ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ОХРАННИКОВ? Чему и как учить охранников?
11/10/2011 ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ОХРАННИКОВ? Чему и как учить охранников?ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ОХРАННИКОВ?
Чему и как учить охранников?
Вопрос может показаться риторическим. Ясно ведь, что методике и тактике охранной деятельности. То есть, как правильно охранять объект. А конкретно? ЗУНу, т.е. Знаниям, Умениям и Навыкам охранной деятельности.
Вот давайте и разберемся: каким знаниям, каким умениям и каким навыкам нужно научить охранников?
Но для начала надо бы определиться с понятиями (wikipedia нам в помощь). Не торопитесь и прочитайте внимательно.
Знание: в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений; в узком смысле — обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу.
Фиксируются в образах и знаках (естественных и искусственных языков).
Навык — действие в стандартной ситуации, доведенное до автоматизма. Оно не обдумывается заранее и не членится на отдельные операции. В результате выполняется быстро и точно.
Формируется путем повторений.
Умение — освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Создает возможность выполнения действия не только в типичных, но и в нестандартных условиях.
Формируется путем упражнений.
Из определений становится понятно, что охранник в освоении профессии должен пройти 3 этапа: усвоить знания -> натренировать навыки -> выработать умения. Не полагаясь на обучение в НОУ, где, кроме знаний, охранник никаких практических навыков не получает, мы ввели следующий порядок:
а) процедурой допуска к работе инструктор знакомит охранника с особенностями объекта и тактикой его охраны;
б) решением типовых задач непосредственно на объекте у охранника вырабатываются конкретные навыки охранной деятельности;
в) со временем, после того, как охранник освоит навыки (много навыков) и научится их применять в совокупности и взаимодействии, у него формируются и сами умения;
г) наличие устойчивых навыков и умений позволяет охранникам получать новые знания, развиваться и совершенствоваться в овладении дополнительными навыками и умениями.
Чтобы реализовать эту возможность, нами практикуется многоступенчатая подготовка охранников с присвоением им квалификации по 4 категориям классности (с увеличением зарплаты каждый раз на 10%). Присвоение очередного класса осуществляется после защиты аттестационной работы и при наличии опыта руководства сменой, постом. В результате охранник имеет возможность строить служебную карьеру.
Какие охранники нужны?
В массе своей – освоившие навыки, вроде этаких биороботов, натасканных (надрессированных) на решение узких типовых задач за удовлетворяющее вознаграждение. У нас это 3-й класс, вторые и третьи номера в смене.
Этому званию предшествует стажер, который получает только знания, т.к. по своему статусу не может выполнять охранные функции и овладевать профессиональными навыками. Стажировка осуществляется в течение 1-3 месяцев.
На этапе формирования умений личность развивается, более полно обеспечивается ее самореализация – это 2-й класс (присваивается через год). Такие охранники могут работать самостоятельно, они более надежны. Это старший смены, поста.
И, наконец, 1-й класс - второй виток развития личности охранника, расширения его возможностей, усвоения им новых знаний, навыков и умений (профессиональных, организаторских, лидерских). Это элита охранного предприятия, наставники молодых. Первый класс присваивается по мере зрелости охранника, но не ранее, чем через три года работы.
А дальше? Старший объекта, инспектор, инструктор, начальник службы, замдиректора, директор ЧОПа. За почти 20 лет работы у нас было всего 3 работника администрации из числа не охранников. Долго они не продержались.
Учить или учиться?
Усилиями только инструкторов выработать навыки невозможно. Нужно активное участие в этом самого охранника: ведь это он должен многократно повторить действие. Поэтому мы поступаем следующим образом: во время проверок несения службы охранниками на объектах инспектор дает охранникам т.н. «вводные» (военный термин), соответствующие типовым ситуациям. Например: «На объекте посторонний, который перелез через забор в таком-то месте. Ваши действия?» Если охранник начинает объяснять и рассказывать, инспектор его обрывает и требует демонстрации конкретных действий: задержания, выяснения данных личности, документирования и пр.
Что должен знать охранник объекта?
§ законодательные акты, регламентирующие частную охранную деятельность:
· основы уголовного, административного, трудового законодательства;
· другие руководящие, методические и нормативные документы по осуществлению охранных функций;
· распоряжения и приказы директора ЧОПа;
§ конституционные и иные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
§ руководство охраняемого объекта (в объёме, необходимом для повседневной работы);
§ технологию и режим работы объекта;
§ Положение о внутриобъектовом и пропускном режимах объекта;
§ порядок доступа на объект, передвижения лиц и перемещения имущества, парковки транспорта;
§ перечень своих обязанностей по охране объекта;
§ порядок получения, систематизации и ведения информации, касающейся охраны объекта;
§ порядок задержания правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел;
§ порядок применения физической силы и специальных средств:
· в рамках своих полномочий;
· в состоянии крайней необходимости;
· в состоянии необходимой обороны;
§ правила использования технических средств охраны и охранно-пожарной сигнализации;
§ правила пожарной безопасности;
§ порядок действий при пожарах, авариях, чрезвычайных ситуациях и угрозах совершения террористических актов;
§ правила охраны труда;
§ правила оказания первой доврачебной помощи при получении телесных повреждений, травмах и несчастных случаях.
Какими навыками должен овладеть охранник?
При охране офисного объекта, например, у охранника должны быть выработаны навыки:
§ приема объекта под охрану;
§ осмотра и патрулирования объекта;
§ выявления нарушений Положения о внутриобъектовом и пропускном режимах охраняемого объекта;
§ ведения учета посетителей, проверки у них личных документов;
§ проверки разрешительных документов на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспорта, ввоз (вывоз), внос (вынос) имущества;
§ проверки соответствия вносимого (выносимого) имущества документам, дающим право на его перемещение;
§ выявления признаков подделки разрешительных документов;
§ ведения учета разрешительных документов;
§ осмотра лиц, вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) вещей;
§ осмотра транспортных средств;
§ наблюдения за работниками, клиентами и посетителями Заказчика, а также работниками обслуживающих организаций;
§ пользования:
· дежурным охранным освещением объекта,
· средствами индивидуального освещения
· техническими средствами контроля обстановки на объекте с помощью охранного телевидения, сигнализации, СКУД;
· прибором-считывателем «ХОД-ТЕСТ» (или его аналогами),
· средствами радиосвязи,
· спецсредствами, оружием,
· первичными средствами пожаротушения;
§ ведения учета и выдачи ключей;
§ реагирования на возгорания, возникновение чрезвычайных (криминальных, бытовых, аварийных) ситуаций, обнаружение взрывных устройств и подозрительных предметов;
§ реагирования при посещении объекта сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов;
§ документирования происшествия, фиксации его следов, описания внешности правонарушителя, его задержания и передачи в орган полиции;
§ оказания доврачебной помощи пострадавшим;
§ информирования об обстановке на объекте;
§ хранения и пользования конфиденциальной информацией;
§ сдачи объекта из-под охраны.
Важное замечание: не следует упрощать и сводить навык к какому-то простому действию. В охранной деятельности это, обычно, строгая последовательность действий, набор правил.
Навыки прописываются в инструкции по охране объекта. Сделать это, как оказалось, не всегда просто. Нужны примеры в виде конкретных ситуаций по тактике охраны.
Что охранник должен уметь?
Исходя из сути охранной деятельности, понимаемой как ограничение доступа к имуществу, персоналу и информации, охранник должен уметь:
§ защищать жизнь и здоровье сотрудников, клиентов и посетителей Заказчика, находящихся на территории объекта
§ обеспечивать сохранность от расхищения, порчи и уничтожения имущества Заказчика;
§ обеспечивать порядок на объекте и на территории, непосредственно прилегающей к нему;
§ моделировать поведение преступников, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы хищений на объекте;
§ выполнять обязанности старшего смены, поста;
§ оценивать и формировать профессиональный имидж частного охранника;
§ своевременно устранять замечания.
Ниже в таблице приведены примеры, которые помогут лучше понять различия между навыками и умениями.
Знание
|
навык
|
умение
|
Инструкции по пользованию швейной машинкой
|
Шить на швейной машинке
|
Скроить и сшить платье
|
Правил передвижения на лыжах
|
Кататься на лыжах
|
Побеждать на соревнованиях
|
Топографии
|
Читать карту
|
Ориентироваться на местности
|
Основ товароведения, рыночной стоимости товаров и услуг
|
торговаться
|
Выгодно продать товар
|
Программы по обучению летному делу
|
Лететь на автопилоте
|
Провести самолет через грозовой фронт
|
Основ стрелковой подготовки
|
Стрелять
|
Атаковать
|
Инструкции по организации охраны объекта
|
Проверять пропуска
|
Задержать несуна
|
Положение о пропускном режиме на охраняемом объекте
|
Вести учет посетителей
|
Обеспечивать пропускной режим
|
Правил, обычаев и традиций общения
|
Поддерживать разговор, общаться
|
Разрешать конфликты
|
Основ описания внешности человека
|
Запоминать лицо и внешность человека
|
Описывать броские приметы человека по методу словесного портрета
|
Служебной инструкции по охране конкретного объекта
|
Осмотра помещений
|
Предотвращать преступления
|
Закон «О частной детективной и охранной деятельности», Закон «Об оружии»
|
Применять спецсредства и оружие, приемы рукопашного боя
|
Задерживать правонарушителя с минимальным ущербом для его здоровья и в пределах необходимой обороны
|
Положения о внутриобъектовом режиме на объекте
|
Выявлять нарушителей внутриобъектового режима
|
Обеспечивать внутриобъектовый режим
|
Правил пожарной безопасности
|
Применять огнетушитель
|
Тушить пожар
|
Описания шлейфов сигнализации на контрольной панели приемно-контрольного прибора ОПС
|
Реагировать на сработку ОПС
|
Обеспечивать сохранность имущества от расхищения
|
Внешних признаков правонарушений
|
Визуально следить за персоналом и посетителями, пользоваться средствами наблюдения
|
Видеть главное, наблюдать без пристрастия и субъективной оценки
|
В заключение.
Из общей массы охранников количество тех, которые знают, что делать – хорошо, если будет один к пяти, обладающих навыками – наверняка в 2-3 раза меньше, умеющих – вообще может оказаться один на сотню. А заказчик, между тем, думает, что умелых - один к одному…
Комментарии
Добавить комметарий к новости
Все новости