С какими ЧОПами заключать контракты – рекомендации (часть 1)

01/02/2012 С какими ЧОПами заключать контракты – рекомендации (часть 1)

С какими ЧОПами заключать контракты – рекомендации (часть 1)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ КОНТРАКТОВ С ЧАСТНЫМИ ОХРАННЫМИ СТРУКТУРАМИ (Проект) 
СОДЕРЖАНИЕ
1.0       ВСТУПЛЕНИЕ
1.1       Цели и задачи Методических рекомендаций
1.2       Порядок использования Методических рекомендаций
2.0    ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ: ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО
3.0       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ОХРАННЫХ УСЛУГ
4.0       ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ
4.1   Введение
4.2   Охранный персонал
4.3   Общее и оперативное управление подрядчика
4.4   Инфраструктура подрядчика
4.5   Компания-подрядчик
ПРИЛОЖЕНИЕ: Оценочные таблицы
 
1.0 ВСТУПЛЕНИЕ
Услуги частной охраны все в большей степени становятся частью нашей повседневной жизни. Спрос на услуги охраны растет по мере того, как экономические, демографические и политические изменения ведут ко все большей поляризации общества. Такая поляризация находит свое отражение в росте количества актов агрессии и криминального поведения. В то же время, прямая ответственность государственных структур за обеспечение общественной безопасности постепенно снижается. Для сокращения бюджетных расходов на содержание государственных охранных структур и ценовой эффективности эти функции все в большей степени делегируются частному сектору индустрии безопасности.
Таким образом, все более возрастает ответственность частных охранных предприятий за обеспечение общественной безопасности, и защиту общественной и частной собственности в самой разнообразной обстановке, включая зоны повышенного риска, такие, как банки, крупные торгово-развлекательные центры, вокзалы, аэропорты. Они также все чаще обеспечивают безопасность при проведении публичных мероприятий и сопровождении перевозок особой важности и в значительной степени принимают на себя функции, реализовавшиеся ранее государственными органами правопорядка.
Немаловажную роль играют негосударственные охранные структуры в обеспечении безопасности целого ряда муниципальных объектов: образовательных учреждений, больниц, музеев и т.д.
Разнообразие объектов охраны ставит перед сотрудниками охранных структур целый ряд задач различного характера и различной степени сложности. Даже однотипные объекты (например, средние школы) могут значительно различаться по социальному и, следовательно, поведенческому характеру постоянных посетителей и окружающего населения, по насыщенности привлекательными для криминала предметами, по условиям окружающей застройки и т.д.
Современная индустрия безопасности предлагает широчайший ассортимент технических средств: систем контроля и управления доступом, аппаратуры видеонаблюдения, пожарно-охранной сигнализации и т.д. При этом однотипные объекты могут иметь самый различный уровень технической оснащенности. Такое разнообразие требует от сотрудников охранных структур зачастую широкого спектра профессиональных умений и навыков, которые к тому же надо поддерживать и совершенствовать.
Отсюда возникает целый ряд проблем для людей, не связанных с вопросами безопасности профессионально, но отвечающих за выбор охранных структур для обеспечения безопасности того или иного объекта. Как сформулировать требования к охранной фирме? Каким критериям должны отвечать охранник и его руководство? Насколько можно быть уверенным в том, что в случае чего охранная компания сможет возместить ущерб, причиненный по ее вине? Да и вообще в стране по данным МВД более 20 тысяч охранных предприятий с общим числом сотрудников более 700 тысяч человек. При этом по численному составу они варьируются от 5 охранников до нескольких тысяч сотрудников. Кому из них можно доверить безопасность детей, спокойствие граждан, сохранность зачастую огромных материальных ценностей? А если еще и бюджет на охрану выделен не самый щедрый?
Как частные компании, так и государственные структуры на общенациональном, региональном и местном уровне в настоящее время все чаще размещают заказы на осуществление охранных услуг частными охранными предприятиями. Их «покупательная способность» таким образом, становится все более значимым фактором в определении правил и качества оказываемых услуг по безопасности. Однако, несмотря на высокую степень уязвимости значительного числа охраняемых общественных зданий и других объектов, практика показывает, что большинство государственных чиновников отбирают подрядчиков в области обеспечения безопасности исключительно по принципу наименьшей заявленной цены.
Отчасти это результат урезания бюджетов госструктур, однако, такое положение в значительной степени объясняется еще и тем, что у принимающих решения чиновников нет инструментария, позволяющего грамотно определить подрядчика с наилучшим соотношением «цена/качество».
Концепция «цена/качество» подразумевает, что в расчет принимается не только низкая заявленная цена, но и качественная составляющая тендерного предложения на охранные услуги. 
 
1.1       Цели и задачи пособия.
Данное пособие составлено для тех принимающих решение государственных служащих, которым важно, чтобы отобранный ими подрядчик мог совместить качество предоставляемых услуг с выгодной ценой подряда, а не просто предложить самую низкую цену. Задача пособия – предоставить заказчику удобный инструмент, предназначенный помочь ему, прежде всего, определить его собственные нужды по обеспечению безопасности объектов в зависимости от типа каждого объекта и задач по его охране.
Только детальное описание собственных требований может помочь определить подрядчика, который может не только предложить конкурентоспособную цену, но и продемонстрировать свою профессиональную состоятельность и способность обеспечить высококачественное и надежное предоставление требуемых услуг.
Пособие содержит простую и универсальную методику оценки тендерных предложений, которая может быть легко приспособлена к особенностям любой проводящей тендер организации и к требованиям конкретного контракта на охранные услуги. Цель этой методики – обеспечить проводящие тендер организации максимальной автономией в определении тех критериев оценки, которые представляются наиболее значимыми для решения задач охраны. Эта методика позволяет заказчику не только изменять весомость качественных критериев по своему усмотрению, но и самому устанавливать приемлемый баланс между ценовыми и качественными характеристиками при рассмотрении тендерных предложений. 
 
1.2       Как пользоваться настоящим пособием
Основная часть настоящего пособия разработана как источник начальной ознакомительной информации или учебно-тренировочный модуль для ответственных за составление контрактов и содержит технические требования и качественные критерии, которые помогут в определении подрядчиков, предлагающих действительно высокий уровень обслуживания. Эта часть пособия объясняет рациональные посылки такого отбора и принцип предлагаемой системы подсчета баллов. В дальнейшем эта часть пособия может использоваться как справочный материал.
Система подсчета баллов и содержащиеся в Приложении таблицы могут быть адаптированы к конкретным требованиям организации, предлагающей тендер.
Остальная часть пособия структурирована следующим образом:
Часть 2 разъясняет необходимость обращать при выборе подрядчика внимание, как на цену, так и на качество предлагаемых услуг по обеспечению безопасности. В ней перечислены негативные последствия однобокого выбора (только на базе цены вопроса), а также описана полезная практика выбора по принципу «соотношение цена/качество».
Часть 3 содержит методику определения оптимального соотношения «цена/качество» для охранных услуг. Здесь описаны качественные критерии по отношению к четырем ключевым элементам, определяющим успешное выполнение контракта: навыкам  и возможностям персонала охраны; навыкам и оперативному опыту управляющего звена; качеству инфраструктуры для выполнения контракта; деловой истории и деловой философии самого охранного предприятия.
Часть 4 дает понятие об используемой системе подсчета баллов и содержит примеры таких подсчетов.
 
Выбор оптимального варианта: почему это важно
Как уже упоминалось во введении, частные компании и государственные структуры все чаще обращаются к поставщикам охранных услуг для обеспечения охраны общественных зданий, безопасности в ходе публичных мероприятий, сопровождения важных лиц или ценных грузов, а также для выполнения других задач. Для заказчика это в значительной степени подразумевает делегирование частным охранным структурам целого ряда функций, напрямую связанным с такой деликатной миссией, как обеспечение общественной и внутренней (корпоративной) безопасности.
Рост количества контрактов на конкурсной основе означает, что стандарты, устанавливаемые проводящими тендеры организациями для бюджетов, выделяемых на охрану, оказывают значительное влияние на заработную плату и трудовые условия в секторе охранных услуг, на инфраструктуру охранных предприятий и, таким образом, на качество оказания услуг. Среди представителей индустрии безопасности растет озабоченность тем, что предоставление контрактов на основе исключительно наименьших ценовых показателей ведет к неуклонному снижению показателей качественных. Особую тревогу вызывает тот факт, что подобная тенденция проявляется именно тогда, когда от частных охранных структур требуется более значимая специализация и повышение качества оказываемых услуг, т.к. они принимают на себя весьма серьезные функции, ранее относившиеся к прерогативе государственных структур.
К сожалению, осознание опасности, проистекающей из подобной практики, растет крайне невысокими темпами. Связано это с тем, что пагубный эффект конкуренции минимальных цен, не имеющей ничего общего с оптимизацией затрат, не лежит на поверхности и проявляется постепенно. Весь этот процесс необходимо рассматривать в контексте собственной безопасности организации, того, как она оценивает безопасность своего окружения, свой общественный имидж и ту юридическую и материальную ответственность, которую ей придется нести в случае, если низкое качество охранных услуг приведет к возникновению ущерба.
Как показывает практика, конкуренция низких цен вначале ведет к ослаблению инфраструктуры исполнительной системы, а именно обучения и подготовки персонала, оперативного руководства и управления качеством. Для дальнейшего снижения цен поставщики начинают прибегать к снижению уровня оказываемых услуг путем найма более дешевой рабочей силы, что пагубно сказывается на мотивации персонала и вызывает высокую текучесть кадров.
Зарплаты и социальные выплаты зачастую сокращаются за счет перехода на использование вахтовых схем и работников по совместительству, а также схем, позволяющих обойти коллективные трудовые договоры. Широко применяются уловки, подразумевающие использование т.н. «мертвых душ» (т.е. для выполнения задач назначается значительно меньшее количество персонала, чем предусмотрено контрактом).
По мере снижения цены механизмы реального обеспечения безопасности становятся слишком дорогостоящими в плане накладных расходов, что, безусловно, увеличивает риски для клиентов и окружающих.
Все чаще среди компаний, выигравших тендеры по причине наименьшей предложенной цены, обнаруживаются те, кто поступился условиями коллективных договоров или напрямую нарушил закон. Есть примеры неуплаты налогов, претензий со стороны страховых компаний, несоблюдения условий контракта в отношении количества выделяемого для охраны персонала, использования незарегистрированных должным образом работников.
Примеры негативного влияния такой практики снижения цены все чаще попадают в поле зрения общественности, что негативно сказывается на общественном имидже всего частного сектора безопасности. Естественно, это самым губительным образом сказывается и на имидже тех государственных структур, которые наняли такую охрану.
Распространение такой практики и нарушений, проистекающих из конкуренции низких цен, ведет к тому, что и частные поставщики охранных услуг, и обращающиеся к ним государственные и муниципальные структуры начинают переосмысливать свою стратегию проведения тендеров. Все большее распространение получает система оценки не только цены вопроса, но и качества оказываемых услуг. На изучении именно этого опыта и основано данное пособие.
При разработке системы оценки предлагаемых услуг по охране учитывался опыт США и стран Евросоюза.
 
Продолжение следует.  
Далее будут рассмотрены вопросы:
- Определение оптимального выбора охранных услуг
- Качественные критерии, относящиеся к охранному персоналу
- Управление контрактом и оперативное управление
- Критерии качества, относящиеся к руководству и оперативному управлению контрактом
- Инфраструктура для выполнения контракта.
- Качественные критерии, относящиеся к компании в целом,
и другие.
 
Автор- составитель: Исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности
 
P.S. От автора: Для госструктур рекомендации могут быть полезны не только при внесении изменений в ФЗ 094 относительно соотношения "цена-качество", но и как источник тех самых критериев, на отсутствие которых они сетовали на круглом столе.
Для коммерческих же компаний эти рекомендации применимы в полном объеме уже в нынешнем виде.
Дельные предложения по улучшению данного проекта, безусловно, приветствуются и принимаются до 15 февраля т.г. Комментарии и поправки направлять на адрес: office@rasi.ru
 




Комментарии

Добавить комметарий к новости

Ваше имя:
E-mail:
Текст комментария:

Код с картинки:


Все новости