Этика бизнеса при работе с государственным и муниципальным заказом

24/05/2012 Этика бизнеса при работе с государственным и муниципальным заказом

Этика бизнеса при работе с государственным и муниципальным заказом

 22 мая 2012 г. в ММФЦ в Ассоциации менеджеров России прошел круглый стол по теме «Этика бизнеса при работе с государственным заказом».
Модератором обсуждения выступила Екатерина Шапочка, Директор по услугам госорганизациям «PwC». Разворачивая дискуссию, она сообщила, что чешский олигарх Келлнер недавно продал все активы в Чехии и в интервью местному деловому изданию заявил: «В связи с чудовищной коррупцией в Чехии, ухожу работать в Россию…»
На 2011 г. государственный и муниципальный заказ (вместе с госкомпаниями) составил 13 трлн.р., около 20% процентов оборота в РФ. Этот сектор имеет огромное влияние на всю атмосферу бизнеса в стране. И здесь идут противоречивые процессы.
Из обобщенных недостатков организации госзаказа, Е. Шапочка отметила непрозрачность, коррупциогенность, недифференцированность подходов, неавтоматизированность. Эти проблемы характерны для многих развитых стран. Нигде пока еще решили, кто больше виноват, бизнес или власть. В России большие надежды на 223-й Закон и идею ФКС.
Ирина Базилева, Замгендиректора по маркетингу «БДО Менеджмент», выделила в нынешнем положении дел (по 94-му ФЗ) недостатки:
- превосходство цены над качеством в условиях тендеров (35 – 20 % соответственно)
- общие условия для различных услуг
- не привязана ни к чему стартовая цена
- возможность формирования критериев конкурса под конкретного игрока
Предлагается (многое учтено в проекте ФКС, который уже одобрен в целом Правительстве РФ в мае т.г.):
- привязать стартовую (макс.) цену к методике
- запретить нижний барьер цены
- значение критериев качества довести до 45%
- открыть результаты торгов для сведения более широкого круга общественных структур
- сделать возможным обжалование, как результатов торгов, так и самих условий торгов, до их завершения.
Однако, далеко не все присутствовавшие эксперты согласились с таким подходом, и обсуждение получилось горячим. К примеру, предлагалось в регионах легализовать преференции для местных производителей, как сейчас есть преференции малому бизнесу. Представители отделов маркетинга крупных компаний выступили в защиту демпинга. Привели ряд примеров его оправданности. Защита слабых или родных – ведет к стагнации и точно, не к модернизации и росту производительности.
Так же не все одобрили раскрытие данных о субподрядчиках. Любовь Соболь, представитель «Фонда борьбы с коррупцией» (проект «Роспил») высказала мнение, что субподрядные схемы связаны с коррупцией. Олег Паладьев, председатель совета директоров «Союзконсалт», возразил, что субподряд нормален для специализации труда. Кто-то профессионально оказывает услуги, а кто-то профессионально выигрывает тендеры. Запутанность механизмов торгов, сложность восприятия тендерной документации требует, чтоб этим занимались профессионалы… Тяжело строителю или дорожнику вникнуть в эти механизмы. Так, что если у компании выигравшей тендер – единственный субподрядчик, выполняющий весь объем услуги, это нормальный консалтинг.
Собравшиеся сошлись во мнении, что это может не быть запрещено, но должно быть прозрачно. Все должны видеть, где и на какую сумму случился очередной «нормальный консалтинг». Разница тут, как между рейдерством и «толковым менеджментом» тонкая.
Сергей Шапигузов, Президент ФБК, возвращаясь к теме обсуждения, выразил мнение, что с учетом всего сказанного, трудно говорить об этике бизнеса, тем более узко в сфере госзаказа. Этика может быть в обществе, или не быть. По мнению С.М. Шапигузова, примеры маркетингового демпинга единичны. В большинстве случаев мы на самом деле имеем просто обман. Вместо одних услуг продаются другие. Это не всегда просто худшее качество, а именно другие услуги.
Глеб Абрамов, представлявший Управление по размещению госзаказа ФАС России, развивая тему, пришел к выводу, что дело не в проблемах 94-ФЗ. Все озвученные проблемы - из области ГК и УК РФ, их надо решать в той сфере. А чтоб все было нормально, надо чтоб заказчик внятно прописывал требования к услугам, качественно готовил тендерную документацию, а потом контролировал исполнение контракта. Помочь заказчику могут отраслевые объединения. Профессионалы-эксперты могут привлекаться и к разработке условий контракта и к контролю. Нужны независимые эксперты-контролеры.
Василий Жуков, Начальник правового управления департамента по конкурентной политике г. Москвы, поддержал коллегу из ФАС, но усомнился в возможности подлинной независимости таких экспертов. Предрек их использование недобросовестными участниками торгов для затягивания торгов или их отмены в пользу других участников… Да и не во всех отраслях есть такие сформировавшиеся сообщества, мнение представителя которых было бы авторитетно для всех игроков. У банкиров такое объединение есть, по большому счету больше нет ни у кого.
Василий Жуков так же призвал помнить об интересах заказчика, которому тоже нелегко. Привел широкий перечень примеров злоупотреблениями любыми правильными законами и нормами.  Благими намерениями можно поставить город в условия, когда вообще нельзя будет заключить ни один контракт, ни асфальт поменять, ни стены покрасить. Предложил ввести требование открытости банковских гарантий и поручительств за участников торгов, т.к. сейчас много поддельных поручительств.
Сразу против данного предложения выступил представитель банковского сообщества, который так же напомнил о защите персональных данных, которая не стыкуется с требованиями прозрачности в том числе и по субподрядчикам.
Обсуждение велось энергично в течение двух с половиной часов, но не выявило общего знаменателя, показав огромное количество противоречивых точек зрения.
 
Соб.инф.
 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости