Закон должен быть законом: о внесении изменений в Закон о ЧДиОД

03/06/2013 Закон должен быть законом: о внесении изменений в Закон о ЧДиОД

Закон должен быть законом: о внесении изменений в Закон о ЧДиОД 
В настоящее время охранным сообществом широко обсуждается законопроект № 266901-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», внесённый Правительством РФ в Государственную Думу.
Экспертной группой Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных Предприятий Безопасности Столицы» и Регионального Объединения Работодателей Негосударственных Структур Безопасности Столицы подготовлены соответствующие предложения и замечания по обсуждаемому законопроекту, которые направлены на имя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Яровой И.А. ив МВД России.
С нашей точки зрения, дополнения в закон не только не устраняют пробелы в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность, а в большей степени делают его декларативным и более коррупциогенным, дающим возможность каждому представителю лицензирующего органа и иных контролирующих органов трактовать положения закона в собственной интерпретации.

Очевидным решением в правотворческой деятельности по устранению негативных факторов и противоречий положений законодательства в сфере негосударственной охраны является принятие сводного федерального закона о негосударственной охране с едиными правами и обязанностями работников и распространение его действия на коммерческие охранные организации (подведомственные МВД России, негосударственные (частные) охранные организации) и некоммерческие (ведомственную охрану). Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предлагаем переработать в целях организации деятельности частных детективов и частных охранников в качестве предпринимателей в сфере сыска и охраны с правом найма работников (детективов и охранников), что позволит привлечь к охране людей и объектов квалифицированных работников силовых структур.
Вносим свои примечания и комментарии в проект следующих изменений в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «О ЧДОД в РФ):
1) пункт 7 части третьей статьи 3 изложить в следующей редакции:
"7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности.";
Комментарии к пункту 7:
1. ФЗ РФ «О ЧДОД в РФ»:
1.1. Разделил понятия «охраняемый объект» (движимые и недвижимые вещи, статья 1.1., подпункт 5) и «имущество» применив союзы «и», «или» в статье 3, подпункте 2, при этом, не ввёл определения понятия «имущество».
1.2. Разрешил охранным организациям оказывать услуги в виде вооруженной охраны только «имущества» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (приложение № 12 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (с изменениями и дополнениями), при этом:
а) в статье 11. Оказание услуг в сфере охраны – фактически ввёл новый вид услуг в виде вооружённой охраны «имущества», не включив его в статью 3. Виды охранных и сыскных услуг;
б) разделив понятия «объект» и «имущество» фактически запретил вооружённую охрану объектов (движимых и недвижимых вещей).
2. В предлагаемой редакции подпункта 7:
2.1. Не определён орган, который уполномочен устанавливать перечень объектов, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности, не определены критерии и порядок включения таких объектов в перечень.
2.2. Не определено понятие – «антитеррористическая защищённость».
Примечание.
Данный вид охранных услуг законом ФЗ «О ЧДОД в РФ» не предусмотрен.
Термин «антитеррористическая защищённость»: «Реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий» - введён приказом Минрегионразвития РФ от 05.07.2011 № 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищённости зданий и сооружений. Общие требования проектирования» и на частную охранную деятельность не распространяется.
2.3. Замена действующей редакции подпункта 7 нецелесообразна, поскольку:
1) Концепцией противодействия терроризму (утверждена Президентом РФ 05.10.2009 г.):
а) негосударственные организации отнесены к субъектам, оказывающим содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий, а не к субъектам, непосредственно осуществляющим антитеррористическую защищённость;
б) основными задачами противодействия терроризму являются: «д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей», а не только объектов, на которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищённости;
2) объекты, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности, могут также входить в перечни объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране полицией.
2) в статье 11:
а) первое предложение части третьей изложить в следующей редакции:
"Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.";
б) дополнить частью следующего содержания:
"Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.";
Комментарии к подпункту б:
1. Предлагаемая для введения часть статьи 11 носит декларативный характер и на практике не подлежит исполнению, поскольку:
1.1. «Защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» как вид услуг - не включена в статью 3. Виды охранных и сыскных услуг Федерального закона РФ «О ЧДОД в РФ», разрешённых для оказания частным охранным организациям, лицензионные требования не утверждены.
1.2. Понятие термина «защита объектов» не раскрыто, в ФЗ «О ЧДОД в РФ» в понятие «объекты охраны» включено: «5) объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке».
1.3. В статье 3 подпункте 2 ФЗ «О ЧДОД в РФ» понятия «охраняемый объект» (движимые и недвижимые вещи, статья 1.1., подпункт 5) и «имущество» (понятие термина не приводится) - не являются идентичными, поскольку разделены союзами «и», «или» («охрана объектов и (или) имущества…»), соответственно, защита «имущества» объектов транспортной инфраструктуры (в том числе вооружённая) дополнением не предусмотрена.
1.4. "Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» не предусматривает оказание услуг, предусмотренных статьёй 3 ФЗ РФ «О ЧДОД в РФ».
1.5. Дополнением не раскрыт механизм защиты и порядок привлечения к обеспечению транспортной безопасности собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (в том числе категорированных) сил частных охранных организаций, нормативы выставления постов в зависимости от уровня угроз безопасности.
1.6. Порядком разработки планов безопасности данных объектов механизм физической охраны силами частных охранных организаций не предусмотрен, обеспечение транспортной безопасности возлагается на собственников таких объектов.
1.7. Дополнением не установлен порядок определения перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (в том числе категорированных), подлежащих охране частными охранными организациями, поскольку часть объектов подлежат государственной охране и полицией:
1) объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены (пункт 15 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587); аэропорты и объекты их инфраструктуры (пункт 18); специальные грузы и иные;
2) объекты, подлежащие охране полицией: международные аэропорты и аэродромы, на которых имеются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, и объекты их инфраструктуры (пункт 15 распоряжения Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 1629-р).
2. В соответствии с ФЗ от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под актом «незаконного вмешательства» понимается - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий, соответственно, в дополнении формулировка о незаконном вмешательстве носит декларативный характер, поскольку:
1) в дополнении термин «от актов незаконного вмешательства» не раскрыт (вмешательство в служебную, хозяйственную деятельность, экономику или иную деятельность?);
2) ФЗ РФ «О ЧДОД в РФ» такой вид услуг по защите от «противоправных действий (бездействий)…» не предусмотрен;
3) услуги по защите жизни и здоровья граждан оказываются частными охранными организациями только по договору с каждым клиентом, соответственно, защита жизни и здоровья персонала объектов транспортной инфраструктуры запрещена законом;
4) охранник не наделён правом на задержание лиц за «незаконное вмешательство (действия, бездействие)», в соответствии с ФЗ «О ЧДОД в РФ» охранник наделён правом:
а) при охране объектов и (или) имущества (статья 12):
- охранник вправе задерживать на месте правонарушения с незамедлительной передачей в полицию лиц, только за совершение противоправного посягательства на охраняемое имущество (определение которому не дано);
Примечание:
Необходимо прописать порядок действий частного охранника при задержании и механизм передачи в ОВД с обязательным составлением соответствующего документа (например - акта).
- частным охранникам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений, соответственно они обязаны уведомить правоохранительные органы о таких фактах без принятия мер к задержанию (кроме фактов противоправного завладения охраняемого имущества – УК РФ, глава 21.Преступления против собственности);
б) при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов (статья 12.1.):
- охраннику предоставляется право по обеспечению защиты объектовохраны (движимых и недвижимых вещей, а не имущества) от противоправных посягательств;
- охранник обязан незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей, соответственно, без принятия мер к задержанию за иные составы преступлений, кроме противоправного завладения охраняемым имуществом;
Примечание к пункту 2.
Статьёй 12.1. ФЗ «О ЧДОД в РФ» предусмотрено:
- «2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)»;
- «3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества». Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество.
Таким образом:
1) законом разрешён ввоз (вывоз) имущества на основании документов, дающих право на такой ввоз (вывоз), однако закон не предоставляет право на осмотр ввозимого (вывозимого) имущества, разрешён осмотр только вносимого (выносимого) имущества;
2) осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств может осуществляться только в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях и, если охранник не обнаружит при осмотре «противоправные цели», иными словами состав преступления - он превысит свои полномочия.
Вывод:
Наличие таких ограничений делает бессмысленным обеспечение пропускного режима силами частных охранных организаций на объектах транспортной инфраструктуры, являющихся объектами повышенной опасности и требующих повышенного режима физической охраны.
Председатель правления И.Б. Клыков
Замечания и предложения можно присылать по адресу office@ks-guvd-moscow.ru




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости