О повышении эффективности частной охранной деятельности

12/05/2012 О повышении эффективности частной охранной деятельности

О повышении эффективности частной охранной деятельности
В истории современной России переход от административно-командной системы управления экономическими процессами к рыночной экономике предопределил возникновение принципиально нового вида защиты собственности, - частной детективной и охранной деятельности.
Поэтому принятие 11 марта 1992 г. Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" ознаменовало начало нового этапа в развитии российской правоохранительной системы. В результате этого частные охранные организации и подразделения приобрели статус самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности, призванных обеспечить комплекс дополнительных, по отношению к государственным, мер безопасности по защите законных прав и интересов физических и юридических лиц, осуществляемых на основе договорных отношений в виде оказания специфических услуг, предусмотренных федеральным законодательством.
Исследователи предлагают различную периодизацию развития охранного бизнеса в России. Нам представляется целесообразным рассматривать три основных этапа развития:
Первый этап - это откровенно бан­дитские взаимоотношения в 90-е годы, когда молодое охранное сообщество решало вопросы защиты российского бизнеса на «стрелках», «сходках», в открытых противостояниях с криминалом и все проблемы решались не правовыми способами. Не стоит подробно останавливаться на этом. Исторический путь достаточно хорошо изложен в научной и популярной литературе. А такие герои как Саша Белый стали кумирами миллионов молодых людей.
Следующий этап, условно называемый «позвонковым», наступил примерно с двухтысячного года. Главная идея этого этапа – «давайте возьмем на работу нужного человека, он решит нам все проблемы». Центр тяжести переходит под «крышу» государственных органов и структур. В этот период появляются «общественные деятели» не ведущие самостоятельного охранного бизнеса а решающие вопросы с лицензионно-разрешительными органами. В России сформировалась особая «каста» людей, профессионально торгующих властью. Это не чиновники, не депутаты и не судьи. Это люди, всегда скрывающиеся в тени. Но без них зачастую невозможно решить самые важные вопросы, требующие участия государства. По сути, это чистой воды коррупция. Начинают появляться схемы поборов с охранников и охранного бизнеса под видом проверок, оказания помощи, взноса в фонд… Отсюда и конdерты и периодические проверки и квалификационные экзамены.
В значительной мере эта си­туация сохраняется и сейчас, однако наметились некоторые тенденции, ко­торые говорят о том, что сегодня мы подошли к третьему этапу в развитии систем безопасности бизне­са.
Этот этап можно назвать «Intelligence»(от Business intelligence или сокращенно BI - бизнес-анализ, бизнес-аналитика). Под этим термином, нами понимается спо­собность мышления, по­нимания, коммуникации, убеждений, обучения, планирования и примене­ния интеллекта в решении проблем. Может показаться подозрительным но со всех трибун праздничных мероприятий, посвященных 20-летию негосударственной сферы безопасности, звучат слова о необходимости создания и развития отраслевой науки, подготовки и переподготовки кадров.
Это не российское ноу-хау, это мировой тренд, подготовки и переподготовки специалистов безопасности не только высшего, но и среднего звена, их профессиональная аккредитация.
Проблема в том, что такой подход довольно затратен для работодателя. Мы привыкли рас­сматривать «безопасника» как отстав­ного милиционера, военного, разведчика - пенсионера у которого одна задача – присутствие на работе и которому не надо много платить. Человек рад само­му факту того, что его взяли на работу и в меру своих сил решает поставленные вопросы.
Нанимать людей, которые решают про­блемы интеллектуальными методами (а именно эту элитную часть работников мы призваны готовить в учебных заведениях), достаточно дорого.
Тем не менее, мир диктует свои правила и свои законы. Раньше требовалось просто выставить охрану, неважно какими методами. На следующем этапе ключевым фактором решения проблемы стала законность методов. Теперь же наступает этап, на котором нужно предотвращать возникновение проблем. А для этого нужен совсем другой кадровый состав охранных организаций и совершенно другой подход к работе.
Сегодня очевидно, что частная охранная деятельность по своей природе обладает рядом специфических признаков.
Во-первых, не вызывает сомнений правоохранительная направленность, так как частная охранная деятельность осуществляется строго на правовой основе в целях защиты законных прав и интересов хозяйствующих субъектов и частных лиц.
Во-вторых, для этой деятельности характерна коммерческая составляющая, по существу она является предпринимательской деятельностью по оказанию специфических видов услуг..
В-третьих, деятельность негосударственной охраны обеспечена законодательно и позволяет применять различные меры принуждения, вплоть до вооруженной защиты собственности.
В-четвертых, являясь относительно самостоятельной, частная охранная деятельность находится под «патронажем» органов внутренних дел, которые реализуют нормотворческие, лицензионные, контрольные и юрисдикционные функции, и сами являются активными игроками на этом рынке. Фактически МВД имеет административный ресурс регулирующий рыночные отношения, что само по себе нонсенс и не имеет аналогов в мире.
В-пятых, в структуре правовой основы частной охранной деятельности значительную долю занимают административно-правовые нормы, регулирующие различные аспекты реализации своего правового статуса, которые не всегда в полной мере коррелируются с законодательством Российской Федерации.
Являясь частной, коммерческой, частная охранная деятельность затрагивает одновременно и публичные отношения, так как ее целями являются не только извлечение прибыли, но и создание безопасных условий для существования и развития российского бизнеса, защиты прав и законных интересов клиентов, обеспечение правопорядка и безопасности в зонах ответственности конкретных охранных структур. Таким образом, позитивная направленность частной охранной деятельности споров не вызывает. Почти за 20 лет существования в Российской Федерации частной охранной деятельности ее нормативная основа претерпела существенные изменения.
Однако анализ состояния нормативно правовой базы позволяет заявить, что со стороны законодателя явно прослеживается крен в сторону запретов и ограничений, а также усиления ответственности охранных структур, что в итоге не позволяет частным охранным организациям в полном объеме эффективно реализовать свое общественно значимое предназначение.
Кроме того, многочисленные поправки, вносимые в законодательство, регулирующее частную охранную деятельность, вопросы административно-правового статуса субъектов частной охраны затрагивали лишь в части усиления государственного контроля в данной сфере.
Сложившиеся система разделения охранного сообщества на приближенных к МВД и «чужих», является главным тормозом развития охранного бизнеса. В центре и на местах сложились квази общественные организации, которые преследуя личные корыстные интересы, пытаются выступать от лица всего охранного сообщества. Нередко приходится сталкиваться с искажением основополагающего принципа коммерческой безопасности - защита бизнеса это прерогатива собственника. Например, как сообщил первый замглавы МВД РФ Александр Горовой на совещании руководителей подразделений вневедомственной охраны во Всероссийском институте повышения квалификации ведомства; «Мы сегодня идем к тому, чтобы создать общественную организацию или саморегулируемую общественную организацию, которая будет заниматься и работать с ЧОПами по всей стране. Вы должны максимально интегрироваться в этот процесс, - и далее "Мы должны работать с ними более плотно. Мы должны привлекать их активнее к охране общественного порядка при проведении крупных спортивных мероприятий", - добавил первый замминистра. По сути это заявление полностью противоречит статьям 5,6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях», где конкретно сформулировано; «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели)… Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы». Участие государственного органа исполнительной власти в создании общественного объединения на административной основе, попытка сохранить «придворных общественников» кормящихся с «барского стола». В этой связи мне вспоминается сюжет недавно показанного фильма «Ялта 45», когда вернувшийся из боя капитан контрразведчик Турок, ценою жизни своих друзей обеспечил встречу лидеров антигитлеровской коалиции, приглашается генералом Власиком в зал где обедают главы государств. Трудно передать чувства боевого офицера, которому предлагают остатки с «барского стола» и непонимание паркетного генерала, считающего эти «объедки» высшей наградой.
Пока мы не сформируем действительно общественную организацию из руководителей частных охранных организаций, а не придворных общественников, развитие отрасли будет оставаться под вопросом..
Повышению эффективности частной охранной деятельности будет способствовать реализация государственно-частного партнерства между государством и представителями работников и работодателей, которая возможна только при наличии соответствующего административно-правового статуса этих субъектов, который должен соотноситься с позитивными целями и задачами, решаемыми частными охранными организациями в рамках осуществления своей деятельности.
В связи с чем необходимо пересмотреть государственную политику в отношении субъектов безопасности собственности (бизнеса) путем изменения системы, где приоритет будет отдан собственникам (физическим и юридическим лицам) посредством одновременного увеличения как полномочий и гарантий, так и ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств.
Объективность этого требования также становится очевидной в свете Указа Президента РФ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в соответствии с которым для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития путем совершенствования государственно-частного партнерства, что также способствует противодействию угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан.
Вместе с тем в интересах обеспечения экономической безопасности в среднесрочной перспективе необходимо сформировать систему научного и технологического прогнозирования и реализации результатов научных опытов, путем интеграции науки, образования и бизнеса. Решение этой важной задачи возможно только кадрами новой формации. Специалистам по безопасности бизнеса сегодня стало очевидно, что персонал является как главным активом, так и главным источником угроз современного бизнеса. Никакие технические средства не защитят компанию от халатности, саботажа, хищений со стороны персонала. Последние исследования показывают, что не просто воруют все, а главным вором стал ТОП менеджмент. Российское отделение ACFE (Association of Certified Fraud Examiners - международная организация, которая занимается борьбой с мошенничеством и преступлениями «белых воротничков»), в конце 2011 года провело исследование рисков безопасности бизнеса в России. В результате, наиболее существенными угрозами и источниками потерь в Российском бизнесе, по мнению экспертов, являются коммерческая коррупция и хищения со стороны высшего менеджмента. В желтую зону попали угрозы: коррупция в отношениях с регуляторами, хищения со стороны служащих и менеджеров среднего уровня, информационная безопасность, отсутствие корпоративной культуры, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж. Эти угрозы создают существенные потери для бизнеса.
Одной из современных тенденций в обеспечении безопасности бизнеса является обеспечение лояльности персонала через развитие корпоративной культуры. По оценкам экспертов, убытки компаний от собственных сотрудников порой достигают 90% от общего ущерба (никакие конкуренты, как правило, с этим злом не могут сравниться). Согласно данным ACFE, западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6% своего оборота (напомню, на Западе на деловую разведку рекомендуется тратить от 0,5 до 1,0% от оборота). Результаты исследований, проведенных в российских фирмах, дают примерно такие же если не еще более худшие результаты. Это неудивительно, так как на свою безопасность отечественные фирмы затрачивают мене 0,1% от оборота. И все же ситуация в Российском бизнесе меняется слишком медленно. В чем же причина?
Причина состоит в том, что мы пытаемся решать новые задачи старыми методами – выставлением охранника на пост охраны, пресечение попыток выноса имущества работниками и гражданами, при этом претендует на лидирующее положение.
Большинство специалистов единодушны во мнении, что упор нужно делать на профилактику, а не на выявление и раскрытие уже свершившихся правонарушений.
Что ждет российский бизнес от негосударственной сферы безопасности?
1. Законодательного закрепления роли, места, и функций в системе безопасности государства;
2. Комплексности и единства. Система должна работать как единый механизм.
3. Нового специалиста, нацеленного не на выявление и расследование недостатков, а на профилактику, анализ рисков и угроз, минимизацию утрат в компании.
4. Нового мышления, как отказ от решения вопросов коррупционными схемами.
С этими мыслями я приду 15 мая на организационного заседания Подкомиссии по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы Негосударственной сферы безопасности, в Общественную Палату Российской Федерации




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости