Открытия на пути постижения периодической проверки

24/04/2012 Открытия на пути постижения периодической проверки

Открытия на пути постижения периодической проверки

   Общение с ведомственной охраной проводилось ради постижения сути  очевидных организационных преимуществ, которые могут быть перенесены в ЧОП при условии вполне возможных уступок со стороны МВД, готового пойти на уступки.
   Конкурентные преимущества вроде мелочей о боевом оружии или нормальной его положенности в один ствол на одного работника не привлекли внимание в  сравнении  с теми открытиями, что ждали «при удаленном изучении» локальных документов о штатных расписаниях и организации службы в  командах  и караулах. Если бы представить перспективу по развитию законодательства о ЧД и ОД  ведомственными нормативными актами Министерств, которыми регламентируется деятельность ВО, как утвержденными Постановлениями Правительства РФ, так и уровнем пониже,  можно было соглашаться на такой обмен с радостью и немедленно! «Махнуть не глядя»!
     Преимущества, которые можно было бы без особенных перестроек системы позаимствовать и перенести, ослабив конкурентные тиски «ужесточений», были обнаружены!
По количеству и соотношению «допущенных к применению…» и «недопущеных» профессий работников охраны  в командах у филиалов ФГУПов сложилась обычная  САВОКерская схема.Большая часть рабочих профессий  «без ничего» составляют движущие  элементы  всех  видов охраны объектов. Меньшая часть «с ружьем» караулит соблюдение порядка протекающих процессов.Как и должно быть.
  В «головных» подразделениях службы охраны и безопасности ведомственной охраны имеются списки на выбор из  86 профессий рабочих и должностей руководителей, служащих и специалистов, большинство из которых (но не все!) взяты из классификатора ОК 016-94. Как пояснили руководители отдельных подразделений, при необходимости формирования штатов  на вновь принимаемых объектах из имеющегося у них в распоряжении общего перечня рекомендуемых профессий и должностей по классификатору подбираются наиболее целесообразные  по логическому  смыслу и характеристикам работ и определяется требующаяся штатная численность. А также новые должности и профессии и без их наличия в классификаторе (!) может вводить руководитель по своему усмотрению. Что совершенно соответствует смыслу указаний по базовой группе 5169 классификатора ОК 010-93 (Общероссийский Классификатор Занятий).  В котором профессии «контролер контрольно-пропускного пункта», «вожатый служебных собак», «стрелок» приведены лишь как «примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе». А сама группа5169 может быть расширена до бесконечности по аналогии задач, обозначенных в ориентации группы.    При этом нужно учесть, что  по специфике ведомственной охраны должности «стрелок» и его  производные аналоги  введены были в СССР, существовали в то время, когда ВОХР (до 1999 года), а позднее ведомственная охрана обеспечивали безопасность функционирующих по их прямому  назначению заводов и фабрик. В настоящее время должность «стрелок» на объектах ВО (заводах и фабриках)  практически не встречается, да и объектов таких почти не осталось,  а право применять физическую силу, спецсредства, служебное и боевое стрелковое оружие на всех постах получают работники, не имеющие никаких  разрядов: охранник и старший охранник. (Итак, кто такой «работник» из таблицы положенности стволов мы определили).Аналогичные  права имеют руководители,  непосредственно контролирующие действия постов охраны в караулах и командах (те же  самые, взятые  из таблицы). Таким образом, разницы в правовом положении у охранников подразделений ведомственной охраны не оказалось. Впрочем, если не учитывать ведомственные службы охраны МО и МЧС, у остальных двенадцати ведомств выбор профессий из рекомендованного перечня может не полностью совпадать, но принципы формирования штатов мы отразили верно. (Профессия «стрелок» встречается также в командах по сопровождению грузов)
 Нет, не  у ведомственной охраны позаимствовали категорирование авторы Закона 272. В ведомственной охране на практике получилось то, в чем  мы тщетно  убеждали коллег и напрасно добивались понимания: ФС, СС, гражданское, служебное (и боевое) оружие  использовать при осуществлении трудовой функции на объектовом  посту может только одна категория работников – охранник! И разряды ему без надобности. Если позабыть об анахроническом историко – архивном «стрелке» и его производных из СССР, на единственного в  перечне  охранника, « из которого» на объекты в караулы и команды «выбирают» нужные там по особенностям мест службы должности,приходится 27 (двадцать семь) профессий рабочих и должностей специалистов, которые в буквальном смысле «стоят на постах», могут выполнять по элементам весь комплекс действий, связанных с предоставлением услуг по всем видам объектовой охраны. При этом не являются охранниками и не подвергаются  КЭи  ПП, как представляющие  рабочие профессии,  т.к. не применяют ФС, СС, гражданское, служебное и боевое оружие.
(Отдельная будущая тема: охранник – не рабочая профессия!).
Вот оно, решающее конкурентное преимущество, предоставленное руководителю свободой подбирать штаты по классификатору или без такового! Свобода предпринимательской деятельности, выражающаяся в возможности выбора должностей в штатные расписания, в ЧОПах пресечена!..Пресечена  категорированием и необходимостью любого сторожа или оператора ПЦН делать «охранником 4-го разряда». Четвертый разряд влечет за собой необходимость следовать приказу 959 и возбуждает  негативные процессы на рынке труда. Этого хватает…
ЧОПовское категорирование усугубило САВОКерский процесс, разложение отрасли. Для выбора лучших кадров в пользу САВОКа и не в пользу частной охраны 4-й разряд сделался решающим фактором.
Нету во ФГУПах 4-х и 6-х разрядов за полной   ненадобностью обременять государственную коммерческую  организацию! Есть охранник и возможность выбора профессии, когда речь идет о постах без «силового набора». Поэтому из ФГУПов народ не бежит в САВОК. Контролерами без ПП можно работать и на «своих» объектах.
Мы приведем для Вас весь перечень, но 27 профессий «без права применения» укажем прямо сейчас. Работники, отвечающие за выделенный участок работы по обеспечению безопасности объектов без права применения физической силы, гражданского, служебного и боевого стрелкового оружия могут занимать в ведомственной охране следующие должности:
1.              Старший контролер КПП;
2.              Старший контролер по охране объектов (такой должности в классификаторах нет – авт.);
3.              Старший контролер;
4.              Контролер 1 кл.;
5.              Контролер 2 кл.;
6.              Контролер;
7.              Контролер КПП;
8.              Контролер КПП 1 кат.;
9.              Контролер КПП 2 кат.;
10.            Контролер КПП 3 кат.;
11.           Контролер 1 кл.;
12.           Контролер 2 кл.;
13.           Контролер КПП 2 раз.;
14.           Контролер по охране объектов, участка (такой должности в классификаторах нет – авт.);
15.           Контролер – собаковод;
16.           Вахтер;
17.           Сторож – вахтер;
18.           Начальник команды служебного собаководства;
19.           Инструктор команды служебного собаководства;
20.           Проводник служебной собаки;
21.           Дежурный по заводу;
22.           Начальник бюро пропусков;
23.           Помощник начальника бюро пропуск;
24.           Дежурный бюро пропусков;
25.           Оператор на пульте ТСО;
26.           Оператор ЦПН (а не ПЦН, как у нас- авт.);
27.           Оператор ПУ ОПС.
Всего 27 рабочих профессий, непосредственно занимающихся обеспечением элементов комплектации  видов охранных услуг без  спецсредств и оружия (собаки хоть и считаются спецсредством согласно ведомственным документам, но собаководов на ПП в НОУ не посылают).
Теперь разрешите привести перечень должностей из штатного расписания конкретного подразделения «х».
 
 
Подразделения ведомственной охраны:
1.
Начальник отряда
2.
Заместитель начальника отряда
3.
Заместитель начальника отряда по ИТСО
4.
Начальник отдельной команды
5.
Заместитель начальника отдельной команды
6.
Начальник команды в составе отряда
7.
Заместитель начальника команды
8.
Заведующий бюро пропусков
9.
Начальник группы
10.
Начальник отделения
11.
Начальник караула
12.
Заместитель начальника караула
13.
Старший контролер
14.
Контролер
15.
Старший охранник ведомственной охраны
16.
Охранник ведомственной охраны
17.
Вожатый караульных собак
18.
Инструктор служебного собаководства
19.
Инструктор по вооружению
20.
Инспектор по охране труда и технике безопасности
21.
Инженер по техническим средствам охраны
22.
Комендант отряда (отдельной команды)
23.
Дежурный бюро пропусков
24.
Бухгалтер
25.
Инспектор по кадрам
26.
Секретарь руководителя
27.
Экономист
28.
Кладовщик
29.
Водитель автомобиля                                                                                         |
Примечание: Необходимость и количество должностей определяется объемом выполняемых работ и задачами, поставленными перед подразделением ведомственной охраны
 
Как видите: из приведенного расписания пять  профессий вполне могут исполнять «элементы видов охраны», две должности – охранника, остальные начальники и техническое обслуживание. Категории и классы определяют не разницу в правах и обязанностях, а тарифные ставки.
      Для лиц, непосредственно на объектах связанных с возможностью применения физической силы, СС, служебного и стрелкового боевого оружия предусмотрено «местным» (ведомственным кадровым) классификатором всего две должности – охранник и старший охранник. Стрелков мы в расчет не берем, т.к. во ФГУПах возможна альтернатива: охранник либо стрелок, суть одна.
      Охранники в ведомственной охране – это как раз те работники, что проходят ежегодные «медицинские осмотры» (применяется такое название) и ПП- там, куда направит подразделение ООЛРР. Охранники, применяющие только спецсредства, направляются на ПП один раз в два года.
         Руководителей, специалистов и иных служащих, связанных с предоставлением видов охранных услуг и контролем за работой персонала – 25 должностей.
Куда бы я не обращался, отношение ко мне руководителей ведомственной охраны можно охарактеризовать, как весьма настороженное. Ни один локальный документ мне не был показан даже издали. Даже по знакомству. Может Вы оцените трудности сбора материала, ознакомившись с текстом рассекреченного недавно Типового положения о ведомственной военизированной охране, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 14 марта 1961 г. № 219, в котором п. 1 и п.п. 5-6 остались засекреченными, а в п. 4 говорится: «Штаты и сметы ведомственной военизированной охраны в финансовых органах не регистрируется». Полагаю, что и сейчас не сильно что-то поменялось. Поэтому будем исходить из того, что специалистам Вашего  уровня  достаточно внимательно изучить возможное расписание должностей работников и руководителей, чтобы не ошибаться в локальных выводах о КЭ, ПП и свободе выбора в  деятельности руководителей. При этом сразу оговоримся: САВОКер- это лицо, выполняющее функции, отнесенные законом к видам охранной деятельности в коммерческой частной организации, где САВОКер укрывается от обучения, получения УЛЧО, КЭ, ПП, исполняет функции охранника без медицинских документов о годности, без спецпроверок органов внутренних дел и с купленным хозяином гражданским оружием. Представляет повышенную общественную опасность ввиду возрастания вероятности нарушения прав граждан. Но … никому не нужен.  Таких в России один миллион двести тысяч.  (Подсчитать оказалось нетрудно… Долго ли умеючи?)
И к ведомственной охране они не имеют никакого отношения. Нов штатах ведомственной охраны сегодня состоит 350 000 работников. И осуществляет часть из них те же функции по  штатному расписанию из 27-и должностей, которые полностью взял за основу САВОК, дополнив «ведомственно – охранный»  перечень для внутреннего пользования  должностями рабочих и служащих на свой САВОКерский выбор: «администратор», «помощник администратора», «логист», «консьерж», «контролер зала», «вахтер-парковщик», «смотритель» и многими другими. Поскольку собственник объектов недвижимости, строящий защиту своей собственности в форме САВОКа, пользуется свободой предпринимательской деятельности в той же мере, что и начальник команды ВО. Только у ЧОПов предпринимательская свобода оказалась «изъята из оборота» введенным категорированием. Тогда как у всех остальных организаций, продающих услуги безопасности или выстраивающих «формы защиты собственности» за счет «внутренних возможностей» категорирование сочли тормозом, мешающим предпринимательской деятельности сообразоваться с рынком труда. Тормоз не стали применять в своих «двигателях». Выстраивали работу так, как подсказывали обстоятельства на местах.  Вот и  все  открытие.
В ЧОПовской системе со всей очевидностью усматривается связь между выстроенным категорированием и максимально возможным количеством ПП. От этого вывода любому «исследователю» никуда не уйти. Тогда как на всем другом рынке связь обратная: выстроить систему работы с персоналом так, чтобы ПП  и других нагрузок на персонал оставалось минимально необходимое и достаточное количество. Руководствуясь теми же Приказами МВД. Что касается сектора предпринимателей- собственников, которые воспользовались возможностью (и примером ФГУПов) и построили свои внутренние формы защиты собственности, то там никаких нагрузок вовсе не оказалось, оттого и в полной мере проявила себя народная мудрость: рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Поражение частной охраны в конкурентной борьбе за кадры, а значит и за качество оказалось предопределено…
Однако нужно было изучить особенности работы с персоналом и строительство подготовки у самого главного конкурента – ФГУП «Охрана»…
См.далее …


 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости