Государственно-частное партнерство в сфере безопасности в современной России

25/02/2013 Государственно-частное партнерство в сфере безопасности в современной России

Государственно-частное партнерство в сфере безопасности в современной России 
Современный бизнес немыслим без системы тесных взаимосвязей с государством. Такое взаимодействие происходит в различных сферах: правового регулирования, лицензирования, налогообложения. При этом современные компании все в большей степени вынуждены учитывать специфику государственной политики в области развития инфраструктуры, одобрения сделок, антимонопольного регулирования. В свою очередь государство все активнее задействует представителей бизнеса для решения общенациональных и локальных задач и проектов, например в рамках государственно-частного партнерства.
Сегодня в России каждый может вложить свой смысл в понятие «государственно-частное партнерство», или сокращенно ГЧП.
Законодательного закрепления этого политико-правового явления, к сожалению, пока не существует.
Общепринятое понятие «государственно-частное партнерство» звучит как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В числе базовых признаков государственно-частных партнерств можно назвать следующие:
· сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
· взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
· взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
· ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;
· в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
· финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Основная область применения ГЧП в мире – постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод, здравоохранения, связи и IT.
К сожалению, о ГЧП в сфере безопасности говорится крайне мало, хотя это направление может и должно активнее развиваться. Возможно, это связано с политикой государства, которое стремилось всегда полностью охватить все стороны этого, безусловно, важного направления, или же с неуверенностью охранного бизнес- сообщества в перспективе ГЧП именно в этой сфере.
Исторически так сложилось, что к вопросам безопасности в нашей стране «простых смертных» никогда не допускали, и по инерции такой подход имеет место быть и сейчас, и практически везде подменяется практикой привлечения частных охранных организаций к обеспечению общественного порядка на различного рода мероприятиях, так сказать, на добровольно-принудительной основе, без всякой оплаты проведенных работ. В сегодняшней практике участия ЧОО в вопросах охраны общественного порядка и организации взаимодействия с органами полиции, как говорили И.Ильф и Е.Петров, нет главной составляющей ГЧП – «согласия как продукта обоюдного непротивления сторон».
Основной причиной, сдерживающей развитие государственно-частного партнерства в сфере обеспечения безопасности граждан, является отсутствие в России опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государством и бизнесом именно в данной сфере. Тут вполне уместно привести примеры зарубежного опыта ГЧП – проектов в сфере безопасности.
В последнее время некоторыми депутатами Государственной Думы Российской Федерации и экспертами охранной индустрии принимаются попытки обратить внимание общества и на такое, пока еще экзотическое направление ГЧП, как частные военные компании (ЧВК).
При этом развитию всех возможностей государственно-частного партнерства в странах Европейского сообщества способствует наличие сильных и авторитетных общественных организаций негосударственной индустрии безопасности. Так, Eвропейская конфедерация служб безопасности (CoESS) координирует деятельность 29 национальных ассоциаций безопасности с охватом 50 000 частных охранных предприятий, в которых работают более 2 миллионов сотрудников. Одна из главных задач CoESS – тесная интеграция охранного сообщества Европы с Европарламентом и другими государственными структурами Евросоюза путем унификации национальных отраслевых правовых систем, реализации технологий межсекторного взаимодействия и содействия в реализации крупных межгосударственных проектов в сфере безопасности.
Естественно, нельзя полностью копировать опыт ГЧП зарубежных стран, но почему бы не взять за основу некоторые интересные идеи, адаптировать их к нашим российским реалиям и попробовать внедрить такие механизмы у нас в стране?
Можно ли считать:
- договоры о сотрудничестве ЧОО с ОВД и муниципальными образованиями,
- рабочие группы при губернаторах,
- координационные советы при УВД,
- экспертные группы при законодательных органах и т.д.
формами реализации государственно-частного партнерства в сфере безопасности?
Скорее всего, это ростки, «первые ласточки» намечающейся интеграции бизнеса и государства в вопросах общественного порядка и безопасности.
Хотя уже в ряде регионов России наметились более близкие к ГЧП формы сотрудничества частных охранных организаций с местными властями.
Особую актуальность возможности ГЧП в сфере безопасности приобретают в преддверии проведения в Казани Всемирной студенческой универсиады-2013 и зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи.
Уже сейчас Правительство Татарстана и оргкомитет Универсиады-2013 заключили соглашение о привлечении к безопасности игр более чем 2700 частных охранников на основе специальной программы подготовки сотрудников, их экипировки и организации системы взаимодействия с другими привлекаемыми силами МВД, МЧС, ФСО и ФСБ.
Сегодня развитие ГЧП в области безопасности сдерживает ряд факторов:
- отсутствие необходимого опыта реализации подобного рода проектов в современной России;
- несовершенство законодательной базы, и в первую очередь отсутствие закрепленных на законодательном уровне полномочий органов государственной власти устанавливать с бизнес-структурами союз, альянс для достижения цели в сфере обеспечения безопасности;
- отсутствие конструктивного диалога между частным охранным сообществом и муниципальными властями;
- целостной, согласованной всеми участниками рынка стратегии дальнейшего развития негосударственного сектора безопасности.
Считаем, что для того, чтобы приступить к скорейшему внедрению механизмов ГЧП в сфере безопасности, необходимо:
- изучить, обобщить положительный опыт зарубежных стран в реализации проектов в области обеспечения безопасности;
- принимать во внимание законодательные инициативы бизнес-сообщества, работающего в области безопасности;
- предоставлять налоговые, таможенные и административные преференции, льготный режим землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах частным компаниям, задействованным в реализации проектов ГЧП в сфере безопасности и т.д.
Ни для кого не секрет, что органы охраны правопорядка ограничены в своих материальных и людских ресурсах и не могут должным образом обеспечить патрулирование улиц, своевременный выезд на место происшествия, конвоирование заключенных и многое другое. В данном случае органы исполнительной власти отдельно взятого муниципального образования могут заключить соглашение с полицией и частной охранной фирмой о сотрудничестве в данной области. Делать это можно на возмездной основе, то есть оплату труда частных охранников на улицах должен взять на себя город. Как результат – количество уличных преступлений в этих местах существенно сократится. Пользу от такого взаимодействия - спокойные парки, скверы и улицы - оценят сами горожане.
Безусловно, положение дел в сфере обеспечения безопасности граждан требует внедрения принципиально новых форм взаимодействия. Например, работа охранных предприятий и дежурной части полиции на единой радиочастоте, охрана внутридомовых территорий по договорам с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями и т.д. Необходимо предоставить бизнесу и органам государственной власти возможность совместными усилиями внедрять и реализовывать ГЧП-проекты, приводящие к созданию и дальнейшей эксплуатации имущества (зданий, помещений, объектов инфраструктуры и пр.) совместно с государством.
Опираясь на международный опыт, потребности современного российского общества и возможности частных охранных организаций, уже сейчас можно выделить следующие перспективные направления ГЧП в сфере общественной безопасности.
При этом традиционно возникает вопрос: как сделать обществу такое предложение, от которого оно не сможет отказаться?
Традиционно эта сфера отношений в бизнесе принадлежит такому направлению менеджмента, как «управление по взаимодействию с государственными органами и публичным отношениям» - Government Relations (GR) и Public Affairs (PA) (не путать с PR - Public Relations).
Применительно к негосударственной индустрии безопасности это довольно еще новое направление менеджмента, хотя всем комплексом взаимоотношений с государственными и правоохранительными органами традиционно занимались основатели и первые лица охранных предприятий России.
Но уровень и масштабы сотрудничества, которые предполагает государственно-частное партнерство в сфере безопасности, уже позволяют выделить GR в самостоятельную функцию для крупных игроков охранного бизнеса, заинтересованных в выходе на новые рынки и применении новых технологий предоставления услуг безопасности. Понимание GR как осуществление связей с госорганами в традиционном для России понимании через установление неформальных связей с чиновниками, в т.ч. с использованием технологии лоббиста («свадебного генерала»), способного «лично разрулить» любую ситуацию с занесением «конвертов», уже перестает соответствовать велениям времени и масштабу планируемых задач. Взамен этого появляется институциональный (или системно-стратегический) GR, который становится эффективным инструментом для окрепших российских компаний, в т.ч. и индустрии безопасности.
Я далек от мысли, что публикация данного доклада раскрывает все вопросы государственно-частного партнерства в сфере безопасности она всего лишь открывает двери для обсуждения нашим профессиональным сообществом технологий взаимодействия с государственными органами на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и по различным направлениям взаимовыгодного сотрудничества.
Ильдус ЯНЫШЕВ, директор по координации деятельности с государственными органами и профессиональными организациями компании «Дельта», депутат Казанской городской Думы, yanyshev@delta.ru




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости