“Охранником может стать любой человек со справкой от нарколога и психиатра”: владелец ЧОПа о госконтрактах и стрельбе в школе

17/02/2014 “Охранником может стать любой человек со справкой от нарколога и психиатра”: владелец ЧОПа о госконтрактах и стрельбе в школе

 “Охранником может стать любой человек со справкой от нарколога и психиатра”: владелец ЧОПа о госконтрактах и стрельбе в школе

 

После убийств в школе 263 депутаты Мосгордумы предложили вооружить школьных охранников электрошокерами. Директор группы частных охранных предприятий “АКМ” Алексей Щедрин рассказал “Ситибуму”, в каких условиях работают охранники, почему система охраны московских школ неэффективна, а стрельба может повториться в любой момент.
 
Какая специфика у охраны школ?
Наша компания неоднократно пробовала  участвовать в тендерах на получение контракта, но неудачно. И многим другим серьезным фирмам пришлось отказаться от участия в конкурсе. Требования к охранному предприятию, которые описаны в госконтракте и инструкции департамента образования, на мой взгляд, серьезно завышены. Мы посчитали, что если честно выполнять регламент, то придется работать себе в убыток.
Мы изучили работу охранных предприятий в школах: большинство фирм, которые сейчас работают в этой сфере, требований не выполняют. У многих же есть дети, мы водим их в школу и прекрасно видим, что там сидит дедушка - вахтер, а не охранник. Но по контракту этот дедушка якобы является лицензированным охранником, потому что замена охранника вахтером - серьезное нарушение, и ЧОП сразу же попадает под штрафные санкции. Охранная фирма всегда рискует несколькими миллионами рублей за невыполнение требований контракта.
 
Почему невозможно выполнить требования контракта?
Помню выдержку, в которой говорилось, что охранник должен иметь при себе всевозможные спецсредства, такие как трос, огнетушитель, пилу, топор, противогаз - эти обязательные требования просто абсурдны. Также обязательное условие в тендере на охрану школ - наличие огнестрельного оружия. В Москве не более 10% ЧОПов имеют служебное оружие, потому что это очень сложно - повышенные требования к условиям хранения, помещению, людям, которые будут иметь к нему доступ. То есть оружие должно быть, но применять в школах его все равно по закону нельзя.
Или, например, по условиям госконтракта, к каждому объекту мы обязаны закрепить группу быстрого реагирования, причем, она должна приезжать по вызову охранника в течение семи-десяти минут. То есть, фирме нужно держать дополнительно, как минимум, пять экстренных экипажей, а при условии ограниченности финансирования, в такой бюджет вместить их однозначно нереально. К тому же в контракте прописаны санкции за опоздания, и я абсолютно уверен, что за семь минут к охраняемому объекту не сможет доехать ни один ЧОП. Это Москва, здесь вообще-то бывают пробки.
 
Каким образом тогда заключаются госконтракты?
Не хочу ни на кого грешить, но я для себя определенные выводы сделал. Все очень плохо. Слабый контроль со стороны государства, сильно завышенные требования к ЧОПам, соответственно очень низкий уровень конкуренции - мои коллеги, руководители охранных предприятий, в один голос говорят, что принимать участие в торгах не будут. В таких условиях охранник в Отрадном ничего не мог сделать. К сожалению, я уверен, что нечто подобное будет повторяться, так как у нашего молодого поколения стереотип силового решения проблемы заложен в сознании.
 
Что нужно делать для того, чтобы школы охранялись более профессионально?
Нужно менять всю систему. Понятно, что школу невозможно охранять как Пентагон. Но я бы прежде всего перенял опыт зарубежных коллег. Одна из лучших охранных систем - в Израиле. Взять, например, их культурный центр в Москве. К ним заходит посетитель через двойную дверь, после второй двери он попадает в металлический ящик, за ним закрывается металлическая дверь, в этом ящике толстые бронированные стекла, несколько камер наблюдения, через стекла на него смотрит охранник, через громкоговорящее устройство спрашивает, кто этот человек, зачем и к кому пришел. Он отвечает, это проверяется по списку, сличается вплоть до фотографии. Если человек ведет себя спокойно и адекватно, охранник нажимает на кнопку, открывается магнитный замок, и он заходит в помещение. Если человек ведет себя неадекватно или у него с собой ружье, охранник его просто не пустит. Он может стрелять внутри, взрываться, но вреда окружающим не нанесет.
Сделать такую капсулу с бронированными стеклами, думаю, обойдется не очень дорого - тысяч в пятьсот, максимум миллион. Но очень важно научить охранника правильно с ней работать. Что мне понравилось у израильских коллег - они учат охранника психологии: он смотрит на посетителя и может дистанционно определить его психоэмоциональный портрет, у них существуют определенные психологические шаблоны потенциально опасных людей.
 
У нас изучение охранником психологии не входит в обязательное требование?
На курсах для охранников есть совсем немножечко психологии, но это все на примитивном уровне. По хорошему, для подготовки охранников нужны специалисты высокого уровня, специализирующиеся на психологии преступников. Их очень мало, в России их можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они работают в спецслужбах.
Формально охранником может стать любой человек, который принесет справки от нарколога и психиатра. Есть шесть категорий охранников, но в основном используются четвертая, пятая и шестая. Четвертый разряд получают охранники, которые будут работать на объектах со спецсредствами (дубинка, наручники, слезоточивый газ - прим.ред), в том числе, в школах. Обучение на этот разряд занимает 98 часов, около двух недель.
 
Нужно ли вооружать охранников, чтобы в школах стало безопаснее?
Помочь может только комплекс мер. Нужна отдельная выделенная линия связи между полицией и охраной, в экстренной ситуации это сэкономит как минимум несколько минут. Я считаю, что в школах огнестрельное оружие не нужно, потому что на два-три случая обоснованного применения будет три-пять случаев необоснованного. Даже если кто-нибудь набросится на дедушку-охранника и начнет его бить, дедушка достанет пистолет и начнет стрелять. Я вас уверяю, что с огромнейшей вероятностью он убьет кого-нибудь невиновного, того, кто просто рядом стоял, а потом попадет в преступника и тоже его убьет. В итоге два трупа и дедушка в тюрьме.
Инициатива вооружить охранников электрошокерами - очень здравая. Электрошокер, конечно, нельзя сравнить с огнестрельным оружием, но можно сравнить с дубинкой. Удар дубинкой - с большой долей вероятности травма. Дубинкой можно человека и убить. Были такие случаи. По закону бить по голове нельзя, но в драке сложно предугадать, куда придется удар. Электрошокером в принципе тоже можно убить, если у человека слабое больное сердце или он носит кардиостимулятор. Но в общей массе электрошокером будет причинено гораздо меньше телесных повреждений, чем дубинкой. Удар электрошокера очень болезненный, он может остановить буйного, невменяемого человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения - человек теряет ориентацию, ему уже никого не хочется обижать.
"СИТИБУМ"
 



Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости