О роли Торгово Промышленной палаты России в защите интересов бизнес - сообщества в сфере безопасности

04/03/2013 О роли Торгово Промышленной палаты России в защите интересов бизнес - сообщества в сфере безопасности

О роли Торгово Промышленной палаты России в защите интересов бизнес - сообщества в сфере безопасности 
Россия идет по пути модернизации. Главными ориентирами развития страны до 2020 года являются: 
- построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей; 
- обеспечение безопасности личности от криминальных и террористических угроз; 
- развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности; 
- формирование широкого среднего класса. 
Впервые в истории нашей страны в качестве основы государственной политики и оценки ее эффективности поставлены интересы свободного и гармонично развитого человека, а также обеспечения его максимальной защиты и безопасности. 
Одним из самых ярких проявлений свободной, творческой и эффективной человеческой деятельности является предпринимательство. 
Именно бизнес – свободный, законный и цивилизованный – заложит основу преобразования страны, развития экономики и повышения качества жизни граждан России, а также обеспечения безопасности граждан, их жилища и инфраструктуры работы и проживания. 
Торгово-промышленные палаты - это один из самых авторитетных институтов гражданского общества, за которым законодательно закреплено в качестве основных целей оказание содействия:  
- развитию экономики РФ, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, 
- формированию современной финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности,  
- урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами,  
- всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. 
Торгово-промышленные палаты обладают огромным потенциалом влияния на формирование общественного мнения, осуществления объективного анализа ситуации и выработки рекомендаций по ее улучшению для проведения в жизнь решений руководства страны. 
(Пример с МинЭнерго и приказами №№ 592-11г., 172-09г.) 
Система ТПП РФ - это совокупность торгово-промышленных палат Российской Федерации, включающая в себя Торгово-промышленную палату Российской Федерации, ТПП субъектов Федерации, ТПП муниципальных образований (территориальные ТПП), а также учрежденные торгово-промышленными палатами коммерческие и некоммерческие предприятия и организации, оказывающие услуги по устойчивому развитию предпринимательства.         
Членская база системы торгово-промышленных палат представляет собой наиболее активную часть делового сообщества России. Ей присущи осознанная гражданская позиция, понимание силы и преимущества объединительного движения, чувство ответственности за развитие и процветание России. 
Содержание и суть настоящей стратегии обусловлены тем, что в  условиях происходящих в стране и мире стремительных перемен целесообразно отказаться от подробных долгосрочных планов и сосредоточиться на определении главного вектора движения и основных  приоритетах деятельности с подготовкой ежегодных детализированных программ. 
Целевая аудитория системы ТПП РФ  
Целевая аудитория, на которую направлена деятельность системы ТПП РФ – обширна.  
Хозяйствующие субъекты, в том числе предприятия сферы негосударственной безопасности, заинтересованные в стабильном развитии бизнеса, основанном на понятных и справедливых «правилах игры», деятельности всех игроков в рамках правового поля. Они имеют ярко выраженную ориентацию работы на потребителя и, следовательно, на повышение качества жизни наших граждан. Эта аудитория представляет собой наиболее сознательную и активную часть предпринимательского сообщества и доверяет бизнес - ассоциациям, в том числе торгово-промышленным палатам, оформляя партнерские и членские отношения. 
Всё бизнес-сообщество, не охваченное сознательным членством в бизнес - ассоциациях, занявшее позицию наблюдателя и не имеющее четко сформированного мнения относительно своего предназначения. Это – неограниченная потенциальная членская база торгово-промышленных палат в том числе и Комитета, воздействие на которую может оказать только успешная, имеющая конкретные результаты деятельность системы Комитетов ТПП РФ по БПД по представлению и защите интересов бизнеса на всех уровнях. Работу с этой целевой аудиторией необходимо строить на обеспечении максимального информирования делового сообщества страны о реальных достижениях системы Комитетов ТПП РФ по БПД, что позволит добиться роста членской базы, состоящей из лояльных к системе Комитетов ТПП РФ по БПД представителей бизнеса. 
Государственные органы и органы муниципального управления как главные инстанции, в которых сосредоточены возможности решения поставленных предпринимательским сообществом задач.  
Бизнес-ассоциации, аккумулирующие информацию о профессиональных и отраслевых проблемах участников рынка.  
Партнерские организации ТПП (Деловая Россия, Опора России, РСПП, Национальный антикоррупционный комитет, и др.), осуществляющие системную работу в деле обеспечения благоприятных условий для свободного предпринимательства. 
Другие институты гражданского общества в том числе Общественная палата РФ, профсоюзы НСБ, … и, собственно, граждане страны, так как одной из основных целей бизнеса и бизнес - ассоциаций должно стать повышение уровня и качества жизни. 
Анализ ситуации 
Факторы системного характера, отрицательно влияющие на развитие предпринимательства в России в целом и НСБ в частности. 
1.                  Законодательство переходного периода: 
а) непрямое действие законов, когда непосредственное вступление в силу нормативно-правового акта невозможно из-за большого количества подзаконных актов, принимаемых (или не принимаемых) в течение длительного времени, что на практике может полностью исказить саму суть закона; 
б) наличие в законах коррупциогенных норм и факторов; 
в) оторванность законодательных актов от реальной жизни, содержание в них невыполнимых или трудновыполнимых положений; 
г) ярко выраженный репрессивный характер законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, что проявляется в применении серьезных наказаний и огромных штрафов за незначительные правонарушения, в том числе ошибку, без учета факта нанесения реального ущерба или наличия умысла в его нанесении; 
д) противоречивость регионального и местного нормотворчества (субъектов Федерации и органов местного самоуправления) и их несоответствие федеральному законодательству. 
2.                  Сложившаяся правоприменительная практика: 
а) высокий уровень коррупции, которая стала системообразующим элементом всего государственного устройства и, фактически, единственным стимулом в выполнении (или невыполнении) своих обязанностей органами управления и контроля всех уровней; 
б) сложившаяся практика «презумпции виновности» хозяйствующих субъектов, выражающаяся в репрессивном характере правоприменения (стремлении назначить максимально возможное наказание), связанная с негласными установками на пополнение бюджетов за счет штрафов; 
в) низкая правовая грамотность чиновников, приводящая к тотальному нарушению процессуальных норм при проведении проверок и оформлении их результатов; 
г) перегруженность арбитражных судов, в том числе по причине низкой популярности третейского разбирательства и процедуры медиации; 
д) слабая профилактическая работа прокуратуры, как надзорного органа, в вопросах противодействия системным нарушениям в сфере регулирования предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует отсутствие какой-либо известной практики в этой сфере. 
3.                  Особенности «психологического контракта» между личностью и государством: 
а) многовековая установка доминирования государства над обществом и личностью. Государственные и муниципальные служащие нацелены на руководство и контроль, а не на «служение», т.е. оказание услуг обществу в лице его граждан и хозяйствующих субъектов; 
б) отсутствие в обществе понимания сути рыночной экономики, как постоянно воспроизводимого процесса обмена товарами и услугами, в том числе и в сфере государственного и муниципального управления (оказание государственных и муниципальных услуг);  
в) непонимание сути бизнеса (производства товаров и услуг), как основы существования человеческого общества. Чиновничество и большинство обывателей воспринимают предпринимательство, как средство быстрого неправедного обогащения отдельных, зачастую «непорядочных», граждан; 
г) уверенность большинства граждан страны в невозможности вести любую деятельность в рамках правового поля; 
д) тотальная социальная апатия, выражающаяся в уверенности, что «от меня ничего не зависит». Отсутствие чувства внутренней свободы у большинства предпринимателей и топ - менеджеров; 
е) высокий уровень социально-психологической разобщенности предпринимательского сообщества, недостаток опыта организованной совместной деятельности по отстаиванию своих законных прав и интересов; 
ж) преобладание недоверия и подозрительности в отношениях между чиновниками и предпринимателями (отсутствие социального согласия); 
з) постоянный поиск «внешних врагов», проявляющийся как в психологических установках общества (в проблемах России виноваты - США, Запад, христиане, мусульмане, сионисты, и т.д.), так и в личных установках (я - хороший, а «они» - плохие). 
4.                  Недостаток квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления: 
а) отсутствие системности в работе большинства органов управления и контроля во всех сферах деятельности, неспособность к выбору приоритетов и концентрации усилий; 
б) слабое знание основ современного менеджмента (управление людьми и организациями), как сотрудниками органов государственного и муниципального управления, так и предпринимателями; 
в) отсутствие современной системы подготовки кадров для промышленности и предпринимательства, в том числе и НСБ на основе мониторинга и прогнозирования потребностей и гибкого реагирования с целью их удовлетворения. 
5.                  Неэффективность системы финансирования бизнеса: 
а) ориентированность кредитной политики банков на стимулирование выдачи потребительских кредитов, а не на кредитование бизнеса, что в условиях России фактически означает стимулирование роста продаж зарубежных производителей; 
б) слабый уровень развития рынка страхования – отсутствие действенных продуктов страхования предпринимательских рисков; 
в) отсутствие инструментов инвестиционного кредитования (под разумный процент на длительный срок). 
6.                  Правовой нигилизм: 
а) общая низкая правовая грамотность всех слоев населения страны; 
б) исторически сложившаяся установка «жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения», как следствие, неуважение к закону, приводящее к неуважению прав других людей и несоблюдению собственных обязанностей; 
в) низкое «качество» законов, не учитывающих интересы личности, общества и здравого смысла; 
г) неэффективность и коррумпированность судебной системы и исполнительного производства; 
д) нежелание исполнять закон, основанное на недоверии к власти и убежденности в невозможности положительных перемен. 
7.                  Патерналистские настроения в обществе: 
а) уверенность в том, что все проблемы должно решать государство либо кто-то еще, но только не каждый на своем месте; 
б) отсутствие национальной привычки и желания «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов; 
в) безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе, и критических выступлений.  
Патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий): система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контролю старших по отношению к младшим (подопечным); а также подчинению младших по отношению к старшим.
Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. 
 Факторы, создающие благоприятные предпосылки для развития предпринимательства в России 
1. Безальтернативность проведения коренной модернизации России осознана и озвучена высшим руководством страны. Это понимают и все здравомыслящие россияне. Страна «беременна модернизацией» и задача общества - подготовить и обеспечить удачные роды здорового «ребенка», создать условия для его роста и полноценного развития. 
2. Предпринимательское сообщество, как и все граждане России, в силу исторических условий имеет очень большой потенциал креативности и выживаемости в любых неблагоприятных условиях. 
Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем 
3. Практически все отрасли бизнеса имеют свои ассоциации, которые могут составить основу экспертной базы, необходимой для выработки органами государственного управления разумных, выполнимых и обеспечивающих поступательное движение правил игры. 
4. Создана и успешно функционирует система Комитетов ТПП РФ по БПД, состоящая из самофинансируемых некоррумпированных структур, воспринявшая и воспроизводящая  идеологию «служения» предпринимательству. 
5. Граждане России обладают стойким убеждением в том, что они живут в стране, которая по праву носит звание Великой Державы. Правильно сформулированная «великодержавность» на современном этапе станет центром притяжения и основой новой идеологии страны. 
Роль и место системы Комитетов ТПП РФ по БПД в инфраструктуре поддержки бизнеса она неотделима от системы ТПП России 
В России действуют 174 торгово-промышленные палаты, в том числе 81 палата субъектов Федерации и 93 палаты муниципальных образований.             
Членскую базу ТПП РФ составляют более 47 тысяч организаций и предприятий различных организационно-правовых форм, в том числе 370 компаний, в которых палаты входят в число учредителей.  
Членами ТПП РФ являются 207 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей федерального уровня, а также более 500 бизнес-ассоциаций, действующих на региональном уровне.  
При ТПП РФ функционируют 34 комитета по различным отраслям и направлениям предпринимательства. Более 800 комитетов, комиссий, советов, гильдий и других общественных формирований работают в структуре территориальных палат. 
В систему ТПП РФ входят также 16 зарубежных представительств Палаты России. 
Торгово-промышленные палаты на общественных началах активно участвуют в работе государственных и муниципальных  органов всех уровней власти, отстаивая интересы бизнеса и подтверждая свои позиции в качестве ведущего предпринимательского объединения России.  
Однако информированность делового сообщества о роли торгово-промышленных палат в развитии свободного предпринимательства и экономики страны, о предназначении системы ТПП и ее достижениях, недостаточна, особенно – на местах. Об этом свидетельствуют и слабый рост количества членов территориальных торгово-промышленных палат, и результаты опросов предпринимателей, и отсутствие должного внимания средств массовой информации к палатам, и, собственно, мнение членов палат и других бизнес-ассоциаций.  
Активное участие в экономическом процессе России следует начать с кардинального изменения подхода к организации работы всей системы Комитетов ТПП РФ по БПД.   
Необходимо: 
- более четко сформулировать стратегические задачи системы Комитетов ТПП РФ по БПД и нацелить их на решение реальных первоочередных проблем бизнеса,  
- качественно улучшить эффективность конструктивного диалога органов власти всех уровней через систему торгово-промышленных палат и более активно задействовать ТПП при рассмотрении вопросов регулирования предпринимательской деятельности,  
- обеспечить действенную систему информирования бизнес-сообщества о деятельности системы Комитетов ТПП РФ по БПД.  
- сформировать в системе Комитетов ТПП РФ по БПД установку, что главной ценностью и основным критерием успешности работы является постоянно растущая членская база, состоящая из лояльных и передовых представителей бизнеса.  
Предназначение (миссия) системы Комитетов ТПП РФ по БПД 
Система Комитетов ТПП РФ по БПД должна стать экспертно-аналитическим центром России по выявлению и систематизации проблем развития предпринимательства НСБ и достижению сбалансированного развития экономики с целью оказания содействия руководству страны в выработке оптимальной стратегии повышения благосостояния россиян.  
В этом процессе собственно экспертно-аналитическим центром является ТПП РФ, а территориальные палаты и отраслевые бизнес-ассоциации федерального и регионального масштабов выступают в роли «полевых» структур, обеспечивающих решение следующих задач: 
- первичный сбор информации для анализа проблем предпринимательства; 
- выявление и удовлетворение потребностей своих членов в защите и представлению их интересов на муниципальном уровне и уровне субъектов Федерации; 
- участие в наполнении содержанием и претворении в жизнь согласованных с бизнес - сообществом стратегий развития предпринимательства и оптимизации развития экономики. 
Приоритет приоритетов 
Коррупция превратилась в реальную угрозу национальной безопасности России. Она резко снижает эффективность экономики, пожирая то, что создано честным трудом граждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене.  
Осознавая ситуацию, власть выстраивает систему защитных и репрессивных мер, направленных на снижение уровня коррупции по трем основным направлениям: законодательное обеспечение, усиление ответственности и наказания за коррупционные проявления и воспитание в обществе нетерпимого отношения к коррупции. 
Участие системы Комитетов ТПП РФ по БПД в совершенствование законодательной деятельности и нормотворчества в сфере безопасности 
Выйти с предложением в Правительство РФ и добиться официального признания торгово-промышленных палат субъектами законодательной и правотворческой инициативы. 
Добиться, чтобы регламент работы «Консультативного Совета по оценке регулирующего воздействия при Минэкономторговле…» обеспечивал возможность системного и результативного участия территориальных ТПП и бизнес-сообщества. На проведение экспертизы нормативно-правовых актов должно отводиться разумно достаточное рабочее время. 
С целью выявления и устранения положений, создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере безопасности, осуществлять постоянную экспертизу проектов и действующих административных регламентов работы органов государственной власти и местного самоуправления. 
В процессе общественного обсуждения законопроектов активно противодействовать практике принятия законов непрямого действия либо добиваться «пакетного» принятия законов (вместе с необходимыми подзаконными актами). 
Разработать и внести в Правительство РФ и Государственную Думу РФ поправки к законодательству в соответствии с Концепцией развития охранного законодательства в Российской Федерации. 
Участие системы Комитетов ТПП РФ по БПД в улучшении делового климата и создании благоприятных условий для ведения бизнеса 
Разработать и внести на рассмотрение Правительства РФ рекомендации по снижению налоговой нагрузки на бизнес и созданию экономико-правовых предпосылок для развития предпринимательства и повышения его эффективности, в том числе:  
Для упрощения входа в бизнес, создания критической массы малого предпринимательства, обеспечения самозанятости населения распространить сферу применения специального налогового режима в виде патента на всех субъектов малого предпринимательства на период становления бизнеса сроком от пяти до десяти лет. 
Оптимизировать налоговую нагрузку на субъекты среднего бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и уменьшения общего объема налогов и сборов. 
Провести мониторинг существующего порядка административных процедур по выдаче разрешений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по результатам которого подготовить законопроект, предусматривающий массовую замену разрешительных процедур на уведомительные. 
Вести регулярный мониторинг деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений с целью выявления незаконного осуществления ими функций управления и принятия мер по прекращению подобной практики. 
Разработать конкретные механизмы участия в качестве экспертного сообщества отраслевых ассоциаций и союзов предпринимателей - членов Комитета ТПП РФ по БПД в работе правительственных органов по совершенствованию развития и регулирования сферы негосударственных структур безопасности.  
Разработать и представить в Правительство РФ предложения по снижению операционной сложности ведения бизнеса.  
Разработать рекомендации по внесению изменений в законодательные акты, регламентирующие перечень затрат, которые предприниматель может относить на себестоимость своих продуктов и услуг, с целью его расширения. 
Продолжить практику проведения конференций и круглых столов по вопросам проблемам сообщества НСБ с целью выработки рекомендаций по совершенствованию регулирования тарифной политики, а также банковского и финансового рынков страны. 
Инициировать принятие Правительством России программы перехода страны на международные финансовые стандарты отчетности.  
Предусмотреть участие системы ТПП РФ в реализации данной программы путем организации и проведения обучающих мероприятий и ведения информационной и разъяснительной работы. 
Предлагается в целях реализации Концепция развития охранного законодательства в Российской Федерации ежегодно актуализировать ее цели, определять годовые приоритеты, разрабатывать и принимать детализированную Программу деятельности системы Комитетов ТПП РФ по БПД в сфере обеспечения безопасности России на следующий год. 
Приоритетными направлениями деятельности системы Комитетов ТПП РФ по БПД в сфере обеспечения безопасности России на 2013 год считать: 
1.                  Оптимизация структуры аппарата системы Комитетов ТПП РФ по БПД в соответствии с реализацией Концепции развития охранного законодательства в Российской Федерации. Подготовка и принятие необходимых нормативных документов. 
2.                  Создание и обеспечение надежного функционирования Единого информационного пространства системы Комитетов ТПП РФ по БПД
3.                  Разработка и принятие Программы комплексного развития системы Комитетов ТПП РФ по БПД
4.                  Обеспечение преемственности в деятельности всех подразделений системы Комитетов ТПП РФ по БПД в ходе осуществления требуемых изменений для полноценного функционирования общественных формирований в системе палат России. 
 
Спасибо за внимание! 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости