Пиратство Африки, тенденции последнего времени

18/04/2013 Пиратство Африки, тенденции последнего времени

Пиратство Африки, тенденции последнего времени
Сомалийское пиратство
В последнее время отраслевые, и отнюдь не последние мировые, СМИ, захлестнула прямо-таки волна тревожных сообщений об угрозе сомалийского пиратства. Откуда она взялась, в сообщениях не говорится. Подтверждений нет, если не считать таковыми два доклада, опубликованных скандально известным фондом Oceans Beyond Piracy и Всемирным Банком. Оба доклада поражают той наглостью, с которой его творцы врут и фальсифицируют, но на эту тему я готовлю отдельный материал, очередное исследование очередных фальшивок, инспирируемых ООН и сляпанных с помощью BIMCO и других «представителей» судоходства.
 ВМС, отраслевой официоз и охранные агентства наперебой стращают судоходство угрозой воскрешения сомалийского пиратства, не приводя правда, никаких конкретных примеров. Утверждается, что пираты затаились и разрабатывают какие-то новые страшные стратегии, и что скоро грянет буря. Моя идея, высказанная еще осенью прошлого года, о недостоверности статистики нападений с выходом на арену частных вооруженных охранников, пришлась очень ко двору, ее полюбили и ВМС, и охранники, и официоз. И вовсю ею козыряют. Вот мол, в чем дело, в том, что многие подвергшиеся нападению предпочитают о нем умалчивать, особенно если на судне была вооруженная охрана. Тут и опасения возможных негативных легальных последствий найма охраны, и простое нежелание заполнять кучу официальных бланков, требуемых для доклада о нападении.
 Дошло до того, что некоторые западные СМИ настолько обнаглели, что стали критиковать Международное Морское Бюро IMB, священную корову пиратской статистики. Я критикую IMB уже не первый год, и вот, наконец, начали просыпаться и остальные. Очень конечно робко, с чисто западной этой политкорректностью, осторожненько, но все-таки критикуют. И на том спасибо. Критикуют практически моими словами и мыслями – IMB запаздывает с информацией, дает ее в неудовлетворительных объемах и форме, и в общем работа IMB в ее нынешнем виде теряет всякий смысл.
Однако все-таки, откуда тревога насчет возрождения сомалийского пиратства? Что ее порождает? Источники тревоги говорят сами за себя. Официоз, ведомый ООН, все еще не теряет надежды поживиться с борьбы с сомалийским пиратством, особенно с самого жирного куска, с пресловутой борьбы с корнями на берегу. ВМС всех стран, тусующихся в этом регионе, не хочется уходить по понятным причинам стратегического характера (присутствие вблизи Персидского залива) и так сказать, личного – ВМС очень понравились эти круглогодичные маневры. Почему страшилки нужны охранным агентствам и страховщикам, и вовсе не требует пояснений.
 
Все без исключения страшилки отличаются одной общей чертой, они совершенно не подтверждаются фактами. Так, вольный полет смелой мысли – пираты мол, затаились, разрабатывая новые тактики и подходы. Имеющиеся факты же говорят совсем об обратном. Так, недавно испанский фрегат в целях профилактики задержал и осмотрел йеменское рыболовное доу, и пообщался с капитаном и экипажем. Капитан доу сказал, что работая в основном в водах Йемена, Аденского залива и Сомали, он не только не имел неприятностей от пиратов, но и просто их не видел и ничего о них не слышал, уже почти два года.
 Самый главный и железобетонный факт, это отсутствие захватов. Последний захват был скоро год тому назад, 5 мая 12 года. Сомалийское пиратство похоже, полностью сошло на нет. Благодаря эгоистической, шкурной политике всех заинтересованных сторон, от ООН до охранных агентств, мы не имеем достаточно информации, чтобы анализировать причины исчезновения пиратства. Скорее всего, это произошло не только благодаря массированному применению частной охраны и в какой-то степени, деятельности военных, но и благодаря мощным подвижкам в самой Сомали. Что-то там явно произошло, что имело для пиратства огромные негативные последствия.
 Есть очень важное соображение, проистекающее из факта отсутствия захватов в течении столь длительного времени, и свидетельствующее именно о снижении, либо исчезновении, пиратства как такового. По разным данным, охрану нанимали от 50 до 80 процентов судов, следовавших опасными водами. Что насчет остальных? Будь пиратская активность столь же высока, как в пиковые годы расцвета сомалийского пиратства, они неминуемо вычислили бы невооруженные суда, простым методом тыка. И захватили бы несколько таких судов. В конце-концов, они бы нашли способы заранее вычислять невооруженные суда – с помощью например, имитации атак на суда, идущие Красным морем в Индийский океан, и передачей информации своим подельникам в океане (про это способ мне рассказало одно российское частное охранное агентство). Этого нет, а это значит, пиратство действительно на спаде, либо полностью прекратилось.
 Мне представляется, что в настоящее время никто не имеет какой-то цельной и объективной картинки того, что представляет из себя сомалийское пиратство. Причина только одна – шкурничество всех заинтересованных сторон, именно заинтересованных, и не в том, чтобы пиратство исчезло, а в том, чтобы оно продолжалось. Стороны все те же, я стер клавиатуру, эти стороны описывая.
 Несмотря на отсутствие подробной информации и анализа, у нас есть главная информация – статистика атак и захватов. Атак крайне мало, по пальцам за последние минимум полгода, захватов нет вообще. Тем не менее, пока осторожность все-таки необходима. Единственным надежным способом гарантировать безопасность судна был и остается найм охраны. Однако при этом можно уже вывести в приоритет стоимость охраны. Имеет смысл сократить ее до минимума, до трех человек. Нет уже видимо, смысла отдавать предпочтение российской охране как наиболее эффективной на судах с российскими экипажами, что-то при этом дополнительно переплачивая. Можно мне кажется, обойтись и иностранцами, если их стоимость ниже.
 
Гвинейский залив
Гвинейский залив стал самой горячей пиратской точкой планеты, особенно воды Нигерии. И снова та же беда, что и в Индийском океане – отсутствие достоверной информации и анализа. Про IMB повторяться нет смысла, разве что привести один пример – мне написали из залива, что на прошедшей неделе было две атаки минимум. IMB не сообщил ни об одной из них. Морской Бюллетень сообщил об одной. Наиболее подробной информацией владеют шельфовые компании, но они ее скрывают, распространяя только среди своих судов, и запрещая ее передачу куда-либо еще, в СМИ, например. Их скрытность объясняется рядом причин, среди который главным наверное, следует считать опасение вызвать неудовольствие властей Нигерии разглашением негативной информации о том, что творится в этой стране. Последствия для компании могут быть очень неприятными.
 Морской Бюллетень неоднократно писал про некое очень эффективное охранное агентство, работающее в водах Нигерии по полной программе – то есть имеющее свой флот и свои базы, а также все необходимые документы для использования оружия. Это Intel Security Nigeria.
Вот что про него пишут люди, работающие на шельфе Нигерии:
 Знаю, что они являются оператором порта Онне, у них тут целый Камп под охраной для иностранных работников порта, офисов связанных с портом или судоходными компаниями (офис того же Бурбона здесь в Онне находится на територии Интел Кэмпа. Там же можно и проживать например когда приезжает ктото из наших суперов они там и живут. Весь порт оперируется ими. Знаю недавно пытался своим провизионным краном загрузить масло в бочках на борт - прибежали интеловцы начали ругаться мол Юнион, мол Интелс полиси... Только их кранами можно грузить или выгружать что либо в порту. при чём на 2ух крупных терминалах но и на базе с драйдоком тоже. Весь порт делён на 4ре части и везде без Интелс ничего не делается. Порт под их охраной и мэнеджментом. Они организовывают конвои для судов заходящих и выходящих из Бонни ривер ежедневно под прекрытием Нэви катеров и спидботов. Бойцы в них насколько я знаю государственные (в Нигерии огнестрельное оружие могут носить только сотрудники государственных силовых структур) нанятые для этой работы у государства полисмэны и нэви. А вот сами боты обычно у них свои, хотя обвешаны крупнокалиберными пулемётами, поэтому может тоже государственные? не видел просто чтобы их снимали когда полисмэны сходят с катеров по приходу в порт... Как говорят местные то это какаято совместная то ли Итальянская то ли французкая контора совместно с местными воротилами и связями в правительстве. СП в общем. А ещё они и агентские услуги предоставляют.
 Хочу сказать, что ребята действительно знают и делают свое дело- стоя на нефтняной поляне в качестве stand by судна чвствуешь уверенность и защищенность. катера постоянно охраняют район, их координирует центр,который расположен либо на платформе либо на fpso. То есть, если к поляне приближается неизвестное судно главный коорд. Центр вызывает вооруженные катера охраны и говорит им куда следовать, чтгбы проверить неопознанное судно(бывало такое, что неопознанное судно окружают и проверяют)+ каждый час перекличка судов охраны.
 Наличие такого агентства конечно, можно только приветствовать, однако есть и тревожные соображения. Агентство сильно смахивает на монополиста на рынке охранных услуг Нигерии, при этом охранниками могут быть исключительно граждане Нигерии. Где монополизм, там рано или поздно, будут и снижение качества услуг, и коррупция. Я не знаю ни об одном иностранном охранном агентстве, работающем на рынке Нигерии, да при этом еще и со своими охранниками. Мне кажется, нигерийские власти борются и будут бороться с такими агентствами и охранниками даже в том случае, если охранники будут невооруженными. Я в свое время посетил базу подводного спецназа Балтфлота, и видел, что эти ребята могут, даже невооруженные. Не сомневаюсь, что они в состоянии отбить атаку этой сволочи голыми руками и подручными средствами. Но боюсь, нигерийские власти и в этом случае могут таких охранников скрутить и постараться засудить, с единственной целью удержания рынка для себя.
 В общем, в Гвинейском заливе света в конце тоннеля не проглядывается совершенно, ведь не считать же таковым очередное пропагандистское и совершенно пустое действо, устроенное ООН, IMO и руководством стран Гвинейского залива – имею в виду пресловутый Кодекс поведения стран, якобы призванный обуздать пиратство. Выход один и только один – легализация вооруженной охраны на торговых судах посредством международной Конвенции.
 Охранным агентствам можно тем временем, посоветовать не пугать народ страшилками, а всемерно поддержать кампанию по разработке и принятию Конвенции, легализующей вооруженную охрану. Это куда более верный способ гарантировать как ваше будущее, так и ваши доходы.
 Войтенко Михаил




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости