Частная охрана в России: состояние и перспективы

31/10/2012 Частная охрана в России: состояние и перспективы

В Воронеже завершил работу всероссийский семинар-совещание руководителей лицензионно-разрешительных подразделений МВД, посвященный взаимодействию с частными охранными структурами. Участники совещания обсудили проблемы, возникающие в ходе организации взаимодействии с детективами и частными охранными организациями, вопросы усиления контроля за их деятельностью и оборотом оружия. Совещание проходило на фоне продолжающегося реформирования министерства, - сказал в видеообращении к участникам форума начальник главного управления охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенант полиции Юрий Демидов. На совещании выступил член Общественной палаты Российской Федерации, Председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин. Рассматривая проблематику развития отраслевых институтов гражданского общества, формы общественного контроля деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД РФ, было обращено внимание на три взаимосвязанных фактора.
Во-первых, что общественный контроль предполагает, прежде всего, активный процесс обмена информацией между субъектами правоохранительной деятельности. Государственными (МВД РФ) с одной стороны и частными (детективы и частные охранные предприятия) с другой. При этом нам необходимо научится не только доносить требуемые информационные потоки, но научится «слушать» и «слышать» друг друга. Изменение инструментов коммуникаций, переход МВД России на оказание госуслуг в электронном виде, а также принимаемые меры по усилению контроля за деятельностью охранных организаций делают эту задачу наиболее актуальной.
Во-вторых, синергия в обеспечении охраны общественного порядка, в условиях реформирования органов внутренних дел может быть достигнута только при высоком уровне доверия. Негосударственные структуры безопасности вносят серьезный вклад в охрану общественного порядка, оказывают содействие правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, создают рабочие места, обеспечивают неприкосновенность имущества предприятий, организаций, защиту личности, жизни и здоровья граждан. По оценкам экспертов охранного бизнеса, с учётом нелицензированного персонала количество занятых в этой сфере превышает 1 млн человек, при этом, абсолютное большинство охранный организаций соблюдают законодательство, регламентирующее частную охранную и детективную деятельность, но нередки случаи когда они остаются в одиночестве при отражении нападений, при пресечении противоправных действий, при оказании содействия в охране мест массового посещения граждан. Создание реальной единой дислокации сил правопорядка на территориях пока не достигнуто.
В-третьих, требование времени – совершенствование форм реализации функций по обеспечению государственного контроля за оборотом оружия, частной охранной и детективной деятельностью, в целях обеспечения безопасности граждан, предотвращения актов терроризма и экстремизма. В условиях малочисленности подразделений лицензирования эту задачу выполнить нереально. Поэтому необходимо разработать и внедрить систему аккредитации экспертов при органах МВД, которым дубеет доверено право участвовать в проверках частных детективов и охранных организаций. Требует совершенствования и сама система контроля, еще не всегда уровень подготовки контролеров обеспечивает качественное проведение проверок.
Самым проблемным полем остается гармонизация интересов власти и охранного бизнеса. Необходимо признать, что формы их взаимодействия сегодня столь многогранны и противоречивы, что без профессиональных посредников невозможно функционирование не только крупных, но и средних охранных организаций.
Если смотреть на проблему шире, цивилизованный институт лоббизма (именно он может гармонизировать отношения) мог бы способствовать поддержанию баланса интересов государства и гражданского общества (или его части в лице наиболее активных представителей детективного и охранного бизнеса) и служить инструментом гражданского контроля как над властью, так и над бизнесом.
Кто может взять на себя ответственность за решение столь деликатной проблемы? Длительные поиски лидеров как с одной, так и с противоположной стороны показали, что отдельная личность очень быстро теряет «связь с землей» и становится «трансформаторов идей» той части интересов к которой она «притягивается» наиболее активно. Именно по этой причине ни КЦ РОСС, ни «Лига» не смогли в полном объеме сформировать полис интересов охранного бизнеса. Опыт работы Координационного совета при ДООП МВД РФ и аналогичные структуры в регионах показали что при доминате в них представителей МВД и необязательность принимаемых решений показали низкую эффективность взаимодействия охранного бизнеса и государства.
В каком-то смысле лоббист — оборотень. Любой лоббист знает, что продавливать свои интересы в ущерб интересам других участников процесса — значит добиться успеха на час, в ущерб долгосрочным целям. При этом необходимо хорошо знать сущность проблемы и не по слухам а на деле доказать свою профессиональную «пригодность». Человек, который не руководил охранной организацией, не может осознавать проблемы этого бизнеса и правильно выражать интересы всего сообщества.
Второе условие успеха — способность вызывать в людях доверие и расположение. Случается, что решающим фактором принятия решения становятся не рациональные доводы и выкладки, сопровождающие проект, а «личная неприязнь» или, наоборот, приязнь, ведь на чиновника обычно оказывают давление как минимум две конкурирующие стороны, и решение часто принимается в пользу той из них, которая просто больше понравилась.
 
Третье условие успеха, тесно связанное с первым и вторым, — коммуникабельность и мобильность. Современный мир публичен, и от того как отражаются Ваши интересы в СМИ, общественном мнении, легче их продвигать через коридоры государственных структур. Давайте посмотрим как СМИ отражают итоги последнего воронежского совещания? В лучшем случае это пересказ выступающих или краткая информация о том, что событие состоялось. Но этого недостаточно, так как все заинтересованные стороны ждут серьезного анализа состояния отрасли и путей дальнейшего развития негосударственной сферы безопасности.
Сегодня охранные структуры занимают существенный сегмент отечественного рынка.
Так же можно отметить по стране несколько тенденций в сфере развития бизнеса охранных услуг.
1) В 90х годах охранные предприятия в основном оказывали услуги по охране бизнеса – контроль за состоянием складов, магазинов, банков, торговых центров и т.п. Чаще всего использовались такие виды охраны как пультовая охрана (установка сигнализации) и физическая охрана (в ночное время). Современное развитие бизнеса требует активное использование инновационных технологий безопасности и современных технических средств охраны.
2) В 2000х годах население стало значительно больше интересоваться услугами охранных предприятий для обеспечения безопасности домов и квартир – по методам то же самое – пультовая охрана, разве что можно отметить широкое распространение видеонаблюдения, как нового недорогого, но эффективного метода охраны, тревожной кнопки, тоже как метода, относительно молодого и спад популярности такого метода, как физическая охрана. Последнее утверждение можно объяснить тем, что с применением электронных способов исчезла необходимость в большом привлечении человеческого труда – дистанционная охрана очень хорошо работает.
Кроме того, понятны и такие тенденции, как более быстрое развитие рынка охранных услуг (как и любого другого рынка) в более крупных городах, нежели в тех, что меньше размером и численностью.
3) Вступление России в ВТО сформировало еще один блок вопросов; соответствие отечественных поставщиков охранных услуг мировым стандартам и выход на зарубежный рынок. В этой связи наиболее активно обсуждается вопрос частных военных компаний (ЧВК). Для мирового рынка военных услуг характерны скандалы, российская коррупция может придать им новый размах База для создания и быстрого развития нового бизнеса давно готова. В России более десяти тысяч частных охранных предприятий, многие из которых уже почти готовые ЧВК. Некоторые работают за рубежом. Пионером стал орловский «Центр-антитеррор», который охранял объекты «Русской инженерной компании» в Ираке после окончания войны 2003 года. Огромное количество российских отставных офицеров и подготовленных военнослужащих сержантско-солдатского состава ищут возможности обменять свои профессиональные навыки на соответствующую оплату. Некоторые из них работают в американских и британских ЧВК в Афганистане, в Ираке, в африканских странах. Проблема в другом. В России, где фактически каждая семья так или иначе связана с армией — кто-то обязательно служил, воевал, погиб, — армия и другие силовые структуры воспринимаются как обладатели монополии на насилие. Создание «частных армий» будет воспринято как формирование наемнических структур для крупного бизнеса, что вызовет серьезное общественное недовольство. Сдесь необходима «тонкая» работа как государства так и охранного бизнеса. И наконец, необходимо отметить, что за формирование российского частного военного бизнеса взялись несколько поздно. Сферы в нем поделены в основном американскими и британскими компаниями, и пробиться на этот рынок будет нелегко
4) Важной проблемой, длительное время остается несовершенство нормативно правовой базы, отсталость законодательства. В решении этого блока вопросов взаимодействие бизнеса и государства – условие обязательное. Без консолидации интересов создать современное законодательство способствующее развитию негосудасртвенной сферы безопасности невозможно.
Для решения всех этих вопросов необходимо ответственное отношение к вопросам взаимодействия как со стороны государственных органов управления, так и со стороны бизнеса.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости