Тезисы выступления Михаила Суходольского

17/02/2011 Тезисы выступления Михаила Суходольского

Тезисы выступления Михаила Суходольского

Критика, предложения и перспективы охранно-сыскного сообщества

Комментарий от обозревателя: Отдельные позиции доклада замминистра МВД РФ Михаила Суходольского по отношению к частному охранно-сыскному бизнесу можно считать даже революционными. Понятно, что многие шаги являются вынужденными, хотя и запоздалыми – причины указанного сообщил в выступлении сам М. Суходольский. Отдельные моменты потребуют изменений, как в текущем законодательстве, так и в нормативных актах МВД и других ведомств. С некоторыми идеями и предложениями в выступлении можно поспорить. Вместе с тем, даже исключая лукавство высших чинов и имеющееся недоверие общества к власти в целом, известно то, что благие намерения топятся внизу по бюрократической лестнице либо по некомпетентности, либо по очевидным корыстным побуждениям. Использовать открывшиеся шансы можно только при четко артикулированной и консолидированной позиции охранно-детективного сообщества (и его признанных представителей) как в интересах собственно бизнеса, так и в интересах безопасности, и общественного правопорядка в нашей стране. А это может оказаться самым сложным.

 

 
Тезисы доклада передаются близко к тексту, в отдельных абзацах при сокращении бюрократических оборотов и   повторов.

 

 
Тезисы доклада Замминистра МВД РФ Суходольского Михаила Григорьевича на 9-й Всероссийской конференции «Безопасность России: перспективы, тенденции, проблемы…»
 
В начале выступления замминистра М. Суходольский напомнил, что в ближайшем марте будет отмечаться 19 лет с дня принятия Закона о детективной и охранной деятельности.
По его оценке, этот период был непростым, но вполне продуктивным, о чем говорит количество объектов, взятых под охрану, и сыскных мероприятий, а также расширение спектра услуг в данной сфере. Как объявленный курс на модернизацию страны, так и планирующиеся масштабные мероприятия международного уровня будут способствовать сохранению этих тенденций. Он указал на два обстоятельства, определяющих расширение детективных и охранных услуг:
- рост интереса населения к обеспечению имущественной и личной безопасности с учетом нестабильной криминогенной обстановки и наличия объективных предпосылок новых террористических угроз;
 - проводимые в настоящее время реформирования в правоохранительной сфере.
 
Именно в контексте с упомянутым, он посчитал возможным высказаться о перспективах совместной работы органов государства и частного охранно-сыскного сообщества в решении задач безопасности нашей страны, включая поддержание правопорядка и общественной безопасности. Такая модель реализуется во многих государствах и позволяет рационально распределять силы и средства органов правопорядка, сосредоточив их на актуальных направлениях с учетом складывающейся ситуации. Однако М. Суходольский подчеркнул, что эффективное взаимодействие удается достичь только тогда, когда общество осознает важность имеющихся задач и внутренне готово к их осуществлению. При этом, как ни банально это звучит, на первое место выходит не материальная сторона вопроса, а именно наличие моральных принципов, предполагающих добровольное соблюдение общепринятых норм порядочности, профессиональной этики при представлении услуг и понимания уровня  ответственности перед конкретным человеком и обществом в целом за конечный результат своей деятельности.

 

Учитывая ряд состоявшихся трагических событий, общество как у нас, так и за рубежом, задавая себе вопросы,  вряд ли готово однозначно согласиться с таким обременением.  А причин тому множество. Есть также непонимание у отдельных граждан по принятию определенных мер для защиты собственности, поскольку само понятие собственности не успело достаточно прочно укорениться в сознании населения. В свою очередь хозяйствующие субъекты, которые вроде бы давно должны были принять правила рынка, до сих пор избирательно трактуют нормы законодательства, снимая с себя ответственность за состояние защищенности находящихся под их управлением объектов. Несомненно, одной из проблем является экономическая составляющая правоотношений в рассматриваемой сфере. При этом невкладывание в безопасность владельца объекта усугубляется неконструктивной позицией в этом вопросе охранной организации, которые или откровенно демпингуют, снижая качество услуг и соответственно уровня безопасности. Либо привлекаясь на социально значимые объекты государства,  эти организации устанавливают заведомо неприемлемые условия оплаты своей работы.
Есть также ряд причин, связанных с правовыми пробелами, как в сфере паспорта защищенности объекта, так  и проблемой возмездной оплаты охранных услуг. По словам Суходольского, оставляя какой-то сегмент рынка, государство должно быть уверено, что оно передает его в надежные руки. Тем более, когда идет речь о таких принципиальных вопросах как правопорядок и безопасность. На сегодня такой уверенности по стране нет. Нередко возникают вопросы безответственности, как собственников, так и частных структур безопасности. Можно, безусловно, приветствовать готовность отдельных руководителей к совместной работе, однако подобная целеустремленность недостаточна в масштабах всей страны.
Учитывая, что данное мероприятие проходит в стенах ТПП, замминистра счел необходимым затронуть еще один проблемный вопрос. К сожалению, до настоящего момента не стали популярными такие инструменты саморегуляции предпринимательской среды как репутация и доброе имя. Он обратил внимание, что частных охранных организаций, имеющих длительную историю, не так много. Гораздо чаще складывается ситуация, когда после каких-то инцидентов, повлиявших на лицензию, происходит просто смена вывески. Профессионалы охранного сообщества стараются не замечать или комментировать правонарушения, совершенные «коллегами по цеху». Аналитики одного из Интернет-порталов по охране допустили неадекватную оценку события в станице Кущевская типа: «ЧОП «Центурион» путем вооруженного насилия контролировал интересы владельцев охраняемого объекта», тем самым бросается негатив на все охранное сообщество.
По его словам, нормативная деятельность МВД направлена на сохранение баланса интересов владельцев, ЧОПа и государства. Один из важных шагов в прошлом году был нацелен на упорядочение деятельности в сфере подготовки охранников, а также и руководителей организации. На сегодня прекращена деятельность СБ юридических лиц. Осуществлена перерегистрация частных охранных предприятий. В соответствии с единым тарификационным справочником профессий нормативно закреплены 3 категории охранников по соответствующим разрядам. Данное нововведение позволило фактически закрепить вид профессиональной деятельности - «частный охранник», обеспечив тем самым дополнительные факторы защиты работника. Данная новелла открыла перспективы охранной деятельности, поскольку лица по существу не являющиеся охранниками, подпадают под Кодекс об административных правонарушениях. Получение удостоверения охранника снимают претензии к организации.
По состоянию на 1 января 2011 года 95% частных охранников получили тарификацию по соответствующему разряду и удостоверение. Расширение прав охранников и детективов было осуществлено после принятия 272-ФЗ. МВД вместе с исполнительной властью и депутатами продолжает нормотворческую работу, в т.ч. намечен ряд законодательных проектов.
- Во-первых, в течение последних 3 лет разрабатывается норматив по защищенности различных объектов, в т.ч. с использованием технических средств, что определит  состояние защищенности объекта независимо от форм собственности. Данный документ взят за основу в отношении объектов топливно-энергетического комплекса.
- Во-вторых, учитывая большое число массовых  мероприятий, подготовлен законопроект, определяющий условия безопасности при их проведении. В нем будет закреплена ответственность организаторов за безопасность при привлечении негосударственных структур. Решение данной задачи будет способствовать оптимизации в работе органов внутренних дел, что особенно актуально после их реформирования. Там же будут регламентироваться отношения с иностранными охранными и детективными представителями.
На сегодня 35% охранных организаций учтено в т.н. «единой дислокации» в пределах РФ с их значительным вкладом в охрану общественного порядка.  Вместе с тем, совершенно необходима регламентация такого взаимодействия, поскольку грань между доброй волей ЧОПа на осуществление права содействия органам правопорядка и реализация его (взаимодействия-ред) под воздействием определенных обстоятельств и   административного ресурса имеет разный результат. Подразумевается также, что такие возмездные услуги могут осуществляться за счет федерального и местных бюджетов.
Суходольский отметил, что совершенно на другом уровне должно осуществляться взаимодействие полиции и частных детективов. Востребованность данной услуги подтверждается 11% увеличением на рынке количества детективов. Вместе с тем, по мнению М.Суходольского, их потенциал пока не раскрыт, а возможности используются недостаточно.  
Если же говорить в целом по перспективам негосударственных структур безопасности, то нужно рассматривать объекты транспортной инфраструктуры и массового пребывания населения. В этой связи и в плане рассматриваемых мероприятий по предотвращению теругроз возможно участие охранно-сыскного сообщества в этих мероприятиях.
Еще один важный момент. Вопрос  применения технических средств, без которых невозможны договорные отношения и которые широко представлены на рынке. Хотелось бы больше видеть в этом сегменте инновационных технологий и перспективных образцов на основе последних достижений науки и техники. Технологии безопасности, на его взгляд, могли бы стать флагманом модернизации российской экономики, поэтому охранно-сыскное сообщество должно давать импульс поддержки отечественным производителям. Не уступая западным образцам, российские технологии должны отвечать потребностям охранно-сыскного рынка. ТПП может явиться одним из экспертов в массовых госзакупках техники и технологий.
И все-таки, по оценке замминистра, человеческий фактор в проблеме охраны является определяющим. И поэтому важно обратить внимание на подготовку персонала. Оценивая истекший отчетный период, только в 40% случаев охраняемое имущество удалось защитить (при 334 эпизодах). При этом 7 охранников погибли и 32 получили ранения.
НОУ, которые готовят детективов, охранников и аттестуют руководителей, должны более активно использовать передовые методики обучения, учитывать разброс возможных угроз, тактику криминальных элементов, психологические аспекты поведения и т.п.  Поэтом аналитические материалы подобного рода должны направляться в НОУ, а также во всероссийские профессиональные союзы негосударственных структур безопасности для использования в практической работе. Такие поручения будут даны и реализованы, начиная с 1 квартала следующего года.
Касаясь качества кадрового состава,  М. Суходольский затронул вопрос увольняемых сотрудников МВД. После реформирования численности МВД его состав в прошлом году сократился на 12%, а в текущем году еще на 10% от общей численности сотрудников внутренних дел, т.е. порядка 250 тысяч человек. Он предположил, что их знания и опыт будут востребованы и соответствовать требованиям к персоналу детективных и охранных структур.
 
Дальнейшая консолидация и уровень взаимодействия МВД с охранно-сыскным сообществом является объективным и отвечающим интересам обоих сторон. Только конструктивный диалог власти с охранным сообществом обеспечит поступательное движение в деле правопорядка и обеспечения безопасности, снижения криминальных угроз и защищенности каждого человека. Нормативные документы и дальше будут пересматриваться после введения «Закона о полиции» и других межведомственных актов. Но важным критерием по-прежнему остается качественная сторона охранных услуг.

 

Далее замминистра подчеркнул, что у заказчиков охранных услуг нет альтернативной информации по субъектам частного охранного бизнеса. Такая информация могла бы стать регулятором услуг на рынке. Среди требуемых показателей можно назвать: количество предотвращенных краж, количество охранников на объекте, уровень используемых техсредств и автоматизация сил реагирования, а также общие данные по охранникам, типа: возраст, квалификация, наличие нарушений в деятельности. На основании этого можно было бы сформировать мнение по данному ЧОПу. Данную информацию мог бы предоставлять лицензирующий орган с размещением на Интернет-портале в доступном режиме.
 
М. Суходольский напомнил о ряде крупномасштабных мероприятий международного уровня в России в ближайшие годы. В частности, АТЭС во Владивостоке, Всемирная универсиада в Казани, зимние олимпийские и параолимпийские игры в Сочи в 2014 году. Кроме Чемпионата мира по футболу в 2018 году будут также другие чемпионаты по отдельным видам спорта. Уже сегодня ЧОПы принимают активное участие по обеспечению международных мероприятий или на стройках объектов. В рамках этих мероприятий практически организована апробация форм и методов взаимодействия с частными охранными организациями, а также использования технических средств безопасности. И уже сейчас М. Суходольский рекомендовал руководителям ЧОПов рассмотреть вопрос формирования специализированных подразделений на объектах указанного типа. А привлечение их с соответствующей подготовкой и экипировкой на этапе строящихся объектов создаст для них конкурентные преимущества. Аналогично следует подходить к объектам транспортной инфраструктуры и массового пребывания граждан.

 

В заключение он отметил, что высказанные на конференции замечания будут учитываться ведомством в текущей работе.
 
 
Тезисы подготовил Виктор Шишков

 


 
 

 



 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости