Обучение охранников способам обезоруживания злоумышленника

24/01/2014 Обучение охранников способам обезоруживания злоумышленника

Обучение охранников способам обезоруживания злоумышленника
Вооруженные нападения происходят, и это факт. Под угрозой оружия забирают собственность, грабят, заставляют выполнять определенные действия в интересах нападающих, наносящие прямой или косвенный ущерб жертве. Огнестрельным или холодным оружием просто пытаются убить и убивают… При этом «работают» с оружием и профессионалы, и дилетанты. Можно ли этому противостоять? Как? В каких случаях и при каких обстоятельствах это «работает»? Что для этого нужно?
По мнению автора, проблема ликвидации вооруженного нападения при непосредственной угрозе невооруженному человеку недостаточно изучена и недостаточно освещается в методических и практических рекомендациях, пособиях, разработках и т.п. Если и встречается что-то подобное, то, к сожалению, в очень узкой, однобокой и зачастую опасной форме предоставления информации. На наш взгляд, эта проблема выглядит значительно шире, разностороннее и требует профессионального и глубокого изучения, а самое главное – внедрения в практику определенной, по возможности универсальной модели эффективных действий по ликвидации той или иной вооруженной угрозы, учитывая все психологические, тактические и технические аспекты.
Если относить эту непростую тему к работе частного охранника, а именно это мы хотим раскрыть в этой статье, то, на наш взгляд, необходимо комплексно изучить проблему и прежде всего ответить на следующие вопросы: какой именно специализации охранника может коснуться эта тема, насколько она действительно актуальна и может ли охранник противостоять подобным угрозам, можно ли его обучить этому и если можно, то какие методические особенности должны присутствовать? Это мы и постараемся сделать…
Известно, что сотрудники охраны, работающие в частных охранных предприятиях, имеют разную специализацию, соответственно это должно откладывать отпечаток и на особенности специальной подготовки тех или иных категорий сотрудников. Если рассмотреть тему обезоруживания как элемент системы спецподготовки охранника, мы видим, что и сотрудник физической охраны офиса, и сотрудник личной охраны, и боец группы быстрого реагирования ЧОПа могут в равной степени побывать в ситуации вооруженного нападения, причем в этой экстремальной ситуации они должны будут спасать подвергшиеся угрозе человеческие жизни, которые были либо объектом нападения, либо находились при исполнении служебных обязанностей, или случайно оказались рядом. Кроме того, сотрудник охраны может сам (в ситуации нападения на объект) оказаться под угрозой холодного или огнестрельного оружия. Таким образом, обучение сотрудника охраны поведению при угрозе оружием (включая ее нейтрализацию) является актуальным независимо от его специализации, а это значит, что для всех сотрудников физической охраны.
Мы утверждаем, что тема обезоруживания при угрозе огнестрельным, холодным оружием и подручными средствами должна занимать особое место в системе специальной подготовки частного охранника и быть самостоятельным полноценным разделом специальной физической подготовки специалиста в области охраны и безопасности.
Случаи из практики показывают, что реально защититься от вооруженной угрозы можно, обладая определенными специальными навыками и уровнем психологической устойчивости. Психологическая устойчивость - качество, как известно, врожденное, хотя тоже в известной степени может тренироваться посредством специальной психологической подготовки, а вот научиться правильным тактическим и техническим действиям по ликвидации непосредственной вооруженной угрозы может любой, причем даже не очень физически развитый человек (это возможно при правильно построенном учебно-методическом процессе).
Что же это за тактические и технические действия, которые вселяют нам такую уверенность? Остановимся на некоторых моментах, которые дают возможность, во-первых, утверждать, что обезоруживание реально, а во-вторых, реально обезоруживать злоумышленника.
  • Чисто тактически понятно, что если грабитель под угрозой оружия требует у жертвы выполнения каких-то действий, например отдать ценности, то сразу убить человека не является его самоцелью в данной ситуации, соответственно есть (и зачастую достаточное) время для обезоруживания напавшего. В данной ситуации защищающийся и отбирающий оружие всегда будет «работать» первым номером, а вот тот, у кого оружие, - вторым. Соответственно тот, кто работает первым номером, действует неожиданно и поэтому способен ликвидировать угрозу при правильной технике отбора.
  • Вооруженный грабитель, который позволяет себе навести и приставить холодное или огнестрельное оружие в упор (или на очень близком расстоянии), как правило, чрезмерно уверен в себе и своем оружии и при такой ситуации абсолютно точно ни психологически, ни тактически не готов к тому, что у него вдруг заберут то, на что он сделал основную ставку. Исключение составляют профессионалы, они не будут угрожать оружием так, чтобы создать условия для его отбора. Таких профессионалов, как было сказано ранее, к счастью, пока очень мало. В этой связи нам очень помогают имеющиеся в кинопрокате бесчисленные и непрофессионально сделанные боевики, которые используются начинающими преступными элементами как методические пособия. Именно там показывается, как неправильно приставлять оружие к жертве, а жертва в этих фильмах почти всегда ничего не предпринимает и поэтому обречена… В реальности все может быть совсем по-другому…
  • Правильная техника обезоруживания подразумевает использование элементарных законов физики, переложенных на биомеханику человека. При правильном использовании этих законов оружие (неважно – холодное или огнестрельное) рассматривается обороняющимся как рычаг, а против рычага, как известно, не может устоять никакая сила отдельно взятой руки, удерживающей оружие. Кроме того, в отборе участвуют все группы мышц того, кто защищается. Таким образом, мы уверены в удачном отборе любого оружия при применении правильной техники.
  • При вооруженном непрофессиональном нападении на близких расстояниях на охраняемое лицо подготовленный охранник имеет возможность спрогнозировать угрозу и ликвидировать ее на стадии извлечения или наведения оружия. Эти элементы отрабатываются на тренировках по специальной подготовке. Кстати сказать, что при угрозе в третье лицо действуют те же биомеханические принципы и правила отбора оружия, что и при непосредственной угрозе обороняющемуся лицу. Так что все может работать при соблюдении определенных правил это проверено в реальных ситуациях.
Естественно, мы рассматриваем обезоруживание как крайнюю меру, когда другими способами предотвратить и ликвидировать угрозу не удалось и не представляется возможным. Например, когда сотрудник охраны не успел применить служебное оружие или спецсредства и грабитель неожиданно оказался в непосредственной близости от него, при этом сотрудник или другой человек - на линии огня злоумышленника. Действия по устранению вооруженной угрозы должны быть четкими, технически правильными, тактически оправданными и происходить в нужный психологический момент, который необходимо либо использовать, либо создать. Всему этому необходимо учиться, учиться систематически, вдумчиво, обращая внимание на все тонкости, так как оружие – источник повышенной опасности, а здесь мелочей не бывает. Поверхностный подход в этом отношении неприемлем!!!
В построении учебно-методического процесса необходимо придерживаться некоторых моментов, которые отражают специфику «работы» против оружия.
· Обязательное ознакомление обучаемых с биомеханическими особенностями отборов предметов из рук. Изучение рычага, болевых воздействий на кисть, выведения из равновесия и других принципов.
· Процесс обучения и тренировок проводить только со служебным оружием, холодное оружие тоже должно быть реальным. Это обеспечит полную психологическую и правильную техническую подготовку.
· Начинать изучение любого способа обезоруживания нужно с ухода с линии возможного выстрела противника, необходимо показать правильную технику ухода, надо настраивать обучаемых на постоянный контроль нахождения частей своего тела по отношению линии возможного выстрела противника.
· Соблюдение принципа «мгновенного освобождения напавшего от его же оружия». Не допускаются варианты обезоруживания, при которых возможны длительные неконтролируемые манипуляции (движения) с оружием в руке злоумышленника, чтобы предотвратить случайные выстрелы и случайное поражение окружающих лиц.
· Соблюдение принципа «моментального контроля противника после отбора у него оружия». Контроль может осуществляться болевым способом или посредством того же оружия. Постоянно отрабатывать этот контроль как логическое завершение всего действия по обезоруживанию.
· Включать в схему обезоруживания попутные травмирующие и отвлекающие элементы, логически вписывающиеся в связку движений.
· Пробовать и отрабатывать отборы оружия как при угрозе (шантаж) в упор, так и на технически возможном для отбора расстоянии.
· Уметь отбирать приставленное оружие, в какую бы точку тела оно не было бы направлено.
· Отрабатывать особенности отбора оружия при угрозе охраняемому или третьему лицу.
· Изучать особенности обезоруживания при угрозе разными видами огнестрельного оружия (короткоствольного, длинноствольного), холодного оружия разной длины и характеристик и подручных средств (отвертка, заточка, шило, «розочка», палка и т.п.).
· Изучать отборы оружия, удерживаемого разными хватами и на разном уровне, в том числе и нестандартными.
· Включать в общий процесс обучения специальную технику ударов оружием и технику освобождения от захватов за ваше оружие (в целях избежания контратаки).
· В целях формирования психологической готовности проводить комплексные тренировки с использованием травматического оружия, легких бронежилетов. Проводить тренировки на фоне дополнительной физической и психологической нагрузки, в том числе и в моделируемых боевую обстановку ситуациях. При отработке некоторых специальных элементов допускается использование реального служебного оружия. В этих случаях организовывать учебный процесс с соблюдением дополнительных мер безопасности.
· Постоянное тестирование вновь разработанных способов отбора огнестрельного оружия с реальным травматическим или служебным оружием в целях избежания неожиданных технических ошибок, приводящих в реальности к опасным последствиям (например, нахождение ствола слишком близко к лицу при возможном выстреле - опасный выброс пороховых газов, неожиданное попадание гильзы в лицо могут спровоцировать ненужный рефлекс; неправильный захват затвора пистолета также может нанести ненужную травму; нахождение какой-то части тела на линии огня противника после ухода с линии огня приводит к ранениям и смерти и т.д.).
Подводя некоторый итог нашему анализу и рекомендациям, необходимо понимать, что проблема ликвидации вооруженной угрозы невооруженным человеком хоть и является психологически и физически своеобразной, экстремальной по своей сути, но она в то же время вполне решаемая при должном к ней подходе. Необходимы специализированные учебники, пособия, рекомендации, учебные фильмы и прежде всего опытные специалисты, инструкторы, педагоги, заинтересованные руководители частных охранных предприятий и центров специальной подготовки, и тогда профессионал частной структуры безопасности будет еще на голову выше тех угроз, которые раньше казались безысходными…
Тема «Обезоруживание при угрозе холодным и огнестрельным оружием» в программе специальной подготовки сотрудника охраны спасет немало жизней, если подходить к ее отработке серьезно и методически грамотно.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости