женщиной, в каких бы условиях она ни оказалась.
- …поэтому, во время инструктажей, мы учим и напоминаем о том, что в наши обязанности входит найти ключик к любому ребёнку.
- Инструктажей? Вы туда вредных детей приводите, чтобы они закаляли нервную систему сотрудников?
Марат снисходительно посмотрел на меня.
- Нет, просто проводится психологическая работа с охранником. Мы сразу объясняем какова политика нашей организации. Школа – это объект повышенной ответственности, это не только осуществление контрольно-пропускного режима и сохранение материальных ценностей, это умение общаться с детьми, умение быть сдержанным, умение контролировать свои эмоции. Большая часть сотрудников, приходящих на службу, знает о её специфике и отличиях от работы охранника на стройке или в любом другом месте. В школе свои законы и порядки, которые нужно соблюдать.
- Какова реакция родителей и учителей?
- Реакция положительная, родители, да и учителя довольны. Ребёнок без ведома взрослых учреждение покинуть не сможет, кроме того, исключено нахождение посторонних на территории школы.
- Как бы вы охарактеризовали двух наших героинь? Какими необходимыми качествами они обладают?
- Начать стоит с того, что они обе имеют внушительный рабочий стаж – почти 10 лет у каждой. Причём всё это время они охраняют именно эту школу. Никаких нареканий или замечаний со стороны администрации школы, либо со стороны родителей учеников не поступало. Работу выполняют чётко, всех учеников знают в лицо, пофамильно и даже помнят кто в каком классе учится. Дети их любят за доброту и понимание.
Доброта и понимание – это как раз то, что многие ученики школы-интерната недополучают дома. Многие из них растут в неблагополучных и неполных семьях. Большую часть времени, а именно 5 дней в неделю, дети проводят в стенах школы.
На языке добра
Оксана Михайловна признаётся, что за долгие годы прикипела душой к коллективу школы. 10 лет назад работа охранника для неё была в новинку, ранее она трудилась совсем в иной области, правда на рассказала в какой.
- Дети находятся в школе 24 часа, часто ли возникают конфликты?
- Очень редко, они дружны между собой и с нами поддерживают тёплые отношения. Эти дети очень ласковые, учащиеся младших классов тянутся к нам, могут подойти обнять, поцеловать. Мы помогаем им одеваться, зашнуровывать ботинки. Откликаемся на любые просьбы о помощи. Главное, в работе с данной категорией детей – быть максимально вежливым и внимательным, они часто бывает чересчур импульсивными, поэтому мы должны всегда следить за тем, чтобы не обидеть их, не сказать ничего лишнего.
- Как думаете, у кого больше преимуществ в этой профессии, у мужчин или у женщин?
- Трудно сказать, отвечу словами директора школы: «Я вами довольна, ни на кого вас не променяю».
- А что ночью охраннику приходится делать на объекте?
- У нас два корпуса, в каждом находится по охраннику. Один следит за порядком в спальном корпусе, другой остаётся в учебном и обследует территорию. В любое время дня и ночи может приехать проверка, в частности из Департамента образования. Оценивается наш внешний вид, знание внутриобъектового режима, просматривается документация. На моей памяти никаких крупных инцидентов не случалось. Как-то раз трубу прорвало, я перекрыла воду и вызвала аварийную службу, а так ничего серьёзного.
- Вы и навыками слесаря-сантехника обладаете?
- За 10 лет чему угодно можно научиться.
- На ваших глазах выросло ни одно поколение детей. Каково это? Возвращаются ли они потом обратно, чтобы навестить вас, поговорить, вспомнить прошлое?
- Очень часто приходят, смеёмся, вспоминаем, как они тут шкодили. Приятно, что они помнят нас, благодарят, вспоминают какие-то смешные моменты из школьной жизни, делятся планами на будущее.
- Выходит вы много времени уделяет чужим детям, а на своих времени хватает? Не ревнуют?
- У меня сын уже взрослый, ему 21 год. Раньше ревновал, перед моим дежурством подходил и говорил: «Мам, может не пойдёшь сегодня?». Тогда было трудно ему объяснить, сейчас он всё понимает, через пару лет ему самому впору будет строить собственную семью. Но пока его мысли заняты учёбой, он собирается идти работать в полицию.
Работаем без шпаргалки
Ирина Борисовна Шуршина подтвердила слова коллеги.
- У нас очень хорошие дети, самые лучшие. Я заметила, что они сильно отличаются от детей из других школ, не такие избалованные, не такие конфликтные, простые. Многие растут в многодетных семьях и по привычке помогают малышам собираться на занятия, делать уроки, одеваться. Они тянутся к людям, отвечают лаской на ласку. Без ссор не обходится, но это очень редкое явление. И нам бывает «достаётся», но мы взрослые, мы 10 раз подумаем прежде, чем ответить и в итоге промолчим. На выпускных всегда плачем, жалко расставаться со своими, уже ставшими родными ребятами. И, если и были какие-то обиды, то все они рассеиваются.
- Какой у них распорядок дня?
- В 7 утра подъём, зарядка, завтрак, занятия. Почти весь день они проводят в учебном корпусе, в девять вечера отбой. Каждую ночь в школе остаётся порядка 200 человек, кого-то родители забирают домой, остальные в спальном корпусе. Отбой в девять, ученики начальной школы засыпают быстро, старшеклассники часов до 10 ворочаются, бывает кто-нибудь подушку запустить и заденет сигнализацию, идёшь проверять, что у них так происходит. Но вообще они смирные, по ночам не носятся. Между собой отношения у школьников очень хорошие, но всё равно, находиться 24 часа в школе им тяжеловато, как бы хорошо и уютно тут ни было, это не родной дом.
- Уроки просят помочь им сделать?
- Нет, с уроками сами справляются. Малыши часто приходят и стихи нам читают. Выучат и идут похвастаться, а мы их за это конфетами угощаем.
- Охранник – женская ли это работа?
- Да разве сейчас разберёшься? Я считаю, что работать с детьми легче представительницам прекрасного пола. Мы более сдержанные. И родителям наверно спокойнее оставлять детей с женщинами, уходя они знают, что мы позаботимся об их чадах.
- Вас выпускники навещают?
- А как же? Некоторые говорят, мол, какая вы строгая были, когда мы учились. Некоторые благодарят, а мы всеми нашими выпускниками гордимся, они сейчас учатся, у них другая жизнь, но про нас не забывают. Даже в социальных сетях общаемся.
- Наверняка за 9 лет у вас свои любимчики появились, с которыми тяжелее всего было расставаться?
- И такие были, ими горжусь особенно.
- Как им вашего расположения удалось добиться?
- Прежде всего я ценю в людях честность, вот если ученик сам признался, что набедокурил, у меня к нему отношение резко положительное становится.
- Через «ваши руки» за такое количество лет прошло очень много детей. Вы всех поимённо помните?
- Всех, помню даже имена родителей и бабушке с дедушками.
Ирина Борисовна призналась, что у них хранится много совместных снимков с школьниками.
- Младшие с нами больше общаются, потом вырастают и перестают, только здороваются. Всё-таки удивительно, как они меняются прямо на наших глазах. Смотришь – перед тобой взрослый человек. А давно ли он стоял на своей первой школьной линейке с букетом гладиолусов, давно ли прозвенел его первый звонок?



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости