Охранять не значит сторожить...

07/05/2013 Охранять не значит сторожить...

Охранять не значит сторожить... 
Так случилось, что некоторое время назад готовясь к одной встрече, я просматривал подборку материалов, так или иначе связанных с охраной объектов РЖД. В ходе этой работы мое внимание привлекла статья «Кому нужна такая охрана», подписанная Романом Коганом, учредителем одной из дальневосточных частных охранных организаций, а именно ООО «ЧОО «Страж». Обстоятельно, с огромным количеством цифр и расчетов, автор показал, что положение с ценообразованием в сфере охранных услуг в нашем регионе смело можно назвать критическим. Нельзя не согласиться с господином Коганом в том, что цена одного часа охранных услуг не может и не должна составлять менее ста рублей, тогда как в реальности она не превышает 60-70 рублей. Одно то, что в среднем на Дальнем Востоке тарифы на эти услуги ниже, чем в других регионах на пятнадцать, а то и на все тридцать процентов, вызывает озабоченность у руководителей охранных структур, призванных обеспечивать безопасность объектов РЖД.
К слову сказать, на сегодняшний день основным партнером Российских железных дорог на всем дальневосточном полигоне от станции Нерюнгри до станции Владивосток являются структурные подразделения Детективно-охранной Ассоциации «Сфера». Силами предприятий «Рапира» и «Каскад» охраняется порядка семидесяти процентов объектов на полигоне ДВЖД. Это стало возможно в результате конкурса, прошедшего в конце прошлого года. И дело не только в самой низкой цене, предложенной ими, как участниками. Большой опыт, хорошая организация, достаточное материально-техническое обеспечение, и главное - искреннее стремление к обеспечению максимально надежной охраны объектов, позволили подвинуть на этом рынке менее крупные и слабее подготовленные охранные структуры.
Нужно сказать, что обстановка в этой области деятельности дальневосточных ЧОПов весьма непростая. Достаточно длительное время из уст отдельных руководителей звучат призывы бойкотировать оказание охранных услуг на полигоне ДВЖД с целью увеличения цены охраны объектов. Кое-кто вообще предлагает договориться о «разделе» сфер влияния в рамках дороги. Не последнюю роль во всей этой «деятельности» играют компании, пришедшие на конкурс, но проигравшие его.
Понятно, что они тут же попытались и опротестовать результаты, и очернить деятельность конкурентов. Дело дошло даже до подлогов и подтасовки фактов. Так в адрес ФАС поступило заявление от сотрудников одного из охранных предприятий с просьбой проверить правомочность участия «ООО «ОА «Каскад» в конкурсе. При проверке оказалось, что никто из указанных в заявлении лиц этой жалобы не видел, а подписывали они совсем другое письмо и совсем по другому поводу, причем почти шестью месяцами ранее. Но и на этом истерия вокруг торгов не прекратилась.
Однако, факты – вещь упрямая, и против них бессильны даже самые сильные домыслы.
Во-первых, обвиняя «Каскад» и «Рапиру» в демпинге, господа «конкуренты» почему-то напрочь забыли, что по результатам конкурса их предприятия тоже заключили договора с РЖД по охране порядка 30 объектов, причем по таким же, а в некоторых случаях и меньшим ценам, чем у победивших по другим позициям конкурентов.
Во-вторых, сложно понять руководителей ЧОПов , которые с чистой совестью в июне 2012 расторгают в одностороннем порядке договора с Дирекцией тяги ДВЖД , а в декабре этого же года заявляют об участии в конкурсе, чтобы вернуться. Кстати сказать, именно сотрудникам ДОА «Сфера» в экстренном порядке в июне прошлого года пришлось принимать под охрану брошенные «коллегами» объекты.
В-третьих, кому, как не сотрудникам и руководству «Каскада», знать о реальном положении дел с охраной объектов ряда направлений ДВЖД до декабря 2012. По результатам приема данных объектов в январе 2013 года установлено, что более семидесяти процентов сотрудников охраны просто-напросто не только не имели
удостоверений частных охранников, но и вообще не проходили никакого обучения. Более того, считаясь сотрудниками ЧОП, по трудовым книжкам числились обычными сторожами. А это значит, что их работодатели смело могли экономить и на экипировке, и на лицензировании, и на зарплате. Как тут не задать вопрос все тому же господину Когану: «Кому нужна такая охрана?»
Начнем с того, что предложенная на торгах цена, вопреки заявлениям некоторых товарищей, так или иначе, но позволяет оказывать услуги хоть и с минимальной, но прибыльностью. Выплачивая заработную плату своим сотрудникам, перечисляя все положенные налоги и сборы, предприятия, принявшие объекты РЖД в 2013 году, смогли сохранить расчетную рентабельность на трехпроцентном уровне. При этом вырученные в качестве прибыли средства сегодня направляются на организацию обучения и лицензирования персонала, его экипировку и обустройство мест несения дежурства. Подобная практика ведения бизнеса позволяет добиваться весьма высоких результатов. Только в прошлом году сотрудниками охранного предприятия «Каскад» задержано и передано в линейные органы внутренних дел порядка двух с половиной тысяч правонарушителей, выявлено более 80 единиц огнестрельного, травматического и пневматического оружия, около 250 единиц холодного оружия. Неоднократно пресекались попытки провоза наркотических средств. Задержано 8 человек, находящихся в розыске. И это далеко не вся статистика. Количество случаев предотвращения хищений имущества и нарушения общественного порядка исчисляется десятками и сотнями. Но, не смотря на вышесказанное, нельзя не согласиться, что средств, выделяемых на охрану дальневосточных объектов РЖД катастрофически мало, что из-за этого зарплаты сотрудников ЧОП невысоки, а значит, на работу принимаются в большинстве случаев пенсионеры. Понятно, что было бы логично поставить под сомнение качество оказываемых услуг. Впрочем, так же легко можно обвинить людей, взваливших на себя эту нелегкую ношу, в недальновидности и популизме…Однако, в нашем случае есть несколько «но», которые позволяют посмотреть на ситуацию совсем с другой стороны. Сильно сомневаюсь, что такое положение дел устраивает и сотрудников, и руководителей охранных предприятий. Абсолютно уверен, что они попросту вынуждены подчиняться сложившимся обстоятельствам. Думаю, что ни один нормальный человек не захочет получать за свою работу меньше, чем ему предложит работодатель. И все же, ситуация выглядит именно так. Сегодня есть реальный объем работ, предлагаемый заказчиком. При этом существует нижний предел финансирования, рассчитанный, судя по всему, по остаточному принципу в рамках годового бюджета. Может быть, в РЖД и понимают, что такая низкая стоимость оплаты охранных услуг не может не сказаться на качестве, но пренебрегают данным фактом в угоду экономическим показателям. Таким образом, заказчик экономит собственные средства, а поставщик услуг вынужден работать практически с нулевой рентабельностью. Понятно, что участвуя в конкурсе, ЧОПы рассчитывают на максимальное количество договоров, а значит на автоматическое увеличение хоть и небольшой, но доходной части. К тому же всегда есть надежда, что «вот в следующем году может быть расценки станут выше». Но при таком подходе всегда есть опасность получить совершенно другой результат. Заказчик на очередных торгах поставит стартовыми те цены, по которым сейчас на железной дороге работают охранные структуры, и конкурсанты вынуждены будут снова играть на понижение. Вот тогда вполне реальна ситуация, когда те структуры, которые реально способны обеспечить безопасность на объектах РЖД, уступят свое место ЧОПам-однодневкам, мечтающим лишь о прибыли. Ситуация непростая, и пути ее решения, в принципе, лежат на поверхности. Во-первых, может быть имело бы смысл вывести из-под охраны те объекты, которые не являются стратегически важными. Зачем привлекать лицензированного охранника там, где справится бабушка-сторожиха. А ведь при детальном изучении вопроса таким образом можно сэкономить от семи до пятнадцати процентов средств, которые сегодня так необходимы охранным структурам.
Во-вторых, стоило бы обратить внимание на комплексный подход к охране объектов и правопорядка на них. При грамотной организации взаимодействия с полицией и ведомственными структурами безопасности, также можно было бы избежать лишних трат. И наконец, уже действительно пора вспомнить о том, что мы живем в век электроники и передовых технологий. Ведь в ряде случаев замена человека в форме техническими средствами, пультовой охраной и системами контроля, позволят перераспределить освободившихся охранников на объекты, которые действительно нуждаются в присутствии профессионалов. 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости