НСБ сегодня и завтра

11/02/2013 НСБ сегодня и завтра
НСБ сегодня и завтра
Навстречу Всероссийскому совещанию НСБ "Стратегия 2020"
Надеюсь, что завтра мы с вами встретимся на Международном форуме "Технологии безопасности 2013" в "Крокус ЭКСПО", где состоится Всероссийское совещание Негосударственной сферы безопасности. Не сомневаюсь, что на совещание придут единомышленники, люди с активной жизненной позицией, специалисты и профессионалы, неравнодушные к происходящему в нашей сфере деятельности. Если же вы не можете присутствовать, то на медиапортале "Хранитель" вы сможете прочитать полный отчет и просмотреть видеозапись основных выступлений.
Завтра мы попытаемся сформировать образ будущего негосударственной сферы безопасности, наметить стратегию нашего развития, что собственно заложено в названии Всероссийского совещания: "Стратегия НСБ 2020". Очень хотелось бы, чтобы Совещание стало не просто очередным мероприятием, а позволило подняться над текучкой и рутиной рабочих будней, чтобы увидеть завтрашний день во всем его многообразии, понять, какой должна быть Негосударственная сфера безопасности в 2020 году. И это не мечты, а насущная потребность, веление времени, экономических возможностей отрасли и реалий нашего бизнеса. Завтра мы все вместе составим эдакий бизнес-план для отрасли.
Такую повестку для нашей страны формулируют и лидеры государства, первые лица страны. Мы видим, как моделируется будущее страны не на год-два, а на десятилетия вперед. Общенациональные горизонты планирования, программы действий, бюджеты развития до 2015, 2020 года и дальше. Это показатель зрелости и ответственности власти и общества.
В прошлом году мы отметили 20-летие принятия Закона «О частной детективной и частной охранной деятельности в Российской Федерации». Кто-то скажет, что это не так уж и много, что ж - не так это важно. Важно, как мы оцениваем пройденный путь. Ведь без исторической памяти нет будущего – особенно, если мы не сумели принять накопленный позитивный опыт и сделать выводы для дальнейшего развития. Сегодня для нас важно не копание в недостатках, не противопоставление себя другим, для нас принципиальным является государственный подход к обеспечению экономической безопасности России, защите всех видов собственности от противоправных посягательств.
С этой точки зрения, негосударственная сфера безопасности состоялась как самостоятельный вид экономической деятельности. Она востребована властью, обществом, гражданами страны.
20 лет развивается в России негосударственная сфера безопасности. Возникшая на рубеже веков, как ответ гражданского общества на криминализацию жизни, негосударственная сфера безопасности прошла тернистый путь становления и развития. Сегодня в негосударственных структурах безопасности объединены частные охранные организации, частные детективы, структуры экономической безопасности хозяйствующих субъектов, производители, инсталляторы технических средств безопасности, специалисты информационной безопасности, образовательные учреждения профессиональной подготовки, профсоюзные и общественные объединения правоохранительной направленности, средства массовой информации, работающие в тематике безопасности личности, бизнеса, общества.
И мы отдаем дань уважения пионерам негосударственной сферы безопасности, всем тем, кто в непростые 90-е закладывал фундамент новой сферы экономической деятельности - частной охранной деятельности, подготавливая основу для правомерной защиты молодого российского бизнеса.
Процесс формирования новой государственной политики в области защиты собственности оказался более трудным, противоречивым и даже трагичным, чем это можно было предположить в начале 90-х.
Обобщая пройденные десятилетия, можно сказать:
Во-первых, невозможно отрицать достигнутые масштабы в негосударственной сфере безопасности. По экспертным оценкам, в данной сфере занято более 2-х миллионов человекгодовой оборот превышает 5 млрд. рублей.
В настоящее время обеспечивается комплексная защита более 3 млн. объектов различных форм собственности, оборудованных техническими средствами защиты и охраняемых частными охранными организациями, обслуживаемых частными детективами, имеющих собственные структуры экономической безопасности. Около 1,6 млн.квартир или частных домовладений стоит на централизованной пультовой охране коммерческих мониторинговых операторов. Охранные организации стоят на страже порядка в учебных заведениях, больницах, детских садах.
А политика в отношении негосударственных структур безопасности так и остается непоследовательной. То ведут «непримиримую» борьбу с «армиями олигархов» и под шумок выметают крупные охранно-сыскные структуры, наиболее эффективно работающие на рынке, то, «совершенствуя государственный контроль», предпринимают усилия для уничтожения малых и средних предприятий, которые, кстати, составляют около 80% юридических лиц отрасли.
Одна из причин этого то, что некоторые чиновники считают, что они лучше знают, что надо для бизнеса, чем сами представители бизнеса.Выход видится в развитии системы саморегулирования отраслевых отношений и об этом сегодня пойдет принципиальный разговор в ходе совещания.
Во-вторых, синергия в защите общественных интересов, в условиях реформирования органов внутренних дел достигается только при высоком уровне доверия.
Там, где это взаимодействие правильно организовано, негосударственные структуры безопасности вносят весомый вклад в охрану общественного порядка, оказывают содействие правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, обеспечивают неприкосновенность имущества предприятий, организаций, защиту личности, жизни и здоровья граждан. По оценкам экспертов охранного бизнеса, ежесуточно около 90 тысяч работников частных охранных организаций безвозмездно привлекаются к обеспечению общественного порядка в городах и населенных пунктах страны. Только за прошлый год ими пресечено 163 921 правонарушений, учтенных в системе единой дислокации ОВД, задержано и передано в правоохранительные органы 215 643 правонарушителей, около 14 тысяч из которых подозреваются в совершении преступлений. Однако, некоторые руководители правоохранительных органов стараются переложить свои упущения в организаторской работе на плечи добровольных помощников, дружинников и частных охранных организаций (пример Коми).
В-третьих, создание цивилизованного рынка услуг безопасности и его дальнейшее развитие, повышение эффективности охранной деятельности в Российской Федерации невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей услуг, происходящим изменениям в стране. Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, не способствуют развитию негосударственной сферы безопасности в России, решению задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан. В рамках нашего Совещания рассмотрим две принципиальные Концепции развития законодательства и нормативно-правовой базы. Более подробно данные концепции представят руководители экспертных групп, я только хочу заметить, что принципиальный подход в предлагаемых Концепциях строится на букве и духе российской Конституции, ориентирован в будущее и соответствует интересам развития отечественного бизнеса.
В-четвертых, требование времени – обеспечение экономической защиты в связи с развитием рыночных преобразований, появлением новых угроз, обострением криминальной обстановкой. Эта проблема актуальна на всех уровнях: как на уровне государства в целом, так и на уровне организации, ее собственников, поскольку в последние годы законодательство все в большей мере возлагает обязанность обеспечения безопасности на физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве имуществом. Приведу один пример. Акционеры компаний розничной торговли активно подталкивают наемный менеджмент к постоянному росту товарооборота, но сами предприятия считают, что такой рост делает их более уязвимыми для разного рода мошенников. Для них этот фактор является более существенным, чем прямое давление со стороны большого бизнеса и банков, нацеленное на усиление их защиты от мошенничества. Утраты материальных ценностей от противоправных посягательств стали тормозом в развитии отечественного бизнеса. Без решения этой проблемы развитие в рамках ВТО не возможно.
Важным испытанием на зрелость для отечественной системы безопасности станут XXП зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году. В ходе подготовки и проведения спортивных состязаний необходимо продемонстрировать профессиональную зрелость, государственное мышление и высокую научно-техническую подготовку в вопросах охраны массовых мероприятий, так как любые чрезвычайные ситуации в ходе Олимпийских игр приобретают не только политическую, но и государственную значимость.
Как должны измениться мы, какие изменения претерпит окружающий нас мир в ближайшие годы?
Основные изменения должны произойти в законодательной базе. Необходимо не только определить права и обязанности, полномочия и ответственность сторон договорных отношений, провести разделения видов предпринимательской деятельности на детективную и охранную, но и выстроить государственную политику в области защиты собственности и собственника.
Важнейшим вопросом являются правоотношениях сторон – предприниматель и государство, в том числе определение прав и обязанностей каждой из сторон на основании действующего законодательства.
Сегодня у предпринимателя значительно больше прав, чем у представителей государства, только, как правило, ни те, ни другие эти права не используют, что очень удобно для недобросовестных представителей государства.
Нами проанализирована судебная практика в отношении частных охранных организаций - вывод удручающий. Руководители организаций не знают и не желают защищать свои права и права своих работников.
С нами поступают так, как мы позволяем поступать. Безропотно принимая любые, даже самые бредовые обвинения в свой адрес, руководитель охранной организации несёт двойной ущерб: необоснованно тратит финансовые средства на уплату штрафов, а главное, отказываясь по незнанию отстаивать свои права, он побуждает контролирующие органы, сотрудников лицензионно-разрешительной службы не заниматься изучением законодательства и нормативных правовых актов.
Еще одной проблемой является отрыв правовой базы от экономической основы как предпринимательства в целом, так охранного бизнеса в частности. Все это время внимание законодателей было сосредоточено на латании Закона об охранной деятельности и обосновании запретов. Остальным направлениям рынка услуг защиты собственности и бизнеса внимание в достаточной мере не уделялось. Руководители охранных организаций часто сталкивались с просьбой предпринимателей оказывать более широкий спектр услуг, в том числе пожарной безопасности, транспортировки денежных средств при инкассации. Получая отказ, предприниматели создавали собственные структуры, де факто занимающиеся обеспечением безопасности, и работающие вне правового поля, часто на грани дозволенного.
Еще одна проблемная зона - это возможность оказания услуг по обеспечению охраны и безопасности российскими компаниями за пределами государственных границ. Ни для кого не является секретом тот факт, что охранные организации Еврозоны свободно оказывают услуги вне юрисдикции государств. Для свободной конкуренции на мировом рынке нам необходимо соответствовать стандартам качества, определенным для всех государств - участников ВТО.
Но кто определит те стандарты, гарантирующие необходимое качество работы?
Сегодня у нас уже создана система подготовки, переподготовки и повышения уровня кадров от среднепрофессионального до высшего уровня.
На смену необязательным требованиям квалификационных справочников идут профессиональные стандарты. Именно бизнес должен выдвигать своеобразный заказ на виды и качество трудовых ресурсов, необходимых на рынке труда.
Очевидны и выгоды от данного процесса для каждой из сторон: бизнес получает квалифицированные кадры, в которых испытывает дефицит, без необходимости вложений собственных сил и средств на их обучение; повышаются качество и ценность образования; у работников появляется возможность профессионального роста; на замену рынку дипломов приходит рынок квалификаций и компетенций. Как результат - заказчик получает качественную услугу, государство – защищенный бизнес.

 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости