ВТО и охранный бизнес

30/08/2012 ВТО и охранный бизнес


ВТО и охранный бизнес
ВТО и охранный бизнес
ВТО и охранный бизнес
ВТО начала свою деятельность в 1994 году в качестве правопреемницы действующего с 1947 года Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Организация призвана регулировать торгово-политические отношения стран участников из 150 стран.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;
- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
Страна, желающая вступить в ВТО должна подписать Генеральное Соглашение, целый ряд дополнительных многосторонних Соглашений и четыре Пpиложения - всего более 50 документов. В Пpеамбуле и Статьях Генерального Соглашения раскрываются основные понятия, функции ВТО, порядок реализации соглашений, права и обязанности руководящих органов организации. В Пpиложениях изложены договоренности стран по самым pазличным напpавлениям совместной торговли и описываются взаимные требования  друг к другу. Пpиложение №1 самое большое, состоит из двух частей и включает в себя документ, который регулирует вопросы торговли услугами, что прямо затрагивает интересы охранного бизнеса. Этот документ называется: Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС).
В ГАТС систематизированы правила торговли услугами. Сами услуги  классифицированы в рамках 12 секторов:
- деловые (включая профессиональные и компьютерные) услуги;
- услуги в области связи;
- строительные и связанные с ними инженерные услуги;
- дистрибьюторские услуги, включая услуги оптовой и розничной торговли;
- услуги в области образования;
- услуги, связанные с защитой окружающей среды;
- финансовые (страховые и банковские) услуги;
- услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
- туризм и услуги, связанные с путешествиями;
- услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;
- транспортные услуги;
- прочие услуги, не вошедшие в перечисленные выше.
Каждый сектор делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов. Например, сектор «деловые услуги» делится на 5 подсекторов: профессиональные услуги; компьютерные и связанные с ними услуги; услуги в областях исследований и разработок; услуги, связанные с недвижимым имуществом; услуги по аренде/лизингу без оператора. Детективные и охранные услуги  входят в подсектор  «профессиональные услуги».
Торговля услугами раскрывается и группируется в ГАТС через способы их оказания (поставки), следующим образом:
1. Трансграничная торговля. Предполагает, что потребитель и поставщик находятся по разные стороны границы. Для некоторых секторов услуг, таких как услуги связи, финансовые услуги, перестрахование рисков за рубежом российской страховой компанией, осуществление международных платежей в системе SWIFT и т.п. значение трансграничной торговли весьма существенно. В нашем случае речь может идти о консультационных и детективных услугах.
2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляются услуги («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые туристу в стране его временного пребывания (гостиницы, предприятия общественного питания и т.д.). Охранные услуги могут представляться как  туристу, так и иностранным бизнесменам и деятелям шоу-бизнеса, приезжающим в нашу страну.
3. Учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»). В этом случае речь идёт о создании (приобретении) и организации деятельности юридического лица в форме дочерней компании, филиала или представительства. Это означает, что или наш ЧОП, желающий работать за рубежом, может создать у них свою дочернюю компанию, или иностранный ЧОП имеет право работать в нашей стране.
4. Временное передвижение поставщика услуги – физического лица – в другую страну для предоставления услуги («перемещение физических лиц»). Речь идёт о  случаях, когда, например, хирург – гражданин США – выезжает в Москву для проведения операции российскому гражданину, или наш телохранитель выезжает в Израиль и охраняет там местного бизнесмена.
Отнесение способа поставки к тому или иному виду из указанных четырех  является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа иностранных поставщиков услуг на национальные рынки. В Соглашении определен важный круг вопросов, касающихся национального регулирования сферы услуг. Для регулирования торговли услугами подавляющее большинство стран используют различного рода ограничения. Для унификации этих процессов ГАТС ввёл два основных принципа.
Первый принцип - «Режим наибольшего благоприятствования» (РНБ).
РНБ является основой Соглашения. Он предполагает, что правительства не должны дискриминировать услуги и поставщиков услуг других стран-членов между собой, а предоставлять всем им одинаково благоприятный режим. Из этого следует, что Россия, после присоединения к ВТО, не сможет предоставлять услуге, поставляемой из США, или поставщику услуги из США, худшие условия доступа на национальный рынок, чем те, которые она предоставляет услуге, или ее поставщику, из любой третьей страны (например, Перу). В общем, если доступа на рынок нет, то его нет  для всех стран. Если он есть, то тогда он един для всех. Если он ограничен, то ограничен опять же одинаково для любого участника. Но из этого правила есть исключения. Первое исключение касается отношений установившихся между странами до вступления в ВТО. Такие отношения при желании могут сохраняться на протяжении десяти лет и после вступления в международную организацию, но об этом страны должны объявить официально. Второе исключение касается  стран, не желающих допускать иностранцев на свой рынок. В этом случае страна имеет право сослаться на одну из возможных причин, которые также прописаны в документах ВТО, и зафиксировать этот факт в Перечне специфических обязательств. К примеру, Статья ХIV Соглашения позволяет принять меры по ограничению доступа иностранных компаний, если это необходимо «..для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка..». В законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо сказано: "Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. С одной стороны эта формулировка позволяет чиновникам пускать на рынок только охранников из «дружественных стран», а с другой открывает путь для всех иностранцев после вступление в ВТО.
Второй важнейший принцип ГАТС - Принцип национального режима» (ПНР)
В соответствии с этим принципом иностранные поставщики услуг не могут дискриминироваться по сравнению с национальными поставщиками. Это означает, что иностранные услуги и их поставщики в случае допуска на национальные рынки должны пользоваться теми же нормами и правилами работы, что и местные поставщики услуг.
Иностранцы на охранном рынке России – добро или зло?
Следует ещё раз отметить, что Соглашения ВТО не регулируют инвестиционный климат, как таковой, и ни в одной стране не происходило автоматического прихода инвестиций сразу после подписания договора. Для иностранцев кроме вышесказанного также важно приведение законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО. По их мнению, принципиальное следование принципам РНБ, НР и транспарентность создают благоприятные и прозрачные условия для функционирования бизнеса. Специалисты отмечают, что  положительные последствия либерализации международной торговли в области доступа на рынок услуг проявятся в нашей стране в большей степени, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что услуги находятся еще в стадии становления, и что пока  к конкретным секторам услуг не привязаны ни крупные капиталы, ни другие серьёзные ресурсы. А это означает, что более высокая подвижность таких ресурсов позволит  им в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать на него положительное стимулирующее воздействие. При этом возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом. На вышеприведённые аргументы в первую очередь следует обратить внимание  представителям охранного бизнеса, выступающим за принятие запретительных мер на деятельность иностранных охранных и детективных компаний в России. Также следует повторить, что иностранные охранные компании уже давно работают на нашем рынке и до сих пор не предприняли никаких попыток для его захвата, и выжидают они не потому, что Россия не вступила в ВТО.
Применение ПНР и РНБ, если и приведет к некоторому обострению  конкуренции на внутреннем рынке, но компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей. А изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности. В этой связи вступление в ВТО должно подтолкнуть наши власти покинуть охранный рынок в качестве игрока и довести до конца реорганизацию ГУВО МВД РФ. Ведь ГАТС достаточно чётко формулирует, какие услуги власть может оказывать, а какие нет: «Ст.1.2.(с). «услуга, поставляемая при исполнении функций государственной властью», означает любую услугу, которая поставляется не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».
После вступления России в ВТО  будет постепенно обесцениваться и главное конкурентное преимущество некоторых российских компаний - административный ресурс. Международные обязательства заставят правительство начать борьбу с коррупцией, что в свою очередь повлечет за собой ослабление роли чиновников.
Единственным минусом вступления в ВТО пока видится то, что рабочая сила подорожает и будет в большом дефиците, потому что иностранцы могут предложить высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они от нас не сбежали.
P.S. В 2012 году Россия вступает в ВТО. Перемен осталось ждать недолго.




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости