Общественные слушания о месте и роли НСБ в системе безопасности страны состоялись

13/03/2012 Общественные слушания о месте и роли НСБ в системе безопасности страны состоялись

Общественные слушания о месте и роли НСБ в системе безопасности страны состоялись 
Сегодня в здании Общественной палаты состоялось крупное и актуальное мероприятие, привлекшее внимание более 150 человек и ряда электронных и печатных СМИ. Прошли общественные слушания на тему: «Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации».
Организаторы мероприятия: Комиссия Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов; Общероссийский профсоюз негосударственной сферы безопасности; Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 20-летия НСБ.
Основная задача слушаний – это выработка рекомендаций по дальнейшему развитию отрасли, определение миссии охранного бизнеса на предстоящее десятилетие, главными задачами которого являются создание безопасных условий для жизни человека и ведения бизнеса, предоставление качественных и комплексных услуг в сфере охраны и безопасности.
На слушаниях присутствовали и выступили сенаторы Совета Федерации и депутаты профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ, представители комитетов и комиссий Общественной палаты РФ и ГУООП МВД РФ, руководители массовых общественных, ветеранских и спортивных объединений, а также руководители крупных охранных организаций.
В Президиуме заседания были представлены знаковые лица:
- Анатолий Кучерена, председатель Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов
- Дмитрий Галочкин, председатель Общероссийского профсоюза НСБ, член Общественной палаты – член Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов;
- Александр Мельников, первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ;
- Франц Клинцевич, первый заместитель председателя Комитета по обороне Госдумы, председатель Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 20-летия НСБ;
- Анатолий Выборный, депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, председатель подкомитета Комитета ТПП по безопасности предпринимательской деятельности и борьбе с коррупцией;
- представители Администрации Президента.
В зале присутствовали члены Оргкомитета, руководители структур МВД и охранных организаций, представители казачьих структур, профсоюзных организаций, отличившиеся сотрудники охраны.
Открыл заседание Анатолий Кучерена, позже вел заседание Дмитрий Галочкин.
В ходе выступлений было обращено внимание на обострение криминальной обстановки в стране, элементы коррупции в органах внутренних дел, сокращение рабочих мест, экономический кризис и т.п., и каждый из этих аспектов требует пристального внимания к безопасности граждан. Часть предложений выступающих найдет свое место в Резолюции по итогам общественных слушаний. Вниманию читателей предлагается проект Резолюции.
 
РЕЗОЛЮЦИЯ (проект) 
по итогам общественных слушаний на тему: 
«Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации» 
 
12 марта 2012 года                                                                                                г.Москва
 
Слушания на тему: «Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации» организованы Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов совместно с Общероссийским профсоюзом негосударственной сферы безопасности и Оргкомитетом по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 20-летия НСБ.
За прошедшие десятилетия со дня принятия Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», создавшего правовые основы формирования индустрии безопасности России, сформировался рынок негосударственных услуг безопасности как сектор реальной экономики с развитой инфраструктурой, в значительной степени влияющий на стабильность всей российской экономики.
В этой связи на рынке охранных услуг все более активную роль в обеспечении экономической безопасности стали играть негосударственные субъекты – частные охранные организации.
По состоянию на 1 января 2012г. в Российской Федерации фактически оказывают охранные услуги 24700 частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют 678600 граждан Российской Федерации. Из них каждый второй имеет опыт государственной службы: в прошлом являлись сотрудниками органов внутренних дел 96600 человек, внутренних войск МВД России - 10100 человек, органов безопасности – 8400 человек, других правоохранительных органов – 7300 человек, военнослужащих Министерства обороны Российской федерации – 37300 человек.
Частные охранные организации охраняют 542800 объектов различного назначения. В их числе промышленные предприятия, объекты кредитно-финансовой сферы, торговли, высшей и средней школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и т.д. Более 32500 охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии. В соответствии с соглашениями частные охранные организации взяли на себя обязательства осуществлять контроль за территорией, прилегающей к охраняемым объектам (25700 соглашений), совместное патрулирование в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций (4700 соглашений). Кроме того частными охранными организациями заключено 1400 договоров с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка. В 2011г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка привлекалось 82300 частных охранников. В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено 200700 объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.
В 2011 году частными охранниками задержано и передано сотрудникам полиции 233,5 тыс. правонарушителей, в том числе: более 14,2 тыс. по подозрению в совершении преступлений; 104,4 тыс. – в процессе выполнения договорных обязательств; 45 тыс. правонарушителей задержаны при совместном с работниками полиции патрулировании в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций; 68,9 тыс. – в ходе обеспечения общественного порядка.
За добросовестное выполнение служебных обязанностей, активное участие в оказании содействия правоохранительным органам и проявленную при этом смелость 3100 работников частных охранных организаций были в 2011г. поощрены органами внутренних дел, в том числе 600 человек отмечены общественными наградами.
Более 3 миллионов работников российской индустрии безопасности, состоящей из нескольких десятков тысяч разнопрофильных государственных и негосударственных структур – субъектов рынка безопасности, оказывают широкий круг востребованных предпринимателями и гражданами услуг, обеспечивая стабильное развитие экономики страны, упрочение в ней цивилизованных рыночных принципов, улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, защищенность бизнес-сообщества от внутренних и внешних угроз.
Заслушав и обсудив вопрос «Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации», участники слушаний в Общественной Палате Российской Федерации отмечают, что для эффективного решения данного вопроса необходимо принять комплекс мер правового, экономического и организационного характера.
► Одним из важных направлений деятельности государства с рыночной экономикой является создание (путем принятия соответствующих нормативных правовых актов) благоприятных условий для развития бизнеса. Однако, анализ действующего законодательства в сфере негосударственной безопасности позволяет сделать вывод о том, что этому направлению не уделяется должного внимания. Охранное законодательство в значительной мере однобоко, так как в основном сориентировано на совершенствование государственного контроля в этой сфере деятельности, и не уделяет должного внимания созданию благоприятных условий для развития рынка охранно-детективных услуг. Кроме того, оно не решает существующих проблем в сфере экономической безопасности субъектов, является во многом устаревшим и противоречивым, не отвечает современному законодательству и потребностям практики, не учитывает интересы развития отрасли в целом.
► Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, существенно тормозит развитие рынка охранных и сыскных услуг в России, затрудняет решение задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан. Нередки случаи, когда государственные структуры выступают конкурентами в борьбе за рынок охранных услуг, предпринимают при этом активные попытки по вытеснению с него частной охраны любыми способами, в том числе и путем использования административного ресурса, возможностей законопроектной и нормотворческой деятельности.
Все это приводит к тому, что одни предприниматели покидают этот сегмент бизнеса, другие уходят в «тень», путем введения в штаты организаций сторожей, вахтеров, администраторов, что приводит к значительному снижению уровня представляемых услуг.
Наличие в действующем законодательстве дискриминационных норм по отношению к частной охране ставит ее в неравное положение с другими субъектами этого сегмента рынка, создавая серьезные затруднения для его развития, что отрицательно сказывается на эффективности защиты прав и законных интересов заказчика.
► Необходимо активизировать работу по совершенствованию законодательства в сфере негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности. Следует рассмотреть возможность формирования законодательства о безопасности бизнеса, правовом закреплении вопросов по совершенствованию социальной защиты работников негосударственной сферы безопасности, предоставлении возможности использования служебного оружия при оказании охранной услуги по защите жизни и здоровья граждан. Учитывая важность поднятой проблемы, на основе Концепции развития Российской Федерации до 2020г., Концепции национальной безопасности РФ необходимо разработать Концепцию развития негосударственной сферы безопасности до 2020г.
► Действующее законодательство уделяет серьезное внимание вопросам участия общественности и общественных организаций правоохранительной направленности в обеспечении правопорядка, оказания помощи правоохранительным органам в профилактике правонарушений и преступлений.
Статья 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возлагает на охранника обязанность по взаимодействию с правоохранительными органами в профилактике правонарушений и обеспечении правопорядка. Сам факт оказания частной охранной организацией услуг по защите имущества, обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств свидетельствует об участии частной охраны в профилактике правонарушений, в том числе преступлений террористического характера, при обеспечении правопорядка.
Положительно зарекомендовали себя негосударственные охранные структуры и при оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении порядка в период подготовки и проведения избирательных компаний в 2011-2012 гг. Только в Москве и области к обеспечению правопорядка на избирательных участках в последнюю компанию привлекалось 7000 охранников. В течение 2011г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка привлекалось 82300 частных охранников. В системе единой дислокации органами внутренних дел учтено 200700 объектов с постоянным нахождением сил и средств частной охраны.
Важную роль в укреплении взаимодействия охранных структур с правоохранительными органами играют профессиональные и общественные  объединения в негосударственной сфере безопасности. Они регулярно проводят конференции, круглые столы, семинары по вопросам повышения качества охранных услуг, противодействия демпингу, взаимодействию с правоохранительными органами.
Однако до сих пор не принят закон об участии общественности в охране правопорядка, а в проекте отсутствуют частные охранные организации и детективы, что значительно осложняет их работу и взаимодействие с МВД РФ.
► Одним из недостатков регулирования в негосударственной сфере безопасности является то, что не выработана единая государственная политика в сфере обеспечения безопасности бизнеса, действующее законодательство об охранной деятельности имеет много отсылочных норм и т.д.
Представляется, единая государственная политика в сфере охраны в Российской Федерации могла бы найти отражение и закрепление в Концепции охранной деятельности в Российской Федерации, утвержденной соответствующим государственным органом. В ней, прежде всего, должны быть определены перспективы развития различных видов охраны (государственной и частной), очерчен круг субъектов рынка охранных услуг и их полномочия, четко сформулированы критерии разграничения объектов, подлежащих государственной, ведомственной и негосударственной охране. Принципиально важна позиция органов государственной власти относительно будущего вневедомственной и ведомственной государственной охраны – останутся ли они субъектами рыночных отношений.
Немаловажное значение для развития негосударственной сферы безопасности имеет позиция государства по поводу дальнейшей перспективы и статуса государственных унитарных предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью в сфере технической защиты.
Отрицательно сказывается на развитии негосударственной безопасности в России отсутствие государственного координирующего органа, который бы представлял и защищал права и законные интересы участников данной сферы деятельности.
► Не изжиты недостатки в организации негосударственных структур безопасности. К сожалению, пока мы можем говорить о недостаточном профессиональном уровне частных охранников и детективов, специалистов экономической безопасности, техников и инженеров.
Во многом это обусловлено низкой ценой на охранные услуги, которая иногда ниже уровня рентабельности, что, с одной стороны, не позволяет специализированной организации платить налоги, достойную заработную плату, и как следствие подбирать для работы грамотных, интеллектуально и физически подготовленных кандидатов, с другой – заставляет экономить на их подготовке и повышении квалификации. По признанию экспертов, руководителей и учредителей НСБ, только 1/4 часть организаций не нарушает законодательство. Невыплата налогов всех уровней составляет от 20% до 50%. Двойная бухгалтерия стала нормой работы большинства организаций. На «грязные деньги» поддерживается коррупционная связь с властью и контролирующими органами, высокий уровень откатов, взяточничество, «грязная» конкуренция, неисполнение обязанностей в трудовых отношениях.
► Не способствуют повышению профессионального уровня и качество подготовки в образовательных учреждениях (отсутствие квалифицированных преподавателей, соответствующей материальной базы, продажа документов, подтверждающих прохождение обучения), а также формальное проведение органами внутренних дел приема квалификационного экзамена, периодических проверок на пригодность к действиям  в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Отсутствие стандарта качества охранных услуг ведет к размытости в рыночных отношениях позволяет одерживать победу в тендерах демпингующим организациям.
Слабая техническая оснащенность охраняемых объектов (экономия на безопасности). В течение пяти лет не принимается Технический регламент, определяющий антикриминальную и антитеррористическую защиту объектов охраны.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЛУШАНИЙ УЧАСТНИКИ ПОЛАГАЮТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ ВНЕСТИ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации: 
– проработать правовую базу обеспечения конституционного права граждан
России на обеспечение вооруженной защиты личности, защиту бизнеса на основе равноправия различных форм собственности. Включить в субъекты, обеспечивающие правопорядок, частные охранные организации и детективов;
– принять дополнительные меры, направленные на установление конструктивного взаимодействия правоохранительных органов с охранными структурами по совершенствованию обмена информацией о происшествиях, криминальной обстановке, лицах, находящихся в розыске, угрозах охраняемому объекту, а также иных сведений, необходимых для осуществления надежной охраны объекта, пресечения посягательств. Рассмотреть вопрос об организации координационного органа по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при Правительстве РФ;
- обеспечить участие представителей Общественной палаты, ТПП РФ, территориальных Торгово-промышленных палат, профессиональных союзов и объединений негосударственных структур безопасности в парламентских слушаниях, работе экспертных советов при Правительстве, профильных комитетах Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам разработки и совершенствования нормативно- правовой базы, регулирования данного сегмента экономических отношений;
- в целях укрепления взаимодействия негосударственных организаций правоохранительной направленности с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать включать руководителей охранных структур, частных детективов, руководителей служб безопасности в состав территориальных советов по обеспечению правопорядка в регионах и привлекать их в качестве экспертов к работе антитеррористических комиссий и комиссий по профилактике правонарушений.
Правительству Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 
- расширить список организаций, имеющих полномочия на охрану объектов различной сложности с проведением дифференциации данных объектов по значимости и защищенности; на основании данного анализа подготовить изменения в приложение №1 постановления Правительства Российской Федерации №578 «Перечь объектов, подлежащих государственной охране», с целью большей дифференциации рынка охраны по категориям и возможности привлечения негосударственных охранных предприятий;
– разработать соответствующие документы по присвоению кода рабочей профессии «охранник». В рамках НИОКР подготовить пакет регламентирующих документов по охране труда в охранных предприятиях и службах. Рассмотреть вопрос о включении в список профессий, по которым проходят обучение через Центры занятости населения безработные и высвобождаемые по сокращению граждане, профессией «охранник» и «частный детектив» и проводить обучение за счет государства в НОУ.
 
В заключение мероприятия состоялось награждение грамотами отличившихся сотрудников охраны и охранных организаций. Вручал награды Франц Клинцевич под бурные аплодисменты собравшихся.
Подробности о проведении слушаний в Общественной палате, тезисы выступлений, фоторепортаж и видеосюжеты заинтересованные читатели обязательно найдут на страницах нашего портала «Хранитель» в самое ближайшее время.
 
 
 
В кулуарах заседания: Дмитрий Галочкин, Анатолий Маликов, Александр Мельников
 
 
 
 
Встреча ветеранов: Николай Першуткин, Иван Шилов, Евгений Карабанов
 
 
 
 
В президиуме заседания Д.Галочкин и А.Кучерена
 
 
 
 
Президиум слушаний в Общественной палате: Александр Мельников, Анатолий Выборный, Дмитрий Галочкин, Анатолий Кучерена
 
 
 
 
Выступает Владимир Васильев, член Комитета Госдумы ФС РФ по безопасности 
 
 
 
 
Награды отличившимся сотрудникам и организациям НСБ вручает депутат Госдумы Франц Клинцевич




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости